Конспект «М.Клементи Сонатина Соч.36 №6 Ре мажор», Урок фортепиано (5 класс)

Основная школа с углубленным изучением музыки.



Методическая разработка.

М.Клементи Сонатина
Соч.36, №6 D-dur.

Выполнила: Кованова Вера Анатольевна
преподаватель по классу фортепиано
первой квалификационной категории.







г. Рудный
2012

Муцио Клементи (1752-1832) – пианист, педагог, дирижер, и композитор. Один из создателей классической фортепианной сонаты.

Сонатина – (итал. Sonatina – уменьшенная от Sonata) – небольшая соната, без драматического развития тем, т.е. без развернутой разработки. Сонатина обычно отличается от сонаты большей простотой содержания, меньшими масштабами, сравнительной легкостью исполнения.
Подготовительным этапом к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена, служат классические сонатины. Они знакомят учащихся с особенностями музыкального языка периода классицизма, воспитывают чувство классической формы, ритмическую устойчивость исполнения. Благодаря исключительной лаконичности фортепианной «инструментовки» малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков при исполнении этих произведений становится особенно заметным и нетерпимым. Вследствие этого классические сонатины чрезвычайно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста.
Данная Сонатина D-dur представляет собой классическую сонатную форму – 3х частную, репризную. По характеру жизнерадостная, виртуозная, блестящая. Сонатина полна света, душевной бодрости, тонкого юмора. Слушая её, словно соприкасаешься с неиссякаемым источником молодости, здоровья, оптимизма.
Сонатная форма – такая репризная форма, в 1 части (экспозиции) которой содержится последовательность двух тем в разных тональностях ( главной и побочной), а в репризе эти темы повторяются в ином соотношении, чаще всего тонально сближаются, причем наиболее типично проведение обеих тем в главной тональности. Средний раздел сонатной формы – разработка, т.е. тонально неустойчивая часть, развивающая, разрабатывающая темы экспозиции.
Классическая сонатная форма характеризуется единством 3х основных принципов:
распространение на значительно протяженную по времени композицию тонально-функционального соотношения Т - Д; Д - Т; т.к. материал, изложенный в первый раз в Д или параллельной тональности, затем звучит в главной.
Непрерывность музыкального развития, т.к. в сонатной форме каждый последующий момент музыкального развития порождается предшествующим, как следствие вытекает из причины.
Сопоставление как минимум 2х образно-тематических сфер, соотношение которых может простираться от слабого отличия до антагонистического контраста.



























Тональный план сонатины представляет собой движение от тоники (Ре мажор) к доминанте (Ля мажор) и возвращение основной тональности в репризе (Т-Д-Т)
Приступая к изучению сонатины, необходимо хотя бы в общих чертах разобрать форму данного произведения, представление о которой в процессе дальнейшей работы будет совершенствоваться, уточняться, наполняться выразительным смыслом.

Экспозиция включает в себя: главную партию, которая представляет собой период неповторного строения, типа развертывания, однотональный, неквадратный, состоящий из 2х предложений (4+7 т.т.) – (1-11т.т.)
Связующую партию – которая состоит из 2х разделов:
Связка- (4т.) – Ре мажор (12-15т.т.)
2й раздел предиктовый, подготавливает Д тональность – Ля мажор, содержит отклонение в Ми мажор, (ДД) к Ре мажору. 7тактов = (16-22т.т.)
Побочную партию – (23-29т.т.) из 2х предложений, период повторного строения, неквадратный, тональность Ля мажор.
Заключительную партию – 9 тактов (30-38т.т.) период повторного строения.
Разработка (18 тактов) по форме напоминает интермеццо (39-56т.т.) с очень подвижным гармоническим планом.
Реприза в данной сонатине точнейшим образом повторяет экспозицию, с той лишь разницей, связующая партия немного сокращена и побочная партия излагается в основной тональности Ре мажор.

