Олимпиада школьников по русскому языку, школьный этап, 7 класс


Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Школьный этап
7 класс
Задание 1. Расставьте ударения: бармен, гуру, древко, жалюзи, жерло, кремень, ревень, сахаристый, торты, форзац (5 баллов)Задание 2.Что общего у слов жизнь, неприязнь, боязнь, болезнь? Какое слово лишнее в этом ряду? (2 балла)
Задание 3. Объясните причину орфографических ошибок: медальён, раён, ёгурт. (1 балл)
Задание 4. Постройте словообразовательную цепочку к слову наращивающийся (1 балл)
Задание 5. Определите способ образования слов тишь, сушь, загар, высь. Найдите и объясните "четвёртое лишнее" (2 балла)
Задание 6. Вставьте пропущенные буквы: лекц…я, во…зал, ч…лка, зап…вать (лекарство), отв…рить (мясо), роз...ск, ц…ганский, мыш…нок, ц…новка, з…ря, соб…ру, предл…гать, расст...лать, деш…вый, ш…рох, ш...в (8 баллов)
Задание 7. Вставьте подходящие по смыслу синонимы-прилагательные старинный, старый, древний,ветхий, давний в предложения и дайте лексическое значение каждому из них: "____ человек обыкновенно любит вспоминать _____ происшествия и рассказывать о _____ обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдёшь много ______. Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в _______ времена" (Фонвизин Д.И.) (6 баллов)
Задание 8. Восстановите фразеологизмы в предложениях из произведений А.П.Чехова. Почему, по вашему мнению, они называются устойчивыми выражениями?
1)Помню, фамилия лошадиная, а какая - внезапно забыл. 2)Через час он сидел всё на том же месте, пристально смотрел в залоговую квитанцию. 3) Вышла Анютка из избы и пошла, не выбирая пути. (2 балла)
Задание 9.Подберите нейтральный синоним к диалектным словам, обозначающим одно понятие: ситник, подстёга, дряпня, хижа, чичер, бус. (1 балл)
Задание 10. Укажите основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд. Добавьте свой пример.
Сборка автомобиля - сборка на ткани; дипломатическая нота - музыкальная нота (2 балла)
Задание 11. "Ехать на обывательских лошадях". Определите значение слова "обывательский" в данном предложении. (1 балл)
Задание 12. Выберите подходящие по смыслу глаголы в следующих предложениях: "В заключение собрания слово для выступления... (предоставляется/представляется) Иванову"; "Ему была (представлена/предоставлена) возможность поехать на юг";"Ему (представилась/предоставилась) возможность поехать на юг"; "Вошедшие граждане, (оплатите/ заплатите/уплатите) за проезд" (2 балла)
Задание 13. Какое из перечисленных слов в прошлом не имело форму женского рода: георгин, желатин, тюль, погон, рельс, санаторий (1 балл)
Задание 14. Раскройте скобки, поставьте существительные в форму множественного числа, укажите ударение:
Купить несколько (простынь). В углу стояло несколько (кочерга). (2 балла)
Задание 15. Какие из данных существительных не имеют формы множественного числа: сталь, табак, глина, масло, молоко, рис, серебро, фарфор, хрусталь, влажность, кислород. (2 балла) Задание 16. Что объединяет глаголы с точки зрения языка: победить, чудить, убедить, очутиться, ощутить? (1 балл)
Задание 17. Допишите окончание сказуемого, сформулируйте правило.
Кресло-кровать стоял(-/о) в углу. Плащ-палатка лежал (-/а) в свёрнутом виде. Завод-лаборатория выполнил (-/а) срочный заказ. Автомобиль-игрушка понравил(-/а)сь/ся детям. (3 балла)
Задание 18. Образуйте простые формы сравнительной степени прилагательных: бойкий, звонкий, ловкий, сладкий, хлёсткий, плохой. (3 балла)Задание 19. Выполните синтаксический разбор предложения. Составьте его схему.
Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах. (М.И.Калинин) (2 балла)
Задание 20. Объясните смысл выражения: "Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск". Назовите средства выразительности, использованные в предложении. (10 баллов)
Итого баллов: 57