Родительское собрание во второй младшей группе на тему Возрастные особенности развития детей 3-4 лет


Тема: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет ».
(Родительское собрание во второй младшей группе.)
Богданова А.А.воспитатель1кв.категории.
2016
Тема: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет ».
(Родительское собрание во второй младшей группе.)
Повестка дня:
1.Возрастные особенности развития детей 3-4 лет.
2Игра- ведущая деятельность ребенка.
3. Подведение итогов. Разное.
Цель: обогащение родительских представлений овозрастных изменениях детей 3-4 лет; о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: ознакомить родителей с особенностями развития детей 3-4 лет; дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.Форма проведения: игровой практикум.Участники: родители, воспитатели.
Вводная часть. - Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Ребёнок пришёл в детский сад. Социальная среда в детском саду противоположна домашней. Дома ребёнок воздвигнут на пьедестал. Жизнь семьи вертится вокруг него. А в детском саду он такой же как и все. Он часть группы, и зачастую он не знает как себя вести. Поэтому дома установка должна быть следующей: ребёнок - не главный в семье, а часть семьи.
Игра “Перемены”
Взрослые встают в круг, ведущий предлагает поменяться местами тем, у кого на руке есть часы (на одежде пуговицы, у кого 2 детей, кто любит кошек и т.д.)
Обращает внимание на то, что все разные, но всегда можно найти то, что объединяет.
Во время пребывания ребёнка в детском саду мы все (дети, педагоги и родители) составляем треугольник, во главе треугольника конечно же стоит ребёнок. Он познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка.
Ребёнку исполнилось 3 года. Это важный рубеж в его жизни - переход от раннего к дошкольному детству. Он поднимается на новую ступень своего развития, уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой, и над тем, что можно сделать для того, чтобы он вырос умным, честным и счастливым человеком.
Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка, и чтобы это формирование было полноценным необходимо постоянное и умелое руководство со стороны взрослых.
Зачастую многие родители не видят изменений, которые происходят с их ребёнком, не замечают в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей. Для нормального развития желательно чтобы ребёнок ощущал, что все взрослые знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Поэтому
-Нашу встречу хочется начать с вопроса:
- Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?
- Стал ли он другим за год?
- Что нового появилось?
(высказывания родителей)
Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”
(на экране фотографии детей и слова из стих. И. Муравейка “Я сама!”)
Давай будем одеваться...Я сама! Я сама!Пойдём, будем умываться...Я сама! Я сама!Ну, идём, хоть причешу я...Я сама! Я сама!Ну, давай хоть покормлю я...Я сама! Я сама!
В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.
А сейчас давайте разберём ситуацию.
Ситуация для анализа
Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:
- Сам, сам, сам!
Мать строго говорит:
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.
Вопросы:
Правильно ли поступила мама? И почему?
Бывают ли подобные ситуации у вас?
Как вы выходите из них?
Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.
Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?
Как вы считаете?
Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?
Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремление к самостоятельности.
Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Пример: Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: “А я так хотел сам!”
Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.
Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.
Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.
Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Сталкивались ли вы с подобными проявлениями?
Как выходили из таких ситуаций?
(стих. “Взрослым” М. Шварц)
Я в своей родной квартиреКак на службе строевой.Командир на командире...Я один здесь рядовой.Всем я должен подчиняться.По приказу – умываться,По приказу – одеваться,Рано заправлять кровать.По команде – есть садиться,По заданию – учиться.По режиму – спать ложиться,По будильнику – вставать.Теперь вам ясно, почемуНачал огрызаться я?Конец терпенью моему.Де – мо – би – лизация!
Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем д/о возрасте?
Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши.
(обсуждение с родителями)
Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
Своевременно пользоваться носовым платком, платком, туалетом.
Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.
Тест «Какой Я родитель? »
          Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Я родитель? » Именно, поэтому я предлагаю Вам тест-игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении со своими детьми. Каждый ответ – 1 бал. И так начнем:
1. Сколько раз тебе повторять?
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делал (а?)
4. И в кого ты такой уродился!
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. Ну, на кого ты похож (а?)
7. Я в твои годы….
8. Ты моя опора и помощник!
