Самоанализ методической работы учителя


МБОУ «Лицей им. В.В. Карпова» ЗМ РТ
Самоанализ педагогической деятельности
учителя английского языка за первое полугодие 2015-2016 учебного года в рамках методической темы «Развитие коммуникативных способностей учащихсяна уроках английского языка» Чешейко Алины НаилевныОвладение иностранным языком в школе предполагает интенсивную активность обучающихся. Среди аспектов, повышающих уровень мотивации, следует выделить постоянно поддерживаемый интерес учащихся к процессу овладения иностранным языком, его результативность.
Главная цель моей работы - обеспечивать учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями применять их в практической деятельности; создание в процессе обучения условий, способствующих сохранению психического здоровья детей; создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся средствами учебного предмета «Английский язык».
Задачи: Использование различных методов и методических приемов, повышающих интерес к английскому языку, для роста качества знаний учащихся.Сочетание различных форм занятий с целью развития творческих способностей каждого ребенка.Сохранение здоровья детей путем снятия эмоциональной напряженности при изучении предмета.
В рамках работы над методической темой стараюсь:
Развивать коммуникативные умения (научить слышать англоязычную речь, слушать и понимать друг друга, вместе искать ответы на вопросы, обсуждать и спорить).
Показать учащимся значимость знаний английского языка, возможность их применения в повседневной жизни для осознания себя и окружающего мира.
Развивать познавательную активность и самостоятельность (не только давать знания в готовом виде, а научить добывать их самостоятельно).
Формировать информационную культуру (научить анализировать полученную информацию, систематизировать, обобщать, творчески перерабатывать).
Развивать мышление (научить выделять главное, определять понятия, сравнивать, решать проблемные задачи).
Развивать творческие способности (стимулировать творческую активность учащихся, создавать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, решают творческие задачи).
Создавать психологически комфортную среду для изучения предмета и непосредственного общения на английском языке, чтобы каждый ребенок поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы научился испытывать радость от общения на английском языке.
Основные методы и методические приемы, используемые мною при обучении английскому языку:
Использование Интернет ресурсов при изучении курса английского языка;
Принципы работы с учащимися по составлению плана (например, для пересказа текста);
Основные требования к составлению опорных схем и конспектов (например, при изучении времен активного и пассивного залогов);Использование таблиц, наглядности; интерактивных методов обучения;
Формы активизации познавательной деятельности учащихся при работе с дополнительной литературой и со словарем с целью усвоения основных ЛЕ (лексических единиц);
Внеурочная работа по английскому языку (внеклассные мероприятия).
В своей работе использую учебно–методический комплекс Биболетовой (2-8 классы), методические материалы из журнала «ИЯШ» и «English», ЦОР, различные книги с тестами и внеклассными мероприятиями по английскому языку, компьютеры, мультимедийный проектор, справочники, словари, дидактические материалы, энциклопедии.
В 2003 г. окончила Казанский государственный педагогический университет по специальности «Филология: методика преподавания английского и испанского языков». Стаж работы 12 лет. С 2012 г. работаю в лицее им. В.В. Карпова в должности учителя английского языка.. Также регулярно занимаюсь самообразованием, которое позволяют мне добиваться неплохих результатов в обучении учащихся английскому языку. С целью обмена опытом посещаю уроки коллег как опытных, так и молодых специалистов, тематические семинары в г. Зеленодольске, конкурсы.
Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие. Поэтому я использую на уроках различные формы и методы, применяя дифференцированный подход.
Для успешного усвоения материала я провожу различные типы уроков: комбинированные уроки (английский язык и биология/экология по теме «Окружающая среда», английский язык и история по теме «Великобритания. Путешествие по Лондону»), уроки обобщения-повторения и учета знаний, игровые уроки (например, викторины «The ABC party» «St. Valentine’s Day», игра «Merry Christmas», страноведческие викторины, инсценировки «Cinderella»), уроки с использованием ИКТ.Учащиеся неплохо усваивают грамматические структуры и различают видовременные формы глагола английского языка. При проверке знаний использую фронтальный и индивидуальный опрос, лексические диктанты, тексты для аудирования, карточки для индивидуальных заданий, заполнение таблиц, использование рисунков.
Учащимся со слабыми способностями даю менее трудные задания, при этом выражения, которые они могут не понять, даю с переводом.
Для проверки качества знаний учащихся я применяю следующие формы контроля:
Разноуровневые задания (в том числе тесты, пересказы, диалоги).
Контрольные вопросы по определенным темам.
Словарные диктанты.
Игры.
Широко применяю различный дидактический материал, как авторский, так и собственный, разработанный в процессе работы над методической темой.
Стараюсь давать материал урока доходчиво и интересно. Для этого раскрываю взаимосвязь английского языка с другими предметами, показываю его практическое применение, использую разнообразные методы и приемы обучения, таблицы, плакаты, сведения из современных журналов и газет, художественной литературы.
Для того чтобы расширить кругозор, развивать любознательность учащихся на уроке, использую материалы под рубрикой «Do you know» или «It is interesting to know» … или страноведческий материал из Интернета (аутентичные сайты BBC, CNN, Disney for kids, National Geographic for children и др.).
Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика.
Воспитательную работу на уроках провожу в соответствии с изучением той или иной темы по направлениям: познавательная деятельность, художественно–эстетическая деятельность, трудовая и спортивно – оздоровительная.
