Творческое развитие учащихся младших классов ДМШ в процессе освоения музыкально-сценических произведений

Аккольская детская музыкальная школа





Творческое развитие учащихся младших классов ДМШ в процессе освоения музыкально-сценических произведений







































Акколь -2015




Содержание:


1.Введение..

2.Творческое развитие учащихся младших классов ДМШ в процессе освоения музыкально-сценических произведений.

3.Заключение.

4.Литература.





















Введение.




Приоритетное внимание государства к вопросам образования, происходящий на сегодня процесс глобализации в самой системе казахстанского образования требует перехода от «формального школьного и вузовского образования»,от «концепции функциональной подготовки к концепции развития личности ,создания условий для её самореализации»(1.15).Соответственно, важное значение ,приобретает проявление ценностного отношения учителя к ученику, что выражается в самой профессиограмме будущего учителя в системе общения между ними. Точкой отсчёта для учителя музыки становится не изучаемая дисциплина ,музыкальные отношения ,а личность ребёнка. Преподаватель в диалогическом общении должен предполагать будущее развитие личности ребёнка .Принципиальное значение приобретает постулат ;личность ребёнка развивает только развивающая личность преподавателя, что требует от него творческой усилий ,постоянного повышения квалификации в связи с ускоренной обновляемостью образовательных технологий, международной интеграции образования, когда «нужны специалисты не с четырёх и даже не с шестилетним,а с сорокалетним образованием»(1.16)

Много таланта ,ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем ,связанных с творческим развитием личности,в первую очередь личности ,ребёнка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов:А.В.Луначарский,П.П.Блонский,С.Т.Шацкий,Б.Л.Яворский,Б.В.Асафьев,Н.Я.Брюсова.Опираясь на их опыт ,обогащённый полувековым развитием науки об учении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами»-В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской ,М.А.Румер ,Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества

Время известных социальных перемен поставили перед нынешней школой ряд задач, среди которых, едва ли не ведущей представляется воспитание творческой личности. Направление развивающего обучения призвано выявить ,раскрепостить т развить креативный потенциал будущего социального функционера самых разных сфер общественно-производственной деятельности.

Область общего и специального музыкального образования –не исключение. Этим обусловлено всё более крещендирующее обращение музыкантов-педагогов к так называемым творческим видам музыкальной деятельности импровизации и композиции. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию ,живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что- то, что до тебя ещё никем не было сделано, или хотя то что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря ,творческое начало в человеке –это всегда стремление вперёд ,к лучшему ,к прогрессу ,к совершенству и, конечно ,к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке ,и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено.По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает ,безусловно ,первое место среди всех многообразных элементов ,составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Нередко от родителей т даже от учителей-воспитателей можно услышать слова, которые ставят под сомнение процессы: сочинение стихов ,предполагая отсутствие поэтического дара, рисования, считая ,что художник из него всё равно не получится, бессмысленные попытки сочинять какую-то музыку –ведь это не музыка ,а чепуха какая то получается. В процессе проведённых нами практических наблюдений мы видим во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение!В ребёнке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству ,какими бы наивными и несовершенными не были результаты этих стремлений .Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпаниментом ;сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра ;рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой. Посмеяться над этими проявлениями детского творчества ,какими бы смешными они вам не показались ,было бы самой большой вашей педагогической ошибкой ,какую только можно совершить в данном случае .Ведь за всеми этими наивностями ,нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребёнка, самы е подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся ещё мыслей. Он ,может и не станет ни художником ,ни музыкантом, ни поэтом(хотя в раннем возрасте это трудно предвидеть),но, возможно станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим ,и вот тогда самым благотворным образом дадут знать о себе его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, своё ,лучшее, двигающее вперёд дело, которому он решил посвятить свою жизнь. Об огромной роли искусства ,творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт ,что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась искусством, а уже потом часто через 100летия и даже 1000летия,решалась наукой и техникой. Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведёт нас к очень важной и актуальной проблеме: о различии между специалистом –творцом и специалистом –ремесленником .Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания . Подлинный специалист –творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того что ему «по инструкции» положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создаёт лишь что ему положено-«отсюда и до сюда» .К большему и к лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе- ведь он делает всё, что ему положено ,и ,может быть даже хорошо делает .Но такое формальное отношение к своему труду ,в какой бы области это не было, не только не двигает жизнь вперёд, но даже служит тормозом, потому что по отношению к жизни стоять на месте нельзя :можно только или двигаться вперёд или отставать .
Наличие или отсутствие в человеке творческого начала ,творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом творцом и специалистом –ремесленником. Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью ,ибо приходится иногда слышать более чем странное мнение будто существуют профессии «творческие» и « нетворческие».Величайшее заблуждение! И заблуждение это на практике часто приводит к тому ,что человек ,занимающийся ,якобы нетворческой работой, считает себя, вправе не творчески относиться к своему труду.