Начинать детальную работу над сонатиной следует с определения образного характера главной партии. Главная партия в данной сонатине носит изящный, восторженно-лирический характер, это мелодия-песенка с вопросно-ответными интонациями, и с предельно простым сопровождением, в виде «альбертиевых» басов.
Альбертиевы басы – изложение партии левой руки в фортепианной пьесе в виде ритмически равномерно фигурированных (разложенных) аккордов.
Полезно указать на то, что сопровождение это должно исполняться мягко, плавно, с чуть заметной опорой на бас и очень прозрачно: нижние звуки ни в коем случае не следует задерживать пальцами.
Пассажи из 16х нот полезно поучить:
Медленно, активными пальцами, полнозвучным non legato,
Легким подвижным staccato – исполнять упругой легкой рукой, как бы «посыпая» близко к клавиатуре. Движения пальцев почти не ощутимы. Кисть и предплечье составляют единое целое.
С пунктирным ритмом.
Связка- на остинатном басу, звучит на f напористо, поднимаясь на октаву выше, затем звучат две нерешительные вопросные интонации (mp, p), приводящие к блестящему гаммообразному пассажу, модулирующему в Ми мажор, являющийся предиктом и готовящим доминантовую тональность Ля мажор. Конец связующей партии надо сыграть очень энергично, полным звуком, чтобы рельефнее выявить грань между ней и побочной партией.
Работая над побочной партией ученик знакомится с характером исполнения лирических мелодий, требующих мягкой певучести, легкого, нежного, прозрачного звука. Побочная партия это нежная, изящная, лирически задушевная мелодия – песня в тональности Ля мажор. Она приводит к забавной, игривой, виртуозной заключительной партии в тональности Ля мажор, которая заканчивается полным тоническим трезвучием.
Разработка по объёму весьма непродолжительная, основана на собственном тематическом материале. Характер непрерывного движения, действия, волнения придает разработке в первую очередь тональная неустойчивость и ладогармонические изменения. Робкие восходящие терции на фоне остинатного баса, повторяющиеся 2 раза сначала в Ля мажоре, затем в Ре мажоре, через нисходящую модулирующую секвенцию, вносящую интонации жалобы, плавно приводят к утверждающему октавному речитативу в левой руке на фоне тремоло в правой (кульминация сей разработки), создает атмосферу возбуждения, торжества и душевного подъёма. Но в конце её опять звучат вопросительные интонации (poco rit.) – эмоциональная разрядка после эмоционального накала. И заканчивается вся разработка на терцовом звуке «До» D7 на p и на фермате.
Реприза – повторяет экспозицию точнейшим образом. Только связующая партия немного сокращена, и побочная с заключительной партией излагаются в основной тональности Ре мажор.
В целом исполнение Сонатины Ре мажор М.Клементи требует:
детальной работы над нотным текстом,
внимания к ритмической точности,
выразительной фразировки,
образного единства всей части.
Одной из важных задач в классических сонатинах является достижение темпового единства.
Необходимо углублять представление учеников и о метроритмических особенностях творчества Клементи, что в его произведениях метроритмическая организация в значительной мере придает музыке ясность, активный, жизнерадостный характер. Необходимо приучать учащихся при исполнении классических сонат и сонатин всегда очень отчетливо ощущать сильные доли такта. Особенно важно это в затактных построениях и при синкопах, потому что без ощущения постоянных центров тяготения мотивов к сильной доле в этих случаях происходит как бы смещение тактовой черты и смысл музыки совершенно искажается.













Список используемых источников:
Литература:
Способин И.В. Музыкальная форма. 7-е изд. М., Музыка,1984.
Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. Владос, 2001.
Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии. Москва: Музыка,1991.
Мазель Л.И., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М., Музыка, 1967.

Источники иллюстраций:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] картинка учебника 6 сонатин М.Клементи

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] портрет М.Клементи

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нотный текст 1 стр. сонатины №6.












15