Развитие простейших технических навыков игры на фортепиано


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Киришская детская школа искусств»
Конспект учебного занятия
Развитие простейших технических навыков игры на фортепианоРазработала преподаватель Савченко И.А.



2016 г.
Предмет: «Основы игры на музыкальном инструменте»
Урок проведен с ученицей 2-го класса хореографического отделения Бурлаковой Владой (8 лет)
Продолжительность занятия - 40 минут
Цель урока: Развить простейшие технические навыки игры на фортепианоЗадачи урока:
Обучающие:
­ закрепить аппликатурные навыки
- закрепить умение ориентироваться в клавиатуре
-закрепить понятия: диез и бемоль, темп, динамические оттенки, музыкальные штрихи
2. Развивающие:
- продолжить работу над развитием произвольного внимания
- создать условия для развития чувства метроритма
3. Воспитательные:
- создать условия для развития коммуникативных навыков
- усилить интерес к занятиям музыкой
- создать условия для развития любознательности, самостоятельной учебной деятельности
Форма урока: открытый урок для преподавателей и администрации школы
Форма организации урока: индивидуальная
Структура урока:
1. Вводная часть (3 минуты)
- приветствие
- постановка цели занятия
- ознакомление со структурой занятия
2. Основная часть (30 минут):
Первый раздел- Работа над гаммой
1.Игра «Наперегонки
2.Гамма до мажор 1-2 пальцами
3.Гамма до мажор всеми пальцами
4.Аккорды-трезвучия
5. Хромматическая гамма
Второй раздел – игра упражнений и пьес
1.Лягушки
2.Добрый гном
3.Эхо
4.Вот иду я вверх
5. Где ты, Лека муз. Ляховицкого
6. Едет паровоз муз. Эрнесакса
Третий раздел - Просмотр видеозаписи фрагмента выступления
победителя конкурса «Щелкунчик» Александра Малафеева

3. Подведение итогов (3 минуты)
Планируемый результат урока:
В результате урока ученица должна закрепить и усовершенствовать исполнительские навыки игры на фортепиано, прослушать Концертную сюиту из балета «Щелкунчик» Чайковского (обработка для фортепиано Плетнёва) в исполнении победителя конкурса «Щелкунчик» Александра Малафеева, заинтересоваться творчеством юного исполнителя Александра Малафеева.
Материально-техническое оснащение:
- класс - 6 кв м.
- фортепиано, нотный материал
- ноутбук
- видеозаписи
- наглядные пособия
Методы обучения:
- информационно-рецептивный
- репродуктивный
- частично-поисковый
Ход урока:
Приветствие, представление ребенка

Тема урока «Развитие простейших технических навыков игры на фортепиано»
Цель урока: Развить простейшие технические навыки игры на фортепианоХод урока:
Преподаватель обращается к ученице:
- Что такое техника?
-Лыжнику надо владеть техникой, чтобы спуститься с горы?
Так и музыканту-пианисту нужна техника, чтобы виртуозно исполнять музыкальные произведения.
В результате сегодняшнего урока ты сможешь улучшить свои умения, приблизить себя к настоящим артистам, а в конце урока посмотреть и послушать одного очень талантливого исполнителя, который не смотря на юный возраст обладает виртуозной техникой.
- Давай вспомним правила посадки за инструментом
Ученик рассказывает правила посадки за инструментом.
Итак, мы начнем с игры «Наперегонки»

Преподаватель напоминает ученице правила игры ( пальцы- круглые коленочки, опустить локоть. чтобы пальцы были одной длины, поднимать пальцы -«человечек идет»). Затем начинает играть с ученицей. Игра выполняется поочередно правой и левой рукой, разными пальцами: 5-4.4-3,3-2.
2. Для постановки 1-2 пальцев играем гамму до мажор, обращая внимание на плавность звуковедения («колышек вбили и тянем резиночку до нотки до»), достаем до донышка.
В процессе выполнения вышеуказанных движений преподаватель:
- отмечает положительные и отрицательные стороны исполнения. Учащемуся дается качественная словесная характеристика о том, что удалось, что нужно исправить.
- задает вопросы учащейся, что у нее не получилось , а что-нет.
3.Играем гамму всеми пальцами
Преподаватель спрашивает ученицу
-Сколько пальцев на руке? Ответ- 5
-Сколько клавишей в гамме? Ответ- 8
До 8 не хватает 3, таким образом совместно с учеником преподаватель находят оптимальную аппликатуру для игры гаммы до мажор.
Играется гамма сверху вниз каждой рукой
Для лучшего запоминания аппликатуры преподаватель рекомендует ученице заранее произносить цифры 5-3-4-3

4. Аккорды – трезвучия
Преподаватель задает вопрос:
-Что такое трезвучия? Ответ ученицы (Когда звучат сразу 3 звука через одну клавишу)
-Какими пальцами надо играть трезвучия? Ответ ученицы (1-3-5)
Преподаватель напоминает ученице технику игры аккордов
«Поднять запястья и опуститься на клавиши как будто тесто месишь»
Ученица играет аккорды, преподаватель дает словесную оценку и по необходимости поправляет ученицу.
5.Хроматическая гамма
Перед игрой хроматической гаммы преподаватель показывает ученице карточки с различными музыкальными обозначениями и предлагает выбрать диез и бемоль. Спрашивает ученицу, что обозначают эти знаки.
Выясняет, что черные клавиши не имеют своих названий, это диезы или бемоли 7 выученных нот.
Начинается работа над хроматической гаммой по принципу «от простого к сложному» следующим образом:
Сначала отрабатываются элементы гаммы с аппликатурой 1-3 , затем – с аппликатурой 1-2, после чего ученик играет всю гамму.


Второй раздел – игра упражнений и пьес
Преподаватель предлагает ученику сыграть упражнения, обращая внимание на характер музыкальных образов. С ученицей проводится беседа о характере произведений и средствах музыкальной выразительности . Закрепляются понятия- темп, динамические оттенки, музыкальные штрихи. Ученица старается выразительно исполнить упражнения и пьесы в соответствии с характером.
1. Лягушки
2. Добрый гном
3. Эхо
4. Вот иду я вверх
5. «Где ты Лека» муз. Ляховицкой
6. «Едет паровоз» муз. Эрнесакса
Третий раздел - Просмотр видеозаписи фрагмента выступления победителя конкурса «Щелкунчик» Александра Малафеева

Преподаватель:
- А теперь мы послушаем очень талантливого исполнителя, владеющего виртуозной техникой. Его зовут Александр Малафеев. Он исполнит Концертную сюиту из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского
После прослушивания с ребенком проводится беседа о прослушанном произведении. Ребенку предлагается
3. Подведение итогов (3 минуты)
Преподаватель дает позитивную оценку ученице, обращает внимание , что для развития виртуозной техники необходимо очень много трудиться. Предлагает ученице к следующему уроку найти материал об Александре Малафееве и ответить на вопросы:
1.В каком городе живет
2.Каких успехов добился
3.Во сколько лет начал заниматься музыкой
4.Сколько времени в день занимается на фортепиано
Список используемой литературы:
1. Геталова О. Визная И. «В музыку с радостью». - Издательство
« Композитор. Санкт-Петербург» 2002 г.
2. Юдовина-Гольперина «За роялем без слез, или я – детский педагог».
Издательство «Союз художников. Санкт-Петербург» 2002г.