Программа по внеурочной деятельности детского хорового коллектива «Росинки» для 5-х классов


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла
Итоговая практико-значимая работа
Программа по внеурочной деятельности детского хорового коллектива «Росинки» для 5-х классов
Тарасовой Ольги Викторовны
учителя музыки, ИЗО МАОУ Апрелевской СОШ № 3 СУИОП г. Апрелевка,
слушателя проблемно-тематического семинара 2014/2015 учебного года
«Реализация требований ФГОС ООО на уроках музыки и изобразительного искусства в 5 – 7 классах
общеобразовательных организаций» 36 ч.

Москва 2015
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………………………………..…...…........3
1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………......3
2. Общая характеристика курса…………………………………………………………………………………....................6
Основное содержание программы……………………………………………………………………………….................6
Описание места внеурочных занятий в учебном плане……………………………………………………………...........6
Результаты освоения учебного предмета…………………………………………………………………………...…..….7
2.4 Тематический планирование…………………………………………………………………………………………...........8
Календарно-тематическое планирование ……..…………………………………………………………..……...............10
2.6 Планируемые результаты освоения курса программы ……………………………………………..…............................14
Способы отслеживания результатов освоения программы ………………………………………..…………………….15
3.1 Система оценки достижений планируемых результатов………...……………………………………………………….15
3.2 Формы и виды контроля…………………………………………………………………………………………………….16
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса……………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………...….17 Библиография…………………………………………………………………...……………………………………………….18

Введение
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там. Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разно жанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой. Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
Пояснительная записка
  Программа детского хорового коллектива составлена для занятий с детьми в условиях общеобразовательной школы. Программы, которые проектируются в системе дополнительного образования, предназначаются, в основном, для занятий во внеурочное время на базе групп, сформированных по интересам, разновозрастной комплектации, основаны на определенной материально-технической базе школы. Программа детского хорового коллектива составлена для занятий в классном коллективе или на параллели классов в условиях общеобразовательного учреждения. Как показывает практика, не все дети могут реализовать себя в процессе учебной деятельности в силу неоднородности развития когнитивных и психических процессов, чувствуют себя неуспешными.
Актуальность программы детского хорового коллектива заключается в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным.
Помимо этого, программа предусматривает развитие музыкальных и творческих способностей детей, певческих данных, общей музыкальной культуры, культуру поведения в обществе. Хоровое пение – занятие коллективное. Выступление – результат творческих усилий коллектива. Занятия в хоре могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Здесь дети начинают учиться самодисциплине. Вся организация работы в хоровом коллективе должна помочь школьникам осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче
полученных знаний, общественную активность. Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение певческого опыта детей, что является продолжением традиций, заложенных в программах данного вида, рекомендованных для системы дополнительного образования. В тоже время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы. Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях. Условия школы требуют исполнения произведений караоке, поэтому в программу включен репертуар, имеющий механическую запись. Во время занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента.
Цель программы: создание условия для самореализации личности через музыкально-эстетическое воспитание обучающихся.
Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:
создание условий для приобретения навыков коллективного пения, способов управления своим голосом;
формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме путем подъема и развития хоровой культуры;
создание условий для развития голосового аппарата, музыкальных и творческих способностей; деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности;
Результат достигается при помощи использования высокохудожественного репертуара, соответствующего возрасту обучающихся, проведению коллективных занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают раскрыться учащимся.
Результативность:
Пройдя обучение по программе обучающиеся получат:
широкий спектр информации эстетического содержания;
комплекс знаний и навыков по хоровому пению;
практические навыки для самостоятельного исполнительства;
знания по музыкальной культуре и истории;
знания и умения, которые в дальнейшем он сможет применить во взрослой жизни (умение наладить контакт с другим человеком и коллективом, раскрыть свои творческие возможности и применить их на деле, общаться с аудиторией, не теряться в различных жизненных ситуациях и т.д.).
Формы организации вокальной деятельности:
музыкальные занятия;
занятия – концерт;
репетиции;
творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
наглядно – слуховой (аудиозаписи)
наглядно – зрительный (видеозаписи)
словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
практический (показ приемов исполнения, импровизация)
частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ) - методические ошибки - методические игры В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В. Емельянова, К. Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются: - создание дружного коллектива; - взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
2. Общая характеристика курса
Основное содержание программы
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию: -подготовку голосового аппарата; -развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт само презентации.
Описание места внеурочных занятий в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год обучения, адресована детям среднего школьного возраста – мальчикам и девочкам 11-12 лет (5 класс). Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часа за 1 год обучения. Эти часы берутся из части учебного плана школы, касающегося организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО.
Предусматривается звеньевая форма обучения. Главное – желание принимать участие в коллективном пении. Набираются дети одного класса без отбора. Максимальное количество учащихся 30– 35 человек от каждого класса.
