План-конспект открытого урока по специнструменту фортепиано преподавателя Кочергиной Ирины Владимировны. Тема:” Развитие чувства ритма в начальных классах

План-конспект открытого урока по специнструменту фортепиано преподавателя Кочергиной Ирины Владимировны. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей « Новоладожская детская школа искусств». Урок проводится 22.09.2011г., с учеником первого класса Шахновазовым Ахмедханом , 7 лет. У ученика недостаточно развито чувство внутренней пульсации и ритмической стороны музыкальных образов.
Тема:” Развитие чувства ритма в начальных классах” Тема урока: Ритм- один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов Основной задачей музыканта- педагога является развитие музыкального чувства ритма у учащегося на протяжении всех лет обучения.
Цель урока : Через процессы интеллектуального и эмоционального развития дать возможность ученику осознать регулярность шагов и ощутить связь этой регулярности с музыкой.
Задачи урока: 1. Развивающие задачи. Формирование чувства ритма путем выявления родства движения и ритма, а так же развития воображения и фантазии. 2.Обучающие задачи. Формирование чувства внутренней ритмической пульсации. 3.Воспитание умения через ритм воплощать на фортепиано музыкальный образ.
Форма учебного занятия - урок. Форма организации работы - индивидуальная Тип урок: Тип комбинированного занятия выбран в соответствии цели урока, на котором усвоение нового материала и закрепление ранее пройденного будет осуществляться путём самостоятельной работы , игры на инструменте ,и при поддержке преподавателя (игра в ансамбле).
Музыкальный материал: 1. М.Глинка “Полька”
2. C. Прокофьев “Марш” 3. Г. Галынин“Медведь”
4. Игра “Семья на прогулке” -ритмическое упражнение План урока. Продолжительность занятия- 35 минут. Вводная, организационная часть-10 минут. Приветствие. Объяснение новой темы с помощью прослушивания произведений: С. Прокофьев « Марш» , М. Глинка «Полька». Выполнение под музыку ритмических шагов, хлопков. Основная часть-20 минут. Закрепление полученного материала: Игра на инструменте ребёнком, при поддержке педагога, произведений : С. Прокофьев « Марш», Г. Галынин «Медведь». С помощью игрового - упражнения « Семья на прогулке» выявить и показать родство движения и ритма. Заключительная часть -5минут. Подведение итогов занятия. Домашнее задание. Ход урока: - Музыка- искусство временное. Картиной можно любоваться любое количество времени, а музыка подчинена времени. Послушай пожалуйста музыку ( С. Прокофьев “Марш”, М. Глинка “Полька”). - Музыка началась и закончилась. – А, что можно делать под эту музыку? Далее попросить ребёнка танцевать или маршировать, при этом играть марш то ускоряя, то замедляя, то неожиданно останавливая музыку. У ребёнка под такой аккомпанемент получится очень смешной танец, и он сам попросит сыграть ровно. Теперь можно поговорить с ребёнком на тему- темп и пульс музыки. - Равномерно барабанит дождь по крыше, равномерно накатывают волны на берег, равномерно стучит сердце человека, и если это не так, то врачи отмечают у него “сердечную аритмию” и назначают ее лечить. Сердечный пульс, равномерное дыхание, ровный шаг – это и есть ритм , пульс человека. Именно от него и отталкивается музыкальное искусство. Музыкальный темп ориентируется на наш пульс. --- А ты можешь показать пульс в пьесе которую я сейчас сыграю. Ребёнок охотно соглашается , пытаясь прошагать он отмечает что под эту музыку шагают и поэтому это марш. – А как можно ещё показать пульс музыки? Ребёнок предлагает прохлопать ритм. – Представь что твои шагающие ножки шагают по фортепиано .Теперь давай сыграем марш вместе на фортепиано. Передай шаги, которые слышны в музыке, или, как принято говорить, передай пульс музыки. Размеренно возьми 2-м и 3-м пальцами правой и левой руки в верхней, правой части клавиатуры две клавиши, название которых ты уже знаешь (соль первой октавы соль второй октавы). Ребёнок садится за инструмент, преподаватель за другой. – Один раз начни шагать с правой руки, другой раз- с левой.
-Не только в марше, но и в каждой песне или танце, если хорошо вслушаться, можно услышать ровные шаги музыки, это и есть пульс музыки. Попытайся вслушаться, как “вышагивает” музыка ( М.Глинка “Полька”). Ребёнок слушая эту пьесу отмечает что она звучит быстрее и под неё можно танцевать
- Значит у музыки есть не только пульс, но и темп то есть скорость. - Прослушай пьесу: Г. Галынин “Медведь”. – Что ты услышал в этой музыке? Какой медведь, что он делает? Ребёнок рассказывает что он услышал. - Теперь тебе нужно передать шаги медведя – ты сказал ,что он только-только вышел из берлоги после зимней спячки. Шаги в музыке не такие , как в детском марше, под который ты вышагивал. Какие? - Медленные, ленивые. – Хорошо! Шаги медведя ты сыграешь на двух разных клавишах в нижней части клавиатуры, чередуя правую и левую руки. Будешь медведем?... Хорошо, значит пьесу начинаешь играть ты, и поэтому какое настроение и темп ты задаш такой медведь и получится. Ты выполняешь важную роль: задаёшь скорость или, как принято говорить , задаёшь темп в этой пьесе. Проиграть пьесу в разных темпах и определить настроение и характер “проснувшегося медведя”. - Какой у нас получился “медведь ”когда мы играли его в медленном темпе? - Грустный, ленивый. – А какое у него было настроение когда мы играли эту пьесу в быстром темпе? - Веселый, радовался весне. – Почему у медведя было разное настроение и характер , от чего это зависит в музыке? - В медленном темпе медведь был ленивый, а в быстром темпе медведю хотелось прыгать и веселиться. – Молодец! Сейчас я предлагаю сочинить историю-игру “Семья на прогулке”. Кто у нас будет гулять? -На прогулку пошла мама и малыш. – Хорошо. Мама пошла погулять с малышом, она идёт спокойными и большими шагами, а малышу, чтобы не отставать от мамы, приходится делать в два раза больше шагов. Давай простучим шаги мамы левой рукой : - Теперь давай простучим и шаги малыша:
-Теперь простучим, чередуя шаги мамы и малыша:

