Сообщение на тему: Музыкальный слух


МБУ ДО «Школа искусств Верещагинского муниципального района»
Сообщение на тему: «Музыкальный слух»
Выполнила: преподаватель
высшей категории
МБУ ДО «Школа искусств»
Коробейникова Наталья Ивановна
2016 год
Тема сообщения: «Музыкальный слух»
План:
1.Музыкальные способности.
2.Разновидности музыкального слуха.
3.Тренинг
Когда мы говорим о музыкальных способностях, мы имеем в виду три основных его составляющих:
слух,
ритм,
память.
Однако в современной методике к музыкальным способностям относят:
музыкальный слух и слуховые представления,
чувство темпа, метра и ритма,
музыкальная память,
эмоциональная отзывчивость на музыку,
физическая предрасположенность к игре на том или ином инструменте.
Подробнее остановимся на музыкальном слухе.
Музыкальный слух – это не просто способность, а совокупность способностей, сформировавшихся в процессе развития музыкального искусства, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.
Музыкальный слух можно рассматривать как многофункциональную систему, обладающую продуктивной (способности создавать что-либо), репродуктивной (способности воспроизводить что-либо) и оценочной функциями. Все компоненты слуха взаимодействуют друг с другом и, вполне естественно, функции «переплетаются».
Так, слух композитора (продуктивный по своему предназначению) содержит репродуктивную составляющую, а слух исполнителя (сориентированный на репродуктивную функцию) содержит большую долю продуктивной функции. Итог восприятия слушателя – эмоциональная реакция и воссоздание субъективно-окрашенного художественного образа.
Можно выделить следующие разновидности музыкального слуха:
1)Интонационный
2)звуковысотный слух,
3)мелодический,
4)гармонический
5)ладовый,
6)ритмический
7)тембральный,
8)динамический,
9)полифонический,
10)абсолютный слух – способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном,
11)относительный слух – способность определять звуковысотные отношения,
12)внутренний слух – способность ярко представлять звучание музыки, «слышать музыку про себя»
13)цветной слух – явление синестезии - (Римский – Корсаков, Скрябин, Чюрленис) – ассоциация цвета с тональностью, сугубо индивидуальна, связана с психикой человека.
14) селективный – позволяет произвольно выбирать из всей ткани отдельные элементы
Интонационный слух — способность услышать то, что «говорит» нам музыка, ее выразительность (как мы распознаем интонацию в разговоре — вопросительная, отрицательная и т. д.). Интонационный слух делится на звуковысотный и мелодический. Звуковысотный слух дает возможность певцу, что говорится, «попасть в ноту», услышать и воспроизвести конкретное и правильное звучание, а мелодический, в свою очередь, обеспечивает восприятие всей мелодии, а не только отдельных звуков и интервалов. Гармонический слух совершенно необходим в хоровом пении. С его помощью мы слышим аккордовые сочетания звуков, гармонические созвучия (способность «вести» свою партию и слышать остальные) – это не только слышание последовательности аккордов, но и восприятие характера звучания гармонической вертикали, слышание ладовых функций аккордов.
Ладовый слух дает возможность чувствовать «напряжение», «разрешение», основные ладово-тональные функции. Именно этот слух помогает нам определять конец музыкальной фразы или ее продолжение.
Ритмический слух дает нам возможность воспроизводить музыку путем активного ее «переживания», определения эмоциональной выразительности ритма.
Тембральный слух — это то, как мы определяем «окраску» звуков. Мы отличаем «писклявый» голос от «бархатного» благодаря тембральному слуху
Динамический слух – способность различать звуки по их громкости. Акустической единицей измерения громкости звука является децибел (дБ). Применяемые в музыкальной практике обозначения динамических оттенков показывают не абсолютные значения громкости звуков, а соотношение между их градациями.
Вся шкала звуков распределяется от 0 децибелов до 120 дБ. (тиканье часов ручных – 10 дБ, 70 дБ – шум в магазине, 90 – ff симфонического оркестра, крик человека, 100 – мигалка, 120 – шум мотора самолёта, удар грома, 130 – выстрел пушки).
Если нюансу ppp присвоить уровень 10 дБ, а оттенку FFF – 90 дБ, то получается, в диапазоне между каждым из основных оттенков (ppp - pp - p - mp - mf - f - ff - fff) – должно быть не менее 10 дБ. А поскольку человек в среднем слышит звуки, различающиеся, как минимум на 0,5 дБ, то, стало быть, в диапазоне от ppp до pp мы должны различать 20 градаций. Так ли остро мы себя слышим при игре?