В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Учащиеся начальных классов с удовольствием работают над темами «Мой друг», «Новогоднее меню», «Письмо Санта Клаусу». Ребята 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «Любимые праздники», «Англоговорящие страны» и т.пАктуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно ориентированной ситуации и через игру как основной вид учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса. Игра непременно содержит соревнование и конфликт, принятие роли и экспертную оценку результата. Однако, анализируя последнюю проведенную мной игру-викторину с учениками 3 б класса по теме «Merry Christmas», я отметила, что как и любые другие технологии, игровые технологии имеют свои плюсы и минусы. С моей точки зрения, их можно представить в таком виде:
Плюсы и минусы игровых технологий:
Плюсы Минусы
повышение мотивации к изучению предмета,
проявление самостоятельности учащихся,
формирование ответственности;
развитие творческих способностей;
учащиеся активно включаются в учебную деятельность и не просто запоминают и воспроизводят знания, а ещё умеют применять их на практике;
практическая значимость сочетается с созданием прочной языковой базы, служит развитию творческих умений и способностей учащихся;
хороший способ закрепления. сложности в оценке учащихся (порой даже четко проработанные критерии не помогают);
некоторые учащиеся отсиживаются (при работе в группах, например);
непредсказуемость хода игры (можно продумать все до мелочей, но дети есть дети, поэтому все может пойти по другому сценарию) – хотя… может это и плюс;
подготовительный этап занимает много времени;
не всегда можно уложиться во временные рамки;
не для любого материала.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной  работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Особенно интересна совместная работа ученикам 5-7 классов.
В заключение хотелось бы сказать, что использование подобных форм обучения диалогической и монологической речи приводит к довольно хорошим результатам. Прежде всего, учащиеся постепенно преодолевают психологический барьер боязни совершить ошибку в речи, их ошибки учитель сообщает в конце того или другого вида речевой деятельности в очень доброжелательном тоне и даёт рекомендации, как их не совершать. У учащихся формируются хорошие навыки устной речи за счет элемента интереса, присутствующего в этих видах и формах работы. Дети учатся правильно общаться друг с другом, быть вежливыми и воспитанными, развивается их мышление и способность быстро реагировать на заданную ситуацию. Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.
Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.
На своих уроках применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока.  Ведь именно она позволяет учителю осуществить  обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке и как их разрешить.Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.
В силу того, что предмет «иностранный язык» является одни из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. С этой целью стараюсь применять на уроках различные технические средства (магнитофон, компьютер), разнообразить формы подачи материала (с включением игровых моментов). Привлекаю учащихся к участию в олимпиадах, (в октябре 2015г моя ученица из 7г Сулейманкина Вика заняла 1 место в школьном этапе олимпиады по английскому языку), театральных постановках на языке (в декабре 2015 ученики 7 класса инсценировали сказку «Cinderella»), созданию презентаций и проектов.
Изменение потребностей общества в функциональной и структурной трансформации школы стало одним из условий формирования направлений модернизации Российской системы образования. Образование стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Ключевыми становятся такие ориентиры как одаренность личностисти во всех ее проявлениях. Социальная успешность одаренных детей зависит от образовательной активности семьи, мотивов и способностей самого ученика, возможностей среды, в которой идет процесс социализации и, конечно же, от качества деятельности образовательного учреждения.
В феврале 2016 года я принимала участие в научно-практическом конференции на базе нашего лицея, где представила элементы урочной и внеурочной деятельности с одаренными и высокомотивированными детьми. «Describing people and animals». Тезисы доклада были опубликованы в сборнике материалов данной конференции. В мае 2016 года ученицами 6 г класса под моем руководством была подготовлена презентация о Главе Осиновского поселения Мельниковой Т.В. на английском языке в рамках ежегодних Карповских чтений. Девочки заняли 3 место среди докладчиков.
Для работы с ребятами с низким или недостаточным уровнем обученности использую задания, соответствующие их способностям (карточки, репродуктивные виды упражнений, упражнения с опорой на образец и т.д.). На каникулах дети приглашались на дополнительные занятия согласно графика работы с неуспевающими, результатом этой работы стала 100% успеваемость по английскому языку во всех моих классах.
Во всех классах, в которых я работаю (9 классов с 3го по 8й) сложилась доброжелательная атмосфера. Учащиеся чувствуют себя на моих уроках достаточно комфортно, конфликтных ситуаций не бывает. Одним из факторов сложившихся отношений считаю обладание чувством юмора, а также учет психо - эмоционального состояния ребят на момент урока.
Также я являюсь классным руководителем 5б класса. Поэтому в воспитательной работе перед собой ставлю следующие задачи:
1.Формировать положительную мотивацию.
2.Развивать творческие способности.
3.Способствовать развитию самовыражения и самораскрытия личности ребенка.
4.Формировать устойчивый учебно-познавательный интерес, воспитывать веру ученика в свои силы.
5.Учить наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы. На основе этого вырабатывать собственную позицию и отстаивать её.
6.Формировать коммуникативную культуру школьников.
Мною были проведены классные часы по следующим темам: «20 лет Конституции РФ», «Экстремизму –НЕТ!», «Здоровый образ жизни», «Что такое толерантность», «Школа светофорных наук», «Ревность к младшим в семье» (подготовила ученица 5 б Мухоркина Софья). С классом мы совершили поездку в Казанский Кремль, посетили выставки в ДК Осиново по темам «Выдающиеся люди Осиново» и «Осиново 200 лет», проводили чаепития (поздравление именинников), активно убирали вверенную нам территорию в рамках Уроков Чистоты.
Также в качестве учителя – предметника и классного руководителя веду тесную связь с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы). В работе с родителями я всегда открыта к диалогу, готова к сотрудничеству, доброжелательно настроена, стараюсь найти подход к каждому. Об успехах учащихся в изучении английского языка сообщаю родителям посредством записи в дневник слов «Молодец!», «Умница!», «Очень хорошо!»