Конспект занятия в старшей группе Этот загадочный подводный мир

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе.
«Этот загадочный морской мир».
Цель: формировать представление детей о жизни рыб и животных в морской воде.
Задачи:
Образовательные: Расширять представление о внешнем виде, образе жизни рыб и морских обитателей; кругозор детей, через ознакомление с новой информацией; Формировать умение анализировать, делать выводы. Побуждать высказываться на темы из личного опыта.
Развивающие: Развивать монологическую речь. Совершенствовать навыки словообразования. Активизировать словарный запас по теме. Развивать произвольное и слуховое внимание, воображение; ловкость, быстроту реакции, координацию движений, общую и мелкую моторику. Развивать умение согласовывать музыкальную композицию с движением; группироваться по заданному количеству участников.
Воспитательные: Стимулировать интерес к окружающему; умение вслушиваться в поток детской речи; формировать основы безопасности, ЗОЖ; Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, формируя доброжелательность, уважение.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: Эксперимент с водой; обратный счёт от 10 до 0; новая информация; загадки о животных; закрепление частей тела морских животных, предметов морской тематики (ракушка, песок и т.д.).
Социально-коммуникативное развитие: Закрепление безопасного поведения на воде, формирование дружеских связей в игре «Опасная акула», подготовленные дома рассказы о морских животных.
Речевое развитие: Дыхательная гимнастика; словесные игры: «Чья, чьё, чьи?», «Без чего рыбки не бывает?», «Назови ласково». Художественно-эстетическое развитие: музыкально – ритмическая композиция «Краб».
Физическое развитие: Физминутка. Игра «Опасная акула».
Методы:
Словесный /Пояснения, загадки, речевой образец/
Наглядный /Использование демонстрационного материала, модели рыбы, батискафа; схема экспериментальной деятельности, схемы по безопасности, материал для демонстрационного экспериментирования/.
Игровой /словесные игры, воображаемая ситуация, подвижная игра «Опасная акула», музыкально – ритмическая композиция «Краб»/.
Практический /подготовленные монологи, совместное экспериментирование, составление коллективного рассказа из личного опыта/.

Оборудование: Коробка с банками (с пресной и солёной водой), 2 картофеля; шляпа Незнайки; светильник – кнопка; рыбы, шар; макет рыбы (игрушка), батискафа; массажный мячик; 2 листа в клетку; флешка: шум моря, музыкально – ритмическая композиция «Краб»; цифра: 2, 3, 4, 5, 6; Маска акулы.

Ход НОД:
Приглашаю детей (10человек) за круглый стол. Дети рассаживаются. Обращаю внимание на гостей. Напоминаю, что надо поздороваться, посмотреть и больше не отвлекаться.
У нас сегодня ещё один гость. (Надеваю шапку на подготовленного ребёнка). Кто это? Узнали? (Незнайка)
Н: Здравствуйте, ребята, Я для вас сюрприз приготовил. Но чтобы открыть коробку, надо загадку отгадать.
В речках к морю тороплюсь, а из крана струйкой льюсь.
В стужу лютую тверда, отгадайте, кто же я?
(достаём 2 банки с водой и 2 картофелины и проводим опыт).
Посмотрите, ребята на схему, скажите, что нужно сделать?
Если мы опустим картофель в банку, что произойдёт? /ответы детей/, выполняем. А эта тоже утонет? /гипотеза детей/.
Почему одна картошка утонула, а другая плавает на поверхности? (Слушаем предположения детей). Добиться предположения, что вода разная. Какая? После чего пробуем пальчиком воду в обеих банках. Делаем вывод: у солёной воды выше плотность, поэтому предметы легче держатся на поверхности воды.
Где в природе находится солёная вода? (В морях, океанах). Незнайка: «О, можно в море плавать без взрослых, всё – равно не утонешь!!!»
Ребята, прав Незнайка? /Ответы детей/. В солёной воде легче научиться плавать. Но без взрослых купаться детям нельзя.
Давайте вспомним все правила поведения на воде и у воды (говорим с опорой на мнемотаблицы).
Хотите побывать на морском дне? Но до моря надо ещё дойти.
Физминутка.
Ходьба – (ровная дорожка).
Ходьба на носочках, руки вверх – (по горячему песочку)
Ходьба на пятках, руки за спиной - (каменистая дорожка).
Бег змейкой - (извилистая дорожка).
Лёгкий бег - (под горку).
Ходьба (ровная дорожка)

Ну вот, мы и вышли к морю. Слышите? Это голос моря! (Звучит фонограмма «Звуки прибоя»). Давайте, подышим прохладным морским воздухом.
Дыхательное упражнение. (руки через стороны –вверх – вдох; через перед – вниз – выдох).
Путешествие может оказаться опасным, поэтому лучше плыть всем вместе на огромном (выставляю картинку батискафа) батискафе (говорят дети или воспитатель после небольшой паузы).
Погружаемся!!! Возьмитесь крепче за руки и помогайте считать (обратный счёт от 10 до 0) Вниз!!!
Наблюдайте, что там, за иллюминатором? (Выставляю картину морских рыб)
Незнайка: «Кто это такие? Птички что – ли? Как вы их узнаёте?» (Дети дают описательный рассказ).
Смотрите, я одну рыбку поймала, давайте с ней поиграем.
Игра «Чья, чьё, чьи?»

