Статья Активная жизненная позиция взрослых – залог успеха ученика! (система работы с родителями в школе)


Активная жизненная позиция взрослых – залог успеха ученика!
(система работы с родителями в МОБУ СОШ № 1 г. Якутска)
Горохова Т.Н., директор МОБУ СОШ № 1 г. Якутска
Семенова И.Г., заместитель директора по УМР
Васильева Н.А., заместиель директора по ВР
Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.
В. А. Сухомлинский.
Воспитание и обучение обучающихся неразрывно связано с работой с семьей. В этом направлении мы придерживаемся позиции «активная жизненная позиция взрослых – залог успешного воспитания и обучения обучающихся».
Одними из важных условий реализации ФГОС является  участие родителей обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы  образовательного учреждения и  условий ее реализации. Необходимо проводить работу по педагогическому просвещению и образованию родителей, по укреплению сотрудничества с родителями. Поэтому основная цель   работы образовательного учреждения с  родителями -  установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов, организации взаимодействия родителей со школой на основе единой педагогической позиции; создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.
Отсюда мы решаем следующие задачи: психолого-педагогическое просвещение; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы; вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся; организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей, родительское самоуправление лучше строить параллельно с детским.
Система работы с родителями основана на принципах совместной педагогической деятельности семьи и школы, сочетания педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей, педагогического внимания, уважения и требовательности к родителям, поддержки и индивидуального сопровождения становления и развития педагогической культуры каждого из родителей, содействия родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей, опоры на положительный опыт семейного воспитания.
В организации совместной работы школы и родителей можно выделить 3 основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; участие родителей в управлении школой. Ниже приведены примеры работы с родителями в разных направлениях.
Психолого-педагогическое просвещение родителей является одним из главных направлений. На начальном этапе мы работаем с родительским советом каждого класса, осенью проводим встречи, индивидуальные беседы, директорский час со всеми родительскими советами, где выявляются потенциальные возможности родителей, определяются пути решения возникших проблем. Проводим стартовую диагностику потребностей родителей в образовательных услугах школы по воспитанию и обучению детей; диагностику интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе; индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях; информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения; знакомство с современными системами семейного воспитания, проводим встречи, консультации специалистов из медицинских учреждений, ЦПМСС, наркодиспансера, инспектора ПДН. Так администрация школы организовала такую беседу с родителями 1-4 классов 23 ноября 2016 г., 5-8 классов 24 ноября, 9-11 классов 25 ноября 2016 г. Перед родителями выступили Румянцева А.Н., зам.начальника отдела Управления Роспотребнадзора по РС (Я), Суздальцева А.С., инспектор ПДН, Максимова К.И., психолог ЦПМСС. Такие встречи организовываются ежегодно. Также были привлечены родители. Например, Павлов Н.Н., к.м.н., генеральный директор Центра иммунопрофилактики (родитель 8б, 9в классов) выступил по профилактике энтеровирусной инфекции в период эпидемии гриппа, Васильева М.Р., заместитель главного врача ЯРНД (родитель 10а класса) выступила по профилактике употребления наркотических веществ, Шамуратова В.О. психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения городского округа «город Якутск» (родитель 6б класса) рассказала о профилактике суицидального поведения подростков.Очень интересно проходит родительская конференция, где своим опытом воспитания делятся лучшие родительские советы. Стала доброй традицией после теоретической части конференции проводить практическую часть, где выступают родители трех звеньев – начального, среднего и старшего. На последних конференциях участвовали родители 4б класса (классный руководитель Николаева М.Е.) в 2015 году, 8а класса (классный руководитель Дьяконова Л.В.), 4б класса (классный руководитель Корякина Л.А.), 10а класса (классный руководитель Сергеева Т.В.) в 2016 году. Учащиеся и родители выступали вместе, показывали литературно-музыкальную композицию, инсценировки, уголок достижений учащихся, выставку достижений и поделок учащихся и родителей.
Воспитывающая среда создается не только для обучающихся, но и для родителей. Лучшие семьи являются примером для всех, поэтому к различным конкурсам, мероприятиям выпускаются газеты для ознакомления с лучшими семейными традициями. Например, к конкурсу «Математическая семья» участники выпускают газеты о семейных интеллектуальных увлечениях, к конкурсу «Дочки-матери» организуется выставка изделий, сделанных руками родителей, в конкурсе «Читающая семья» на русском и якутском языках на этапе «Визитка» рассказывают о семейном чтении. Таким образом, родители показывают не только как они проводят досуг со своими детьми, но и как происходит в их семьях воспитание детей, как они вместе добиваются успехов в духовно- нравственном воспитании детей, формировании таких человеческих качеств, как внимательность, милосердие, порядочность, усердие, трудолюбие, как развивают интеллектуальные, творческие способности. Папы любят с сыновьями ходить на рыбалку, заниматься спортом. На «Математической семье» 19 ноября 2016 года папа Петрова Алексея из 4 б класса сказал золотые слова: «Моя семья – это наше богатство, нам и зимой тепло, оттого что мы вместе». Счастливые дети растут в дружных семьях, где есть забота, внимание, любовь, уважение и требовательность. Если хотите видеть детей успешными, сделайте их счастливыми. Таков девиз семей-участников.
Особое внимание в школе уделяется индивидуальной работе с учащимися и их родителями. Хотя контингент обучающихся и родителей разный – есть многодетные, малообеспеченные, опекунские семьи, родители- или дети-инвалиды, безработные – умеем найти индивидуальный подход к каждому человеку. После индивидуальных бесед, которые строятся определенным образом, отношение родителей к детям, учащихся к своему поведению, отношению к учебе, окружающим кардинально меняется. Ни одно ЧП не остается без внимания директора школы, много сил и времени уходят на перевоспитание не только детей, но и молодых родителей, на то, чтобы убедить родителей повернуться лицом к своим детям, научить быть ответственными за воспитание своих детей. Особое место отводится проведению родительских собраний классных и общешкольных.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс способствует укреплению сотрудничества с родителями, активизации общественной жизни классного коллектива, повышению качества воспитания и обучения учащихся.
В школе установилась добрая традиция – каждый год посвящать определенной теме. 2013-2014 учебный год был назван Годом семьи в СОШ № 1, 2014-2015 учебный год был связан с Годом тьюторства в школе № 1, 2015-2016 учебный год – с Годом партнерства в школе № 1, а 2016-2017 учебный год – с Годом общественного самоуправления в школе с целью повышения ответственности, самостоятельности, активности участников образовательного процесса. Родители принимают активное участие в жизни школы: на творческом экзамене, в школьных мероприятий, в конкурсах «Математическая семья», «Дочки-матери», «Читающая семья», в соревнованиях «Папе с сыном все по силам», проводят беседы с обучающимися ко «Дню юриста» (родители-юристы), «Дню государственности», «