2.3 Результаты освоения учебного предмета
Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения курса вокального кружка «Акварели»
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание. Предметными результатами являются:
овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Мета предметными результатами являются:
овладение способами решения поискового и творческого характера;
культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
формирование эстетических потребностей, ценностей;
развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
2.4 Тематическое планирование 5 класс (1 час в неделю)
№ п/п Темы Количество часов
5 класс
1 Вводное занятие 1
2 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения 2
3 Охрана голоса 1
4 Певческая установка 2
5 Звукообразование. Музыкальные штрихи 2
6 Дыхание 2
7 Дикция и артикуляция 1
8 Ансамбль. Унисон 2
9 Ансамбль. Элементы двухголосия2
10 Музыкально-исполнительская работа 2
11 Ритм 1
12 Сценодвижение2
13 Работа с репертуаром 10
14 Концертная деятельность 2
15 Итоговое занятие, творческие отчеты 2
Итого: 34
1.Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В. Емельянова.
6.Ансамбдь. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.
7.Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сцендвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11.Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. 12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ п/п Название темы Решаемые проблемы Планируемые результаты (УУД) Кол-во чч. Дата
Предметные Мете предметныеЛичностные 1 Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Диалог о современной песне. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения Регулятивные: научиться исправлять свою работу
Познавательные: находить нужную информацию, различать на слух звучание инструментов
Коммуникативные: высказывать свое мнение о прослушанной музыке, слушать одноклассников Развить творческую фантазию, погрузить в мир драматического искусства. 1 2 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения
Охрана голоса.
Певческая установка. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент.
Совершенствование навыков голосоведения. Формирование практических умений и навыков и области хорового искусства. Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы.
Познавательные: проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы, фразы, выразительность интонаций.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Обогащение опыта вокальной импровизации. 5 3 Звукообразование. Муз. штрихи
Особенности и возможности певческого голоса.
Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им. Грамотное использование детского голоса.
Петь короткие фразы на одном дыхании, легким звуком, без напряжения. Регулятивные: выполнять учебные задания, ставить и выполнять цель, определять этапы выполнения задания.
Познавательные: находить необходимую информацию.
Коммуникативные:
петь хором, вести диалог, слушать собеседника. Заинтересованность в музыкальном исполнительстве.
Правильно дышать, делать спокойный вздох, не поднимая плеч. 2 4 Дыхание Особенность певческого дыхания
Взаимосвязь с другими элементами вокально-хоровой техники. Снятие мышечного напряжения в голосовом аппарате. Регулятивные: выполнять учебные действия, ставить и выполнять цель, определять этапы выполнения задания.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. Петь легким звуком, без напряжения.
Приобретение навыков опорного дыхания. 2 5 Дикция и артикуляция Учиться петь выразительно, осмысленно, отчетливо произносить слова во время пения. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Регулятивные: составлять план и последовательность своих действий, использовать известные средства музыкальной выразительности.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, усваивать особенность музыкального языка как средства создания музыкального образа.
Коммуникативные: высказывать собственное мнение о произведении Показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса. 2 6 Ансамбль. Унисон.
Элементы двухголосия. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Формирование практических умений и навыков и области хорового искусства. Регулятивные: определять этапы выполнения заданий, различать танцевальные, маршевые, песенные интонации, ритмы.
Познавательные: формулировать познавательную цель, понимать содержание произведения.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе.Заинтересованность в музыкальном исполнительстве.
Обогащение опыта вокальной импровизации.
Возможность развития творческого роста 4 7 Музыкально-исполнительская работа Дикционная разминка. Упражнения на дыхания
Научить петь без сопровождения, воспитывая навыки точного воспроизведения. Формирование практических умений и навыков и области хорового искусства.
Грамотное использование детского голоса.
Петь короткие фразы на одном дыхании, легким звуком, без напряжения. Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, понимать важность планирования работы, решать творческие задачи, вносить коррективы в свою работу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний, сравнивать особенности воплощения разными композиторами музыкального образа.
Коммуникативные: ставить вопросы, учитывать настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки, участвовать в коллективном обсуждении. Заинтересованность в музыкальном исполнительстве.
Показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса.
Дать критическую оценку своему исполнению. 1 8 Ритм Развитие навыков ритмической импровизации Навыки коллективной ритмической импровизации Регулятивные: планировать учебные действия. Ориентироваться на нотную запись в учебнике, использовать приём свободного дирижирования; делиться на группы: дирижёр и оркестр.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы
Коммуникативные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, договариваться, находить общее решение при работе в группе. Развитие чувства ритма 2 9 Сцено-движение Включения детей в музыкально – творческую деятельность.
Как вести себя на сцене Основы концертной деятельности
Особенности сценического движения Регулятивные: формулировать учебную задачу, анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям.
Познавательные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения, о композиторе;задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам, участвовать в создании композиций, работать в паре, группе. Воспитание эстетического вкуса.
