Самоанализ учителя для аттестации


Система педагогической деятельности
учителя истории и обществознания
Кирилюк Олеси Геннадьевны 
 Содержание
1. Цели и задачи профессиональной деятельности
2. Обоснование выбора УМК
3. Технологии и приемы обучения
4. Результаты освоения обучающимися  образовательных программ.
6. Система оценивания обучающихся.
1. Цели и задачи профессиональной деятельности.
Свой самоанализ я бы хотела начать с краткой профессиональной биографии. Меня зовут Кирилюк Олеся Геннадьевна, я работаю учителем истории и обществознания в МБОУ СОШ №1 г. Кедрового. Имею высшее образование, в 2005 г. с отличием окончила Барнаульский государственный педагогический университет, по специальности «история». Педагогический стаж работы 6 лет. После окончания университета несколько лет не работала, так как находилась в декрете по уходу за ребенком. С сентября 2009г. по июнь 2012г. работала учителем истории и обществознания в с. Макарово Алтайского края (Шелаболихинский район), с общей нагрузкой 23 часа. В сентябре 2012г. была принята учителем в среднюю общеобразовательную школу №1. г. Кедрового. Регулярно повышаю уровень самообразования, в 2014 году прошла курсы повышения квалификации по программе «Содержание, методы и технологии в обучении истории в условиях перехода на ФГОС и Историко – культурный стандарт» (108 часов).
Я считаю, что труд учителя - это всегда борьба за детские сердца и души, и главный результат этого - нравственный человек, которому жить и творить в третьем тысячелетии.
В настоящее время многократно возросла роль некоторых качеств личности, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
В «Федеральной концепции модернизации российского образования» современные ключевые компетенции определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». В настоящее время получить возможность развивать ключевые компетенции в полном объеме могут лишь учащиеся 1-5 классов, так как у них уже произошел переход на ФГОС. В тоже время среднее и старшее звено, так же нуждаются в формировании компетенций, чтобы стать конкурентно способными в современном меняющемся мире, поэтому на учителя истории и обществознания накладывается еще большая ответственность по созданию «новой личности». Более того, современное историческое и обществоведческое образование должно перед собой поставить и такие цели, как воспитание толерантности, сохранение качества знаний учащихся, стимулирование познавательной деятельности, воспитание патриотизма и гражданской ответственности.
Впрочем, перед тем как пытаться переходить к формированию компетенций я задалась вопросом, а как я понимаю «что такое компетенции?». Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, я пришла к своему его пониманию. Под компетенцией я вижу формулу единства: ЗНАНИЯ + НРАВСТАЕННЫЕ КАЧЕСТВА И ЦЕННОСТИ + УМЕНИЕ СТАВИТЬ ЦЕЛИ + ГОТОВНОСТЬ ИДТИ К ЦЕЛИ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫБИРАЯ ПРИ ЭТОМ ПРАВИЛЬНЫЕ ПУТИ, что приводит к РЕЗУЛЬТАТУ, т.е. к жизненному успеху. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования. Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать обучающихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта.
Поэтому главная цель моей педагогической деятельности – создать условия для познавательной активности обучающихся, используя информационно – коммуникативные технологии в учебно–воспитательном процессе, что согласуется с деятельностью нашего образовательного учреждения
Помимо основной цели я работаю над следующими проблемами – целями обучения:
воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;
формирование у учащихся картины жизни общества и человечества, как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;
формирование человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества
В рамках достижения этих целей осуществляю:
- подготовку учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ и ОГЭ, как по истории, так и по обществознанию;
- использую элементы здоровьесберегающих  и информационно-коммуникативных технологий на своих уроках;
-регулярно участвую в мероприятиях муниципального уровня, которые направлены на формирование единства учащихся, активизацию познавательной деятельности, творческой инициативы, воспитание гражданственности, толерантности, патриотизма (например, фестивали: «Единство непохожих», политический блок в фестивале «Новое поколение») (приложение 2)
-способствую формированию человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества путем реализации программ «Центра гражданского образования» (в 2014-2015 учебном году была руководителем «Центра Гражданского образования», реализовывала одну из программ центра «Правовое поле современной России» в виде элективного курса) (приложение 1)
- организую предметные, творческие мероприятия уровня образовательного учреждения (приложение 1, 3)
В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
-дать обучающимся качественное образование по истории, раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого обучающегося.
-привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях. Подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии.
-совершенствование форм организации учебной деятельности
-использование новых педагогических технологий, эффективных методик обучения.
- развивать и укреплять интерес к истории.
За период работы 2012-2015 гг., сделала следующее:
- создала свой Интернет сайт – infourok.ru
(приложение 4);
- прошла обучение на курсах повышения квалификации
(курсы);
- приняла участие в профессиональных конкурсах
(приложение 5);
-проводила открытые уроки, приуроченные к празднованию важных дат и событий
(приложение 6);
- в 2014-2015 учебном году была координатором школьной акции «Письмо солдату»
(приложение3)
-в 2013г. входила в состав жюри муниципального конкурса Научно – практическая конференция «Юный исследователь» и являлась экспертом муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории и обществознанию в 2012-2013г, 2013-2014г, 2014-2015г;
(приложение 7)
-была игротехником фестиваля «Новое поколение» в 2012-2013 и 2013-2014 учебных годах.
(приложение 2)
- в 2014-2015 учебном году была руководителем «Центра гражданского образования» и занималась организацией муниципального мероприятия фестиваля «Единство непохожих»
(приложение 1)
- выступала с докладами на областном, муниципальном и школьном уровнях. (приложение 8)
- имею публикации на сайте infourok.ru(приложение 9).
-подготовила учащихся к участию в конкурсах и предметных олимпиадах различного уровня
(приложение 10)
- принимала участие в общественной деятельности школы:
была председателем рабочей группы по разработке коллективного договора в 2013 г.,
заняла 3 место, участвуя во Всероссийском дне бега «Кросс наций – 2015г. », как представитель ОУ.
(приложение 11)
В 2015 - 2016 учебном году имею следующую нагрузку:
Классы 7а 7б 8а 8б 9а 9б 10 11а 11б Всего часов
История 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18
Обществознание 1 1 1 1 1 1 2 2 2 12
Элективный курс «Правовое поле современной России» 1
1 (первое полугодие)
Элективный курс «Трудные вопросы обществознания» 1 1
Элективный курс:
«Трудные вопросы обществознания» 1 1 (Группа учащихся из 11 а и 11 б вместе)
Элективный курс:
«Основные проблемы Отечественной истории» 1 1(Группа учащихся из 11 а и 11 б вместе)
Всего 34 часа (1 полугодие)
33 часа (2 полугодие)
Общее количество обучающихся 7-11 классы 2. Обоснование выбора УМК
Важную роль в преподавании истории и обществознания играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, поэтому постоянно работаю над пополнением учебного материала в кабинете, над созданием банка вариативных заданий по каждому классу, по каждой теме. По истории работаю по УМК издательства «Просвещение», а по обществознанию для 7-9 классов использую учебники издательства «Русское слово», для 10-11 классов использую учебники издательства «Просвещение».
История
Всеобщая история
№п.пАвторы Наименование учебника класс
1. Ревякин А.В. / Под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. История Нового времени 7
2. Ревякин А.В. / Под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. История Нового времени 8
3. Сергеев Е.Ю. / Под ред. Чубарьяна А.О. Всеобщая история. Новейшая история 9
История России
4 А.Н. Сахаров История Росcии XVII-XVIII века 7
5 Левандовский А.А. / Под ред. Сахарова История России XIX в8
6 Шестаков В.А., Горинов М.М., Вяземский Е.Е. / Под ред. Сахарова А.Н. Россия и мир в XX - в начале XXIв9
Россия и мир 10-11 класс
7 Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (базовый уровень)
Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время 10
8 Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в XX - в начале XXIв11
Обществознание
№п.пАвторы Название класс издательство
1 А.И. Кравченко
Е.А. Певцова Обществознание 7 "Русское слово"
2. А.И. Кравченко
Е.А. Певцова Обществознание 8 "Русское слово"
3. А.И. Кравченко
Е.А. Певцова Обществознание 9 "Русское слово"
4. Л.Н. Боголюбов Обществознание 10 "Просвещение"
5. Л.Н. Боголюбов Обществознание 11 "Просвещение"
Когда я пришла работать в данную школу данные УМК уже были, мной было принято решение не менять их по следующим причинам:
1. Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.
2. Соответствуют основному содержанию образования – федеральному компоненту государственных образовательных стандартов.