9. Ну что за друзья у тебя?
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая (какой) ты у меня умница!
12. А как ты считаешь, сынок (доченька?)
13. У всех дети, как дети, а ты…
14. Какой ты у меня сообразительный ребёнок!
15. Как я с тобой устал (а!)
Итоги:
Вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу! Он искренне любит, уважает Вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка!!
11 баллов и выше – Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Вам стоит задуматься над этим! И помните о том, что «Ребенок – зеркало семьи»!!!
2. Игра- ведущая деятельность ребенка.
- Сегодня мы предлагаем вам поиграть в те игры, которыми играют ваши дети.. - Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы начинаем. Звучит сказочная мелодия. Поскорей встали в круг,За руки все взялись вдруг.Будем рядом стоять,Глазки закрывать!А теперь начнём вращаться,В ребятишек превращаться!-Вы любите путешествовать? (ответы родителей).
-Тогда давайте рассаживайтесь по вагонам мы отправляемся!
-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Выходите из вагонов,наша станция «Цветная».
***У тебя ответ найдётся,
- Цвет какой имеет солнце? (жёлтый цвет)
***Он с лягушкой может квакать,Вместе с крокодилом плакать,Из земли с травой расти,Но не может он цвести (зелёный цвет)***Такого цвета наша кровь.
Какого, - кто сказать готов? (красный цвет) ***Им часто море называют.
Кто цвет первым отгадает? (синий цвет)
- Жители этой станции цветные человечки предлагают вам поиграть. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчикизаставить их немного поработать.Пальчиковая игра «Ягоды»
1,2,3,4,5, ( Пальчики обеих рук «здороваются»)
В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средним пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого. )
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем и братишке отнесем
- Рассаживаемся по вагонам , следующая станция «Фигурная».
Игра «Найди такой же».(Блоки Дьенеша)
Обратить внимание родителей , что блоки отличаются по цвету, форме, размеру и толщине. Предложить отгадать загадки:
Ни угла, ни стороны,А родня – одни блины (круг)***Обведи кирпич мелкомНа асфальте целиком,И получится фигура –Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник)***Злая рыба хвост-лопатаОткусила полквадрата –Целый угол, верь не верь!Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)***Кубик в краску окуни,Приложи и подними.Вася десять раз так сделал –Отпечатались они (квадраты)Затем найти фигуру красного цвета; затем большой треугольник; толстый квадрат.(проиграть 2 раза)-Молодцы справились с заданием. Садимся в вагоны, следующая станция «Спортивная»
Игра «Найди свой дом».(Оборудование: обручи, кегли: красного, желтого, синего, зеленого цветов.)Веселая, подвижная игра-разминка для детей - Какие внимательные, справились с заданием, все нашли свои домики. Садимся в поезд, следующая станция «Урожайная».
Игра «Сад-огород».- Перед вами овощи и фрукты, нужно правильно их распределить : овоши на тарелку, а фрукты в карзину.
Спасибо, и здесь вы справились с заданием. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.(звучит музыка.) Следующая станция «Фантазия».
Ну, вот и приехали. Мы приехали на удивительную станцию. Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования.- Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.- Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?Могут все детишки смело рисовать.И не только кистью, можно вытворять.Пальцем ткнуть, и носом,А печатать - ладошкой, а ещё в придачу –Маленькою ножкой.Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,Удивительный и радостный, этот свет.Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе картину «Осень» (солнышко, дерево, листья, траву).
-Молодцы! Посмотрите какоы красочной получилась ваша картина. Мо возьмем ее с собой в Детский сад и покажем нашим родителям. А сейчат рассаживаемся по местам и возвращаемся в детский сад. Вот мы с вами и вернулись в наш Деткий сад, настало время вам превращаться во взрослых.Звучит сказочная мелодия.Вот я палочкой взмахну –Загадаю чудо!Всем ребятам помогуДоброй феей буду!Поскорей встали в круг,За руки все взялись вдруг.Будем рядом стоять,Глазки закрывать!А теперь начнём вращаться,И во взрослых превращаться.В заключении хотелось бы подчеркнуть, что игры составляют фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.Подведение итогов собрания.3 Подведение итогов. Разное.