??? – Это чья голова !!! Это рыбья голова.
(Жабры, плавник, кость, туловище, икринка, хвост, брюшко, кости, спинка, икринки, глаз, хвостик, глаза, спинки).
Игра «Без чего рыбки не бывает?»
Нам, ребята необходимо соблюдать правило – отвечаем полным ответом: Не бывает рыбы без головы. Части тела показываем на макете рыбы. (Хоровые детские ответы).
Отпустим рыбку в море!!!
Ой, ребята, кто это катится по морскому дну? (Выставляю картинку). Правильно, называется она рыба – шар. Хотя такой круглой и колючей она бывает не всегда, а только когда чувствует опасность. Как вы думаете, почему. Да, завидев врага, она начинает захватывать в себя много воды и раздувается, как шар. Колючки её начинают торчать в разные стороны, отпугивая врагов.
Давайте поиграем с рыбкой. Дети отвечая, катают и передают массажный мячик соседу, воспитатель называет новое слово.
Игра «Назови ласково».
Медуза, черепаха, дельфин, плавник, песок, рыба, рыбак, волна, акула, осьминог, хвост, камень, икра, кальмар, глаз, брюхо, глаза, голова, чешуя, кит, кость, вода, озеро, река, ракушка, рапан.
Давайте совершим прогулку по морскому дну.
Незнайка: «Что вы, что вы? У нас же лёгкие, а жабр и в помине нет. Как же мы дышать будем?»
Дети объясняют про водолазный костюм и акваланги. Экипируемся.
Идём и «плывём» по «морскому дну», приплываем к оформлению «Море».
Отгадайте загадку, и узнаем, кого мы увидели первым:
«У кого ноги растут прямо из головы» или
«Груша с длинными ногами поселилась в океане,
Целых 8 рук и ног! Это чудо осьминог!»
Кто нам расскажет об осьминоге? (Подготовленные дома дети рассказывают о своём животном).
Как вы думаете, у осьминога есть враги?
НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ (говорит воспитатель): В случае опасности осьминог набирает мешок воды и с силой выталкивает её в сторону противника. А сам уплывает в другую сторону.
Слушайте следующую загадку:
Я живая, я живая, я красивая такая,
Много лучиков имею, нет ни головы, ни шеи.
Кто у нас рассказывает о морской звезде?
Ребёнок: «Есть звёзды с 5 лучиками, есть и с 11. Лучики – это щупальца с присосками. На кончиках лучей расположены глаза»
3 загадка:
«В тишине, на глубине появился как во сне
Там, где скалы и песок маленький морской конёк».
Почему назвали коньком? - Голова похожа на голову лошади – конька – горбунка.
Кто у нас изучал морского конька?

НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ (говорит воспитатель): Морской конёк очень – очень маленький. Многие рыбы могут его съесть. Чтобы спрятаться, он меняет свою окраску. Зацепится хвостиком за зелёную водоросль – станет зелёным, за бурую – коричневым и т.д. Своих малюсеньких деток он носит в сумке, как кенгуру.
4 загадка:
Хитрая, большая рыба налетела словно глыба,
Мигом жертву заглотнула ненасытная АКУЛА.
Да, это акула. Кто у нас о ней подготовил сообщение?
Давайте поиграем в акулу, которая не любит одиночек.
Игра «Опасная акула».
Дети «плавают» в разных направлениях. Воспитатель произносит: «Акула», и показывает любую цифру, Н: 2, дети должны быстро встать парами; В том случае, если не хватает детей, можно пригласить взрослого или взять куклу. Например: детей – 10, ведущий показывает цифру 6, дети встают в 2 круга – 1 из 6 человек: второй – 4 ребёнка и 2 куклы.
«Акула» плывёт и проверяет правильно ли встали дети, если всё правильно, «акула» уплывает.
Нам пора возвращаться на батискаф, потому что могут закончиться запасы воздуха.
Поднимаемся аналогично спуску. Можно во время подъёма, записать рассказ для Незнайки о необычайном путешествии. Воспитатель записывает за детьми, так получается продукт деятельности.
Выходим на берег, (Ширма «Море» задёргивается, растягивая жёлтую ткань, на которой пальма, солнце).
Песня «Краб», Железновой.
Дети выполняют движения, танцуя под музыку.
Понравилось путешествие? Если писали в «Батискафе» рассказ, тогда рефлексия не нужна. Если нет, тогда можно спросить: О чём вы расскажите дома?
15