Воспитание сценического вкуса. 10 10 Работа над репертуаром Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов.
Умение работать с микрофоном и фонограммой.
Культура поведения на сцене.
Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, адекватно воспринимать оценку своей работы.
Выражать образный и общий замысел произведений.
Познавательные: осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий, свободно ориентироваться в учебнике.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. Художественное совершенствование выученного репертуара.
Воспитание эстетического вкуса
2 11 Концертная деятельность Отбор лучших номеров, репетиции.
Концертное исполнение репертуара.
Анализ звучания концертной программы.
Коллективное исполнение Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в исполнении, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам, вносить коррективы в свою работу.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, отмечать характер песен, устанавливать взаимосвязь между музыкой и другими видами искусств.Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе. Воспитание эстетического вкуса
Художественное совершенствование выученного репертуара. 1 12 Итоговые занятия, творческие отчеты Выступление на сцене.
Анализ выступления. Художественное совершенствование выученного репертуара Регулятивные: планировать действия, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, какие средства музыкальной выразительности используются для передачи контраста в музыке, характеризовать разных персонажей, определять характеры действующих лиц кантаты.
Коммуникативные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, отвечать на вопросы, работать в группе, договариваться, находить общее решение, выслушивать друг друга, быть терпимыми к другим мнениямВоспитание эстетического вкуса 2 Итого: 34 часа
Планируемые результаты освоения курса программы в 5 классах

По итогам 1 – го года обучения учащиеся
узнают:
основы вокально – хоровых навыков;
правила пения; - виды дыхания;
музыкальные штрихи;
средства музыкальной выразительности.
будут уметь:
применять правила пения на практике;
петь чисто ансамблем в унисон;
применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
сценически оформлять концертный номер.
3. Способы отслеживания результатов освоения программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики разработанной руководителем музыкально – хоровой студии г. Тюмени И.А. Леоновой.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления
3. 1 Система оценки достижений планируемых результатов
    Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:
пение в унисон;
певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
передача простого ритмического рисунка;
четкая дикция;
свободное владение дыханием;
способность передать характер произведения;
владение динамикой p – mf.
репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:
музыку разного эмоционального содержания;
музыкальные жанры (песня, танец, марш);
одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
К концу года, учащиеся смогут:
петь легко и свободно
правильно брать дыхание при исполнении песни.
находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения.
петь выразительно.
3.2 Формы и виды контроля
Текущий контроль проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:
беседа по пройденному материалу;
самостоятельная работа;
выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы:
анализ проделанной работы;
участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год:
персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
участие в итоговом отчетном концерте.
4. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы используются:
Материально – техническое обеспечение Методическое обеспечение
1. Оборудованный кабинет. (Музыкальный инструмент – фортепиано, музыкальный центр, звукоусилительная аппаратура, колонки, наличие возможности записи фонограмм, наличие возможности изготовления концертных костюмов.1. Информационная и справочная литература.
2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель. 2. Методическая литература.
3. Записи фонограмм детских песен, народных наигрышей на аудиокассетах и компакт-дисках. 3. Наглядные пособия.
( плакаты, портреты с изображением композиторов)
Заключение
Данная программа помогает четко организовать работу внеурочной деятельности. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога. Это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в хоре, параллельно с изучением нового песенного материала. Песенный репертуар подбирается в течение года и может.
Методические рекомендации для учителя
Программа предполагает следующие методы:
концентрический метод — начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения). В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий. После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу. В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий в хоре. В конце каждого учебного года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год. Для образовательного процесса необходимы наглядные пособия, дидактические материалы, аудио, видео информация.
Библиография
Законодательные и нормативные документы
Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Примерные программы по учебным предметам. Части 1 и 2. – М.: Просвещение, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на текущий учебный год. Интернет-сайт: http://mon.gov.ru/Литература для педагога:
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2011.
2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 2012.
3. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно- методическая разработка. – М.: 2012.
4. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2013.
5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2010.
6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
7. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 2012. – 232с.
8. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка,2013.
9.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка,2011.
10. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2013.
11. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение,2012.
12. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л-М.: Музгиз, 2013.
13. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.-Л. Музыка, 2010.
14. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л.,2011.
15. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение,2012.
16. Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2012.
17. Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно- практической конференции 29-31марта 2012. – Екатеринбург, 2012.
18. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2011 года. – Екатеринбург, 2011.
19. Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004.
20. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2013.
21.Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М.,2014.
22.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина,2012.
Список литературы для учащихся:
1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2013;
2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2012;
3.Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 2012
4.Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2011;
5.Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2012;
6.Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2010.
7.Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2010;
8.Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри»2012;
9.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ.ред. О.Г. Хинн. – М.,2011
Список полезных интернет – ресурсов для педагога:
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm 3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/ 5. http://talismanst.narod.ru/ 6. http://www.rodniki-studio.ru/ 7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load