10 20 30 40 50 60 70 80 90
ppppp p mpmf f fffff
Полифонический слух — способность слышать одновременно несколько «голосов» в музыке («полифония» — многоголосье). Особенно ярко это выражено в органной музыке, где одновременно проводится от двух и более музыкальных линий.
Цветной слух или синопсия — явление синестезии, при котором два чувства — зрение и слух связываются воедино. Человек, обладающий цветным слухом, слушая музыку, видит или воображает цветовые зрительные образы, которые могут вторгаться в реальное видение мира.
 Таких людей называют синестетиками.
Абсолютный слух — способность точно помнить высоту звука. Эта способность позволяет музыканту определить и назвать любую услышанную ноту без предварительного прослушивания заранее известных нот. По статистике абсолютным слухом от рождения обладает лишь один человек из примерно десяти тысяч. Способность определять высоту звука поддаётся тренировке, после прослушивания заранее известного звука эта способность появляется у любого опытного музыканта и сохраняется некоторое время, продолжительность которого зависит от тренированности, но лишь люди с врождённым абсолютным слухом обладают этой способностью постоянно
Скоростные возможности слуха. Сколько звуков можно услышать в единицу времени? Оказывается, мы можем вполне отчётливо различать, 20 звуков за 1 сек., более 20 – воспринимаем как glissando
Музыкальный слух развивается в процессе обучения – важно отметить, что к развитию слуха ведёт разнообразие поставленных задач. Притупление слухового внимания наступает тогда, когда произведение «начинает получаться».
Наступает потускнение звучания, «омертвление игры», игра приобретает механический характер, слух констатирует, но не управляет.
Как преодолеть притупление слуха?
Прежде чем сыграть, нужно представить. Мысленно петь исполняемое.
Использовать все виды туше. Слышать, как тянется звук (упражнения Нейгауза для тренировки этого слышания);
Часто слух отключается во время пауз. Следует помнить, что пауза паузе рознь. Есть паузы – реальные остановки музыки, а есть паузы – сама музыка.
Отдавать себе отчёт в том, что притупился слух и тогда можно отложить произведение на какое-то время, но никогда не ставить точку. Слуховое восприятие свежее, когда наполнено эмоциональным отношением. Необходимо постоянно ставить новые задачи. Например, очень важно работать над связками, переходами.
Известно, что «слушать» музыку и «слышать» её – разные вещи. Другими словами нужно уметь адекватно воспринимать исполняемое. Решающим моментом здесь оказывается направленность внимания. Слышишь лучше, когда знаешь, что надо слушать. Тогда получается, что слышишь ткань музыкального произведения лучше, если её хорошо знаешь.
Важно рациональное, интеллектуальное осмысление услышанного. Оно приходит, если есть сочетание знаний и музыкального опыта:
1) нужно знать выразительные средства музыки и их художественные возможности (семантику музыкального языка, способы формообразования, стили и жанры);
2) знать возможности исполнительских выразительных средств (артикуляция, агогика, динамика, педализация, фразировка и т.д.);
3) знать специфику интонирования и уметь ею пользоваться;
4) уметь почувствовать особенности данного инструмента и приспособиться к нему.
В результате возникает слуховое управление двигательной техникой, способность предвидеть то, что будет сыграно, умение слушать и слышать себя как бы со стороны, из зала, слышать акустику зала и владеть ей. Современные технические средства звуко- и видеозаписи во многом облегчают решение этой задачи.
Тренинг.
Нота ля диез или си бемоль. Это нота движения или спокойствия? Можно ли откинуться назад и расслабиться? Нет, скорее это нота движения. Движение решительное или нерешительное? Скорее решительное. Как вы представляете ее себе? С чем ассоциируете? Со звуком сбора на войну. Это нота напряжения. Попробуем определить - нота относится к холодному или теплому оттенку? Скорее к холодному. Темная или светлая, яркая или тусклая, блестящая или матовая? Какой цвет? Сизый или серо-синий. Где вы ощущаете эту ноту в теле? Я ощущаю ее во лбу. Как что это чувствуется? По какому ощущению? По напряжению. Сколько весит эта нота? Возьмите в руки небольшой предмет и определите, весит она больше или меньше. Насколько эта нота объемна? Разведите руки и определите. Сколько объема нужно показать руками. Насколько тянется по вертикали? Может быть, звук идет под углом? Этот звук с углами или без углов? Он острый или гладкий? Возможный вариант – кинжал, какая плотность – это нечто твердое, жидкое или воздух? Твердое. Из какого материала сделан этот звук? ЧАЩЕ ВСЕГО ЭТО металл. Есть ли у этой ноты вкус или запах? Можно ли ее съесть? Безопасно ли это? Колет горло и в нем, потом застревает. Рисуем. Выбираем цвет, форму, подписываем движение и ноту.