3. Соответствуют современному уровню развития исторической науки
4. В учебниках обеспечивается преемственность содержания.
5. В учебниках содержится большое количество цветных иллюстраций, высокое качество полиграфии, наличие словарей, карт и справочных материалов.
Но в новых условиях перехода среднего звена на ФГОС передо мной встал выбор новой линии учебников. Когда я находилась на курсах повышения квалификации, нам представили новые учебники издательства «Просвещения», которые получили уже у учителей короткое название «Сферы». Я присутствовала на уроке, где учитель использовал эти учебники, затем нашла информацию о них в интернете, рассмотрела содержание учебника и весь УМК и пришла к выводу, что данные учебники прекрасно подходят для учащихся и учителя в условиях перехода ко ФГОС. Поэтому данная линия учебников начала закупаться в нашем образовательном учреждении.
История
Всеобщая история
1. В.И. УколоваДревний мир 5 (закуплена)
1 В.А ВедюшкинВ.И. Уколов История. История Средних веков 6
2 В.А ВедюшкинД.Ю. БовыкинИстория. Новое время конец XV - конец XVIIIвв. 7
3 А.С. Медяков
Д.Ю. БовыкинИстория. Новое время конец XVIII - XIX в. 8
4 Л.С. Белоусов
В.П. Смирнов История Новейшее время XX - начало XXIвв. 9
История России
6 А.А. Данилов История. Россия с древнейших времен до конца XVI в. 6
7 А.А. Данилов История. Россия XVII – XVIIIвв. 7
8 А.А. Данилов История. Россия в XIXв8
9 А.А. Данилов История. Россия в XX - начале XXIв. 9
Причины выбора данного УМК:
1. Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.
2. Соответствуют требованиям ФГОС.
3. Обширный УМК, который включает тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, электронное пособие, атласы и контурные карты, а так же весьма полезные материалы к урокам для учителя.
4. Учебники отличаются лаконичностью и жесткой структурированностью текста, разнообразным иллюстративным материалом, а так же разнообразием заданий, многие из которых рассчитаны на привлечение дополнительных материалов.
5. Использование электронного приложения к учебнику позволит значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять ее при подготовке творческих работ.
6. Соответствуют возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.
7. В учебниках обеспечивается преемственность содержания.
8. Материал учебника направлен на выработку у учащихся представлений о всеобщности человеческой истории с древнейших времён, что исключительно значимо для формирования у молодого поколения современного исторического мышления.
Чтобы обеспечить преемственность в обучении среднего и старшего звена, мной было принято решение постепенно сменить линию учебников и по обществознанию, начиная с будущего учебного года.
Обществознание.
№п.пАвторы Название класс
1 Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф Обществознание. 6
2 Боголюбов Л.Н Обществознание. 7
3 Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8
4 Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9
5 Боголюбов Л.Н Обществознание. 10
6 Боголюбов Л.Н Обществознание. 11
Используя данные УМК, изменяя и дополняя их в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся, стараюсь добиться положительных результатов в создании условий для самореализации и саморазвития детей.
3. Технологии и приемы обучения 
Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке всегда продумываю план проведения урока, его основные этапы; перед обучающимися в начале урока четко ставлю цели и задачи, активно привлекая их к постановке целей урока; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Весь учебный процесс строится по принципу последовательности, т.е. задачи урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим. Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание лекционного материала с практическими действиями по выполнению заданий, формирования выводов, работа с текстом, групповая, индивидуальная работа, беседа, устный опрос и др.
С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, чаще всего использую следующие современные образовательные технологии:
информационно-коммуникационная технология;
технология проблемного обучения;
РКМЧП;
тестовая технология;
Кейс –стади.
личностно - коммуникативного обучения.
Кроме этого достаточно часто использую метод исследовательской работы, в процессе которой идет воспитание и обучение творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Обучающий результат такой работы заключается не только в приобретении новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками. Изменяется роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении.
  Весьма полезной для обучающихся считаю словарную работу на уроке, так как художественные исторические произведения содержат необычную лексику (слова, вышедшие из употребления, слова иностранного происхождения, термины и понятия). Такая работа приучает детей чутко относиться к слову, богатствам родного языка, расширяет их компетенцию.
        Для обучения в старших классах использую лекционно – семинарскую систему обучения, которая эффективна, на мой взгляд, на уроках большой информативности, она помогает технологически и психологически подготовить ребят к обучению в ВУЗах. 