Мы не знаем такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят ,что учащиеся музыкальной школы надо ориентировать на высоко-профессиональное сценическое исполнительство ,мы думаем что эти люди забывают о главном: о том, что с 1го класса школы нужно внушать учащимся мысль что музыкальные школы ,в 1ую очередь связаны с развитием творческого мышления ребёнка в целом .И его отношение в дальнейшем к любой профессии «работать по ремесленному ,не творчески»-в самой «творческой профессии» ничего путного не создаст. Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в муз. школе- развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось -читке с листа, аккомпанировании ,подбору по слуху, импровизации ,процессе освоения музыкально-сценических произведений. Творческое начало имеет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там ,где проявляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.


Творческое развитие-необходимое условие жизнедеятельности человечества ,так как без творчества невозможно движение по пути прогресса .В 21 веке творческое развитие является приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивидуума Появляется большое количество центров детского и юношеского творчества. С каждым годом увеличивается интерес учёных и педагогов в разных сферах образования к творческому развитию детей с раннего возраста.

Существует множес
·тво методик музыкально-эстетического развития ребёнка ,его художественных особенностей. Однако при реализации заметен ряд негативных тенденций именно в сфере музыкально-творческого развития детей .В большинстве созданных технологий воспитание гармонично развитой личности осуществляется в процессе сочетания разных видов художественной деятельности, каждый из которых(пение, движение, декламация ,игра на шумовых, ударных инструментах ,декаративно -прикладное и изобразительное творчество)органичен для ребёнка ,но на практике приоритет нередко отдаётся какому-то одному виду музыкальной деятельности.
В преодалении названных негативных тенденций особую значимость приобретают музыкально-сценические произведения ,написанные для детей. Видную роль в процессе формирования интегрированных принципов творческого музыкального развития детей сыграли композиторы-зарубежные(Б.Бриттен,К Орф ,З.Кодай,П.Хиндемит) и отечественные (Ц.Кюи, А Гречанинов ,М Красев, М Коваль ,Д.Кабалевский ,М Минков т др.)

В последние десятилетия появляется множество новых музыкально-сценических произведений, которые, являясь материалом, доступным и увлекательным для восприятия современными детьми ,могут поднять на новый уровень их творческое развитие. Именно в этих произведениях ребёнок способен проявить ,реализовать себя в разных видах творческой деятельности .Пение ,пластика, актёрское мастерство, разработка художественного решения спектакля всё это компоненты ,без которых невозможно обойтись в работе над сценическими произведениями.

Изучение и исполнение музыкально-сценических произведений в рамках той или иной методической системы побуждает детей разного возраста и творческой активности и может привести к самостоятельному созданию ими музыкального спектакля в качестве суммирующего результата различных видов деятельности. Однако методы целостного освоения музыкально-сценического произведения и его постановки с детьми не разработаны.Т этот огромный пласт музыкального искусства-детские оперы ,мюзиклы ,оперетты ,музыкальные сказки недостаточно используется в педагогической практике

Данные противоречия определили проблему исследования нами методики музыкально-творческого развития уч-ся мл.классов5-10 лет на основе активного введения в содержание музыкального образования произведений муз- сценических жанров. Этим обусловлен выбор темы исследования «Творческое развитие уч-ся младших классов ДМШ в процессе освоения муз- сценических произведений для детей»

Рассматривая проблемы музыкально-творческого развития детей в психолого-педагогическом аспект ,выявляется пед. потенциал муз- сценических произведений ,стимулирющих продуктивную деятельность детей, а также обосновывается значимость игрового подхода ,игры в процессе освоения и создания муз- сценических произведений младш школьниками.

Как известно категория творчества многоаспектна, она издавна разрабатывается в различных областях науки :в философии ,рассматриваюшей суть, смысл творческого созидания; в психологии, исследующей составляющие творческого процесса, в педагогике, первоочередная задача которой- подготовка творчески мыслящих людей во всех областях жизнедеятельности человека. В современной муз педагогике используется множество интегративных программ, направленных на развитие детей(Л.М Абелян ,И.В.Груздова ,В.В Евгущенко, Л.Н Комисарова и др.)

В синтезе различных видов художественной деятельности(вокал ,поэзия ,инструментальная музыка, пластика и танец ,изобразительное искусство)заложен огромный потенциал творческого развития человека ,и, прежде всего. формирующейся личности ребёнка. С одной стороны, для него естественно сочетать самые разные виды деятельности. При обращении к муз –сценическим произведениям, в которых все составляющие- слово, танец, игра на инструментах в единстве с музыкой - объединяются в игре на сцене, педагогика получает идеальный материал для творческого развития ребёнка. С другой стороны ,благодаря синтезу пения ,движения ,элементов актёрской игры освоение муз- сценического произведения помогает ребёнку найти тот вид деятельности ,который ближе именно ему и в совершенствовании которого он развивается как личность.

