Занятие с педагогами (тренинг) по повышению профессионального мастерства


Семинар-тренинг
на развитие профессиональных способностей
Педагог-психолог Н.И. Барышникова
Цель: выявление своего профессионального творческого потенциала, овладение приемами преодоления сомнений, закрепление уверенности в своих профессиональных способностях.
Упражнение «Фоторобот».
Участникам тренинга предлагается составить собирательный фотопортрет тренинговой группы. Изображение строится исходя из количества участников группы сверху вниз. В изображение входят: голова, глаза, нос, рот и т.д. Ведущий зачитывает названия составляющих частей тела, а потом спрашивает, какая у фоторобота будет голова? Начинается обсуждение, которое длится не более 1 минуты. Группа принимает решение делегировать в фоторобот чью-то голову и аргументировать свой выбор. Затем выбираются черты лица, руки, туловище и т.д. В заключении упражнения участники дают имя составленному фотороботу. Это упражнение подготавливает группу к занятию и создает положительный эмоциональный фон.
Цель: прояснение своих мотив и потребностей, понимание чувства собственной ответственности за свои профессиональные мотивы.
Упражнение «Хочу – не хочу, но делаю…».
Участникам предлагается на отдельных листах написать: · Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще. · Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать. · Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго. По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.
Упражнение «Осознание ответственности».
Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник вспоминает случай из своей профессиональной практики, когда он был в конфликтной ситуации или затруднительном положении. Затем каждый должен рассказать о нем сначала с позиции «Жертвы обстоятельств», а затем с позиции «Ответственного человека с высоким самоуважением, который оказался не на высоте». Участники должны слушать друг друга без комментариев. После этого проводится обсуждение упражнения, где особое внимание уделяется вопросу: какие были движущие мотивы в этой или иной ситуации? По итогам проведенного занятия проходит общий анализ происходившего в течение занятия с целью осознания и укрепления своих профессиональных мотивов.
Упражнение «Сильные стороны».
Участники делятся на пары. Первый член пары в течение двух минут рассказывает партнеру о своем затруднении в педагогической практике. Второй, выслушав, должен проанализировать сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них ему. Потом партнеры меняются местами. По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны педагогов. В ходе общего анализа ведущий обращает внимание на осознание потребностей, жизненных целей и профессиональных мотивов участников тренинга.
Цель: развитие умения действовать адекватно и эффективно в различных педагогических ситуациях, умение выявлять сильные стороны своей личности и опираться на них
Упражнение «Профессиональный герб».
Ведущий предлагает каждому из участников изобразить контуры профессионального герба, который предстоит наполнить внутренним содержанием. Для этого необходимо определить некоторые моменты профессиональной деятельности: · достижение или событие, которое участник оценивает как самое знаменательное в своей профессиональной деятельности; · событие, которое участник считает наиболее значимым в профессиональной деятельности; · вещи или предметы, при помощи которых вас могут сделать счастливым ваши учащиеся; · событие, которое вам запомнилось как самое неприятное в вашей педагогической деятельности; · ваши личностные качества, которые помогают вам в вашей педагогической деятельности. Главное условие выполнения данного упражнения: заполняя профессиональный герб, участники должны пользоваться рисунками, а не словами. После того, как гербы наполнены внутренним содержанием, они развешиваются на стене (на доске), и получается своеобразная галерея жизненных альтернативных позиций. Участники присматриваются к различным профессиональным гербам и в ходе обсуждения отвечают на вопросы:
· что могут рассказать изображения на гербе о его владельце;
· почему внутреннее содержание рисунков столь различно;
· рисунки какого герба участникам хотелось бы изменить, и чем вызвано такое желание;
· есть ли среди профессиональных гербов самый лучший и почему.
По итогам проходит обсуждение того, что способствовало или затрудняло достижение поставленных целей занятия.
Упражнение «Без маски».
Все участники тренинга берут по очереди карточки, лежащие в центре круга, и без подготовки продолжают незаконченные высказывания. Они должны быть искренними и откровенными. Остальные участники оценивают степень искренности.
Возможные незаконченные высказывания следующие:
· Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…
· Мне знакомо острое чувство одиночества, помню…
· Особенно мне не нравится, когда на уроке…
· Мне очень хочется забыть, что…
· Бывало, что коллеги вызывали у меня…
· Однажды меня напугало то, что мои ученики… и т.д.
По итогам упражнения проводится оценка искренности участников и обсуждение трудностей, возникших в ходе упражнения.
Закончить можно притчей!!!!
Всё в твоих руках
Давным-давно в старинном городе жил Мастер. Один из его учеников однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?»
Он пошел на цветущий луг, поймал бабочку, спрятал ее между ладонями и подошел к Мастеру:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? — Ученик крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Все в твоих руках.