        Чтобы активизировать мыслительную деятельность обучающихся, формировать умения слушать использую такие приемы, как:
- составление рассказа или схемы по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);
- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль);
- восстановление логической цепочки событий;
- анализ текста с ошибками;
- рассказ о событии по иллюстрации,
-инсценировка ситуации (чаще всего на уроках обществознания)
Умения классифицировать, обобщать и систематизировать факты, события, процессы, явления, личности вырабатываю посредством составления хронологических и сравнительных таблиц.
Образное мышление учащихся развиваю с помощью схем, рисунков.
В ходе письменного тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат или простых исторических и обществоведческих. Учу детей обобщать, делать выводы и заключения.
 Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории и обществознания помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, подготовить сообщение, доклад, проанализировать документ, составить таблицу и др.).
Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого учащегося, стараюсь так построить урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс познавательной деятельности, осознал полезность и значимость знаний в современных условиях. Для организации оптимального сотрудничества обучаемых на уроке использую парную, групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценного занятия групп – правильное их комплектование. Чаще всего я формирую группы сотрудничества, которые представляют небольшой коллектив, члены которого хорошо знают и понимают друг друга. Они ориентированы на взаимовыручку и поддержку. Состав групп постоянный и меняется раз в четверть, с одной стороны – это помогает членам группы лучше узнать друг друга и эффективнее работать, с другой стороны развиваются коммуникативные качества, ведь каждую четверть нужно снова «притираться» друг к другу.
На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения, как с детьми, так и между ними. Нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. Но я считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого учителя, его человеческой самоценностью. Моя любовь к детям, грамотная образная речь, внешняя аккуратность, подготовка к урокам являются хорошим фактором воспитания. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивать свою точку зрения в споре со мной, одноклассниками.
 Таким образом, вся моя работа направлена на повышение качества знаний, привитие интереса к предмету и формирование ключевых компетенций у обучающихся.
 
5. Система оценивания обучающихся 
Другим важным моментом в педагогической практике, на мой взгляд, является оценивание достижений учащихся. К оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я  ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более  конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимооценивание результатов письменных работ учащихся и устных ответов, использую накопительную систему оценивания.
 Стараюсь всегда комментировать оценки учащихся, при своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опираюсь на положительное достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматриваю на фоне достигнутого. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия ребенка, направленные на приобретение знаний. Даже эпизодический интерес к предмету не оставляю незамеченным.  В результате такого подхода, на мои уроки всегда ходят с удовольствием.
План индивидуального профессионального развития
(повышения квалификации)
1. Самообразование
2. Трудности в профессиональной деятельности и планируемые виды деятельности по индивидуальному профессиональному развитию.
1. Самообразование
 
В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я регулярно знакомлюсь с материалами теоретического и методического характера в журналах
«Первое сентября», «Вестник образования», «Педсовет» и во многих других в сети Интернет. Беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, актуальными и приемлемыми в работе. Изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику. Одним из способов самообразования для меня выступает посещение уроков более опытных коллег. На протяжении 3-х лет работала над темой самообразования «Повышение мотивации обучающихся к изучению истории и обществознания с помощью ИКТ». Во время изучения этой темы не только взяла на вооружение приемы и методы работы в рамках информационно-коммуникативной технологии, но и обрела полезные навыки по созданию презентаций, фильмов, соединению фильмов и презентаций. Учащиеся так же привлекаются мной к созданию информационно-коммуникативных продуктов в виде фильмов, презентаций и др., к урокам. В ближайшем будущем хочу овладеть способами использования интернет–ресурсов (например, карт, словарей, справочников) непосредственно в ходе урока, но пока мне мешает необорудованный компьютерной техникой класс и отсутствие сети интернет в каждом кабинете.
В межаттестационный период 2012-2015 г. прошла курсы повышения квалификации и по истории и обществознанию. (См. раздел «Общие сведения») 
2. Трудности в профессиональной деятельности и планируемые виды деятельности по индивидуальному профессиональному развитию.