Рассматривая предпосылки возникновения жанров детской оперы, муз. сказки, детской оперетты, которые складывались в конце 19 века в творчестве отечественных и зарубежных композиторов (А Гречанинов ,Ц.Кюи, М Иорданский, В Ребиков и др, Э Хумпердинк ,А Бюхнер и др.) намечается значительный подъём интереса к этому жанру в 10-40 годы прошлого века .Расцвет жанра приходится на вторую половину 20 столетья-с момента появления Московского театра Н.И. Сац(1965г).На протяжении 10летияжанр складывается окончательно ,закрепляются черты, связанные с особенностями восприятия и исполнительских возможностей ребёнка. Это выражается в опоре на фольклор(выбор сказочного сюжета цитирование народных песен, сочинение мелодий ,близким народным образцам и т. п);миниатюрных « параметрах» произведений(от длительности отдельных номеров(трансформация привычных оперных форм, наполнение их действенным содержанием, «плакатность» музыкальных характеристик героев);в специфике музыкальной драматургии(концентрированность одной сюжетной линии, калейдоскопичность в чередовании разноплановых, контрастных картин действия)
В сфере детского муз. Театра ,в силу специфики собственно театральной деятельности, особую значимость приобретает игра. Включение в музыкально –театральное представление детской игры в разных её проявлениях и вариантах органично и адекватно природе муз .спектакля. Столь же органично привлечение игровых методов и приёмов в процесс освоения музыкально-сценических произведений для детей в условиях образовательных учреждений.
В нашем случае за основу данной работы мы используем накопившийся опыта определённых лет нашего класса ,а также класса ДМШ г.Акколь. Мы, смогли построить систему принципов творческого развития детей на основе идей организационно-деятельной игры ,в которую включили:
-принцип комплексности ,предполагающий включение ребёнка в разные виды деятельности;
-принцип увлечённости ,ориентирующий на импровизационный характер деятельности;
-принцип продуктивности ,направленный на создание условий для самостоятельных открытий ребёнка.
Мы разработали 3 группы методов ,обусловленных различными типами игр-импровизаций:
-вокально-инструментальные(методы выбора речевого интонирования, импровизации на текст, свободный импровизатор, ритмическая импровизация);
-музыкально-пластические(методы вокально-пластического интонирования, пластической импровизации, «живых картин»и др.);

-актёрские (методы озвучивания сказочных персонажей, пластической драматизации, «актёр сказочного театра и др.)

-Данные методы направлены на освоение ребёнком музыкального театра в единстве жизненного и художественного опыта в опоре на закономерности драматургии параллельно осваиваемых муз. произведений в процессе многопозиционного общения с искусством.
В процессе работы нами были определены критерии динамики творческого развития младших школьников ,а это:

-оригинальность образов;
-гибкость в творческих проявлениях;
-разработанность идей;


Характеризующие импровизационную деятельность ребёнка в процессе освоения. сочинения и постановки музыкально-сценического произведения.
Практическая значимость вызывает интерес и поддерживает творческую активность детей благодаря интеграции видов эстетической деятельности в триединстве творчества композитора-исполнителя-слушателя, что даёт возможность возможность ребёнку проявить личную заинтересованность и реализовать свой творческтй потенциал .Благодаря совмещению учебного процесса с ведением концертной деятельности ребёнок имеет возможность не только закрепить полученные знания, продемонстрировать весь комплекс умений, но и почувствовать собственную значимость, публично представляя плоды творческой деятельности
В нашем исследовании важным в работе с детьми становится игровой подход ,основанный на идеях организационно-деятельной игры (Г.П.Щедровицкий),как формообразующем факторе муз -воспитательной работы с детьми, как действенном средстве психологического раскрепощения и повышения творческой активности ребёнка ,как эффективного пути усвоения и закрепления информации .Опора нВ основные идеи организационно –деятельностной игры даёт ключ к анализу и совершенствованию деятельности ребёнка в процессе освоения музыкально-сценических произведений ,способствуя пробуждению его креативности ,гармонизации деятельности с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя,вплоть до создания своего музыкального спектакля, его постановки и публичного исполнения

Синтетическая природа музыкального спектакля обусловила выдвижение совокупности принципов организации муз -педагогического процесса:комплексности,увлечённости.продуктивности.Многогранность творческого развития детей обеспечивается ,во–первых, включением в разные виды деятельности, отвечающие специфике жанра ,а именно интеграции вокала, танца, пластики, инструментального исполнительства и др. ;во –вторых, пониманием спектакля как единства целого и отдельных его частей, что стимулирует активность

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415



































































































































13PAGE 15


13PAGE 14415




15