Технологическая карта урока русского языка по теме :Правописание мягкого знака в середине и на конце слова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка
2 класс
Неверова Наталия Ивановна
учитель начальных классов
МОУ СО школы № 21
г. Костромы
Тема: Правописание мягкого знака в середине и на конце слова

Ц е л и :
Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.
Используемые методы:
Наглядные;
Частично-поисковые;
Практические;
Проблемные.
Наглядность:
карточки в форме солнышка и тучки;
карточки для словарной работы;
карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
карточки со схемами позиций мягкого знака;
наглядность значений слова «соль»


№ п/п
Время
Модули урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика

1.

Организационный момент

У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.
- Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.









2.

Цели урока (психологическая минутка).

- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
- У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.





































Учащиеся выбирают карточку, показывают ее.




Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить .А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.
Мягкий знак в середине и в конце слова.-- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?
























Ответы учащихся.

3.

Чистописание:

- Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.
- Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.
- Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?
- Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите?
- Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)
- Где может стоять первый мягкий знак?
- Где может стоять второй знак ?
-Итак, сначала все пропишем в воздухе.
- А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради.
- А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны?
- Какие ошибки здесь допущены?
- Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.
- Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.
- Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?





- Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!

- Назовите слова с мягким знаком
- Скажите, какие есть в этих словах орфограммы



- Как нам проверить безударную гласную?

- Давайте эти слова запишем на второй строчке.
уголь
ск_зать - скажешь

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.








-Одна






-В середине слова

-В конце слова




Дети пишут







-Нет

Дети объясняют















-у неё нет собственного звука,
- но может влиять на звук, стоящий перед ней,
- не может стоять в начале слова
– не имеет заглавной буквы.
















-Уголь, сказать.


-Мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать.


-Подобрать проверочное слово - скажешь





4

Словарная работа

- Какое правило мы только что вспомнили?

- Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова?
- Почему?
- Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).
- Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.
- А слова с мягким знаком в середине? Назовите.
- Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?




- Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).
- Какие слова отвечают на вопрос Кто?
- Где в слове стоит мягкий знак?
Почему ты в слове написал мягкий знак?
Аналогичная работа со словами из второго столбика.
- Какой вывод мы можем сделать?




- Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее?
- Почему?

- Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.
- Давайте восстановим это правило полностью.
ЧК
ЧН Ь НЧ
ЩН НЩ



-Безударная гласная, которую можно проверить






-Словарные
-Проверяем по словарю.






У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.







кто?
учитель
девочка
медведь
мальчик
что?
тетрадь
пальто
морковь
коньки










-Звук мягкий




Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.



-Девочка
-Без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется











В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.






5.

Физминутка.

Вот заинька маленький.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.

- Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (
- Почему в этих словах пишется мягкий знак?
- А чем отличаются эти слова?

Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.


Дети повторяют за учителем движения












-Заинька, прыгать, десять, маленький

-Обозначают предмет, признак и действие






6.

Звуко-буквенный анализ слова.

- Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.
- А почему говорят «Соль дела, соль урока»?
- Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.
Звуко-буквенный разбор слова «соль».






- Почему букв здесь больше, чем звуков?
Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.
Физминутка (вправо, влево, вверх, вниз)










Ответы детей








Один ученик у доски.
Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.
[ с ] – согл., тверд., глух., парн.
[ о ] – гл., уд.
[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.
[ - ] .
4 б., 3 зв.









Дети повторяют движения за учителем


7.

Работа с предложением.

- Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает?

- Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.
-Проверяем. Хорошо.

- А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль.»

Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.




-Полезное ископаемое, нота, пищевая добавка










Выборочно нескольких учеников






Комментирует один ученик


8.

Работа в парах.

- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.
- У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы - решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.
1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке
2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_













- Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?
- А в каком слове вы мягкого знака не вставили? Почему?

Физминутка «Надуваем шарик»
(надуваем – большой, перестали – маленький)

- В каких словах встретился мягкий знак?
- Что это за слова?

























Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.
Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) - на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:
Игорь поймал на речке пять окуньков.
На улице началась сильная метель.







-Речке








Повторение движений


-Большой, маленький

-Слова-признаки, слова, противоположные по смыслу


9.

Итоги урока.

- Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
- А какой секрет русского языка вы теперь знаете?

- Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
- Спасибо всем. Урок закончен.








-Когда и зачем пишется мягкий знак
















Дети поднимают соответствующую картинку



15