Еще хотела бы остановиться на трудностях в своей педагогической деятельности:
Одна из наиболее существенных проблем связана с несовершенством учебно–методического обеспечения. Особенно остро стоит вопрос о том, что в моем кабинете отсутствует компьютерная техника, проектор, что значительно осложняет образовательный процесс. Многие часто говорят по этому поводу, что в школе есть оборудованные кабинеты, куда можно пойти, или попросить других педагогов поменяться. Но на опыте я убедилась, что, во-первых, это неудобно учащимся – они часто начинают опаздывать на урок, оперируя тем, что не знали, что занимаются в другом кабинете. Во-вторых, на опыте ощутила, что в «чужом» кабинете многие учащиеся, особенно среднего звена, теряются, или начинают нарушать дисциплину, что негативно сказывается на получение знаний. В-третьих, современное образование, особенно по ФГОС предполагает использование ИКТ почти на каждом занятии, а это значит, что каждый педагог, имея компьютерную технику, использует ее, поэтому попроситься на урок не всегда получается. Можно и дальше приводить негативные моменты, но я назвала, на мой взгляд, самые существенные.
Еще можно сказать следующее, что содержание учебников, которыми я пользуюсь (см. самоанализ пункт 2) перегружено и зачастую не всегда адаптировано для возраста школьников, особенно это касается учебников по Всеобщей истории для 7, 8, 9 классов. А так же курса Истории России и мира 10, 11 классы, где конкретная информация, которая необходима учащимся для сдачи экзамена, заменена философскими трактовками и пространными объяснениями альтернатив, тогда как экзамен требует конкретных знаний.
Еще одной проблемой является нехватка учебных часов в преподавании истории, главным образом Истории России в 6-11 классах, что негативно сказывается на результатах ОГЭ и ЕГЭ. Слишком большой исторический материал невозможно полностью уложить в 2 часа учебного времени.
Но, на мой взгляд, самая большая для меня проблема – это проблема с результатами ОГЭ и ЕГЭ.
Мною были выявлены следующие причины низких результатов при сдаче ЕГЭ и ОГЭ (см ):
- неумение применять знания в нестандартной учебной ситуации. Например, очень многие учащиеся во время экзаменов теряются и не могут применить знания, полученные на уроках и элективных курсах (например, в 2014-2015 учебном году, одна ученица 9 класса, учась на «4» и «5» по обществознанию, написала пробный экзамен на «2», хотя всегда замечательно решала все задания в тренажерах по ОГЭ, и потом при анализе ошибок в экзаменационной работе перерешала все задания самостоятельно, написав на «4».)
- недостаточно осознанный выбор учениками предметов для сдачи экзамена (три учащихся 11 класса, которые не сдали экзамен по обществознанию в 2014-2015 учебном году, занимались в течение всего учебного года на «2» и «3» по предмету, поступать хотели в учебное заведение, где обществознание совсем не требовалось, самоподготовкой не занимались, на дополнительные занятия, которые я провожу вне уроков и элективных курсов не ходили);Еще данная причина может быть объяснена тем, что есть большая удаленность нашего города от г. Томска, что ограничивает круг профессий, которые выбирают учащиеся из-за недостаточной информации о разнообразии профессий.
- Отсутствие «санкций» за предмет по выбору, который учащиеся не сдали (многие выбирают предмет, надеясь на то, что спишут, когда им объясняешь, что списать не удастся, часто говорят что им все равно, даже если предмет не сдадут)
-очень часто меняющиеся задания экзаменационных работ в сторону их усложнения;
(например, в этом учебном году убрали тестовую часть, мы с учащимися в 2014-2015г. целый год готовились совершенно к другому, и известие о смене заданий у многих вызвало панику. Кроме этого, сборники заданий, мы чаще всего покупаем летом, когда есть возможность выехать из города, а они стали появляться в магазинах (уже с учетом изменений) лишь осенью, соответственно мы потеряли несколько месяцев подготовки, ведь теория ничто без практики.)- несовершенство учебников – о чем, я уже упоминала выше.
-отсутствие компьютерной техники в кабинете, которая бы очень помогла при подготовке к экзаменам, особенно по истории (задания по картам, иллюстрациям)
- у многих учащихся низкий уровень мотивации к предмету
- отсутствие поддержки со стороны родителей, которые в условиях социальной нестабильности в стране и городе (например, отсутствие рабочих мест в самом городе) вынуждены заниматься вопросами материального обеспечения семьи, перекладывая все остальные функции на школу.
-мне очень сложно готовить учащихся к написанию обществоведческого эссе (эта проблема для меня актуальна столько, сколько работаю в школе). Информация, которую нахожу в сети интернет, часто какая-то обрывочная, не объясняет многие моменты в данном задании.