-Мама и малыш гуляют вместе, поэтому одной рукой простучим шаги мамы, а другой - малыша:
Пр.р.
Лев.р.
-Мама и малыш меняются местами. Пусть мама идёт справа, а малыш с лева. Простучите несколько раз: для начала помогая ребёнку своими руками.
- Давай теперь подумаем , какой у мамы голос? – У неё мягкий ,средний голос. – Молодец. А в какой октаве будет звучать её голос? - В первой , на ноте ми я хочу её сыграть. –Хорошо. А какой голос у малыша? - Тонкий , выше маминого. –А его голос в какой октаве ты бы сыграл если голос малыша выше маминого . –Во второй на ноте ми. –Молодец, правильно. Теперь давай сыграем на инструменте прогулку мамы и малыша. Ребенок играет прогулку мамы с ребёнком . Предложить ему сыграть прогулку в разных темпах и настроениях. Тогда это не просто две ноты, а музыка шагов где есть образ шагающего, ритм, высота звука , характеризующая шагающего, темп, динамика.
-Все хорошо погуляли и очень устали. Все вместе остановились и отдохнули, это целая нота и длится она долго.
- Сегодня на уроке мы с тобой услышали что музыка имеет начало и конец. Что ещё мы услышали в музыке? - В музыке есть пульс и ритм. – Правильно! А ещё каждое произведение имеет свой характер. От чего зависит характер пьесы? - От темпа. В медленном темпе играем лениво, грустно. В быстром , весело . – Молодец, правильно! Дома пожалуйста сочини сказку «Чьи это шаги», покажи шаги разных животных, их характер, настроение .Кто идёт , приближается или уходит. До свидания. Планируемый результат. Умение ощущать ритмическую пульсацию музыкального произведения и понимание ритмической стороны музыкальных образов, путём исполнения произведений на инструменте.
Методы и технология проведения урока. Индивидуальная игра на фортепиано, сочинение музыкальной истории, игра в ансамбле, ритмические задания.
Материально-техническое оснащение. Занятие проходит в кабинете по специальности, где есть два музыкальных инструмента, подставки для ученика, стулья, стол. Нотная литература, нотная тетрадь, канцелярские принадлежности.

Список литературы:
Баренбойм Л. , Перунова Н.. Путь к музыке./Общ.ред. Л. Баренбойма.-Л.: Советский компазитор, 1989.- 168с.
Бергер Н.А. . Современная концепция и методика обучения музыке ( Голос нот). –СПб.: КАРО, 2004. – 368с. – ( Модернизация общего образования)
Литовко Ю. . Методическое пособие для обучения игре на фортепиано. 1выпуск.- Самиздат . 1980.
Смирнова Т.И.. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации.- 1994.- 56с.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15