- моей же проблемой является то, что ранее работала в маленькой сельской школе и мне сложно готовить одновременно много человек к экзамену, так как пробелы в знаниях у всех разные.
В какой-то степени в оправдании себя я приведу пример сдачи экзаменов учащимися на предыдущем месте работы (информация взята с сайта http://mkrvsch.narod.ru/публичный отчет 2011-2012 ) и (приложение 12):
ОГЭ 9 класс (всего учащихся в классе 5 человек)
Предмет Учитель Класс Сдавали Качество
На 5 На 4 На 3 На 2 Качество
История Кирилюк О.Г. 9 2 2 0 0 0 100%
ЕГЭ 11 класс (всего учащихся 3 человека)
предмет учитель Сдавали ЕГЭ
средний балл по классуИстория Кирилюк О.Г.. 2 Школа 55
Россия 51,1.
Алтайский край 50,77
Обществознание Кирилюк О.Г.. 2 Школа 57
Россия 55,2
Алтайский край 54, 13
Там мне удалось решить многие проблемы в том числе, подняла мотивацию учащихся, заменила линию учебников по истории и обществознании, являясь заместителем директора по воспитательной работе, наладила работу по профориентации учащихся (сделать это было проще, так как населенный пункт находился всего в 2 часах езды от г. Барнаула). Так же очень сильно помогали родители, которые сами были заинтересованы в сдачи экзамена их ребенком.
Так же в оправдание я могу привести следующие рассуждения – оценивать нас учителей-предметников, где учащиеся сдают по выбору только по среднему баллу не совсем правильно, так как по сравнению с учителями математики и русского языка мы находимся изначально в невыгодной ситуации потому что:
Предмет нельзя пересдать, а ведь те учащиеся, которые по каким-то причинам растерялись и не смогли сдать, во второй бы раз наверняка сдали.
Уровень заданий в предметах по выбору рассчитан на поступление в ВУЗы и, следовательно, ученику со средними и плохими оценками предмет сдать практически невозможно, тогда как математика или русский язык - это уровень заданий средний и высокий.
Проходной балл примерно в два раза выше чем, у русского и математики.
Большее количество часов и меньшее разнообразие тем в обязательных предметах и есть время на повторение и закрепление (например, по истории – каждый урок новая тема, повторить и закрепить нет времени, а то и вообще приходится совмещать несколько тем, особенно 10-11 классы.)
В доказательство я приведу данные:
в 2014-2015г по обществознанию сдавали ЕГЭ в ОУ 16 учащихся, из них на 4 и 5 учились 8 учащихся – их балл варьировался от 66 до 47, на «4», но периодически получая тройки в течение четверти- 1 учащийся, его балл – 56, на «3» - без двоек - 3 учащихся, балл – 53 и 47, наконец, на «3», но большим количеством двоек среди текущих оценок – 3 (предмет не сдали), таким образом, я могу сделать вывод, что свои текущие оценки учащиеся подтвердили, что может быть еще раз подтверждено успеваемостью по предмету из приложения 13
По истории сдали все, но все 3 учащихся учились на «3» в течение всего учебного года (приложение 13)
       Исходя из всего вышеперечисленного и моей аналитической работы по результатам ЕГЭ и ОГЭ за два учебных года в МБОУ СОШ №1 г. Кедрового я ставлю цель - обеспечение повышения уровня качества знаний обучающихся по истории и обществознанию, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, необходимых для дальнейшего образования.
        Первоочередными задачами будут:
- обновление содержания программного материала, подходов его изложения, изучение и внедрение в практику преподавания новых педагогических технологий, позволяющих обучающимся в активном режиме открывать знания и развивать творческие способности (что уже было начато (см. самоанализ п.2, 3))
- повышение мотивации в обучении истории и обществознанию
- повышение уровня своего профессионального мастерства.
-организация сотрудничества с психологом
В будущем я бы хотела пройти следующие курсы повышения квалификации:
1. По системе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
2. По методам повышения мотивации обучения в условиях ФГОС
3. По методам сознательной профориентации выпускников.
4. По организации самостоятельной работы учащихся.
В то же время планирую самостоятельно продолжить заниматься по теме самообразования, искать необходимое мне для повышения профессионального уровня в интернете, в печатных изданиях и из практического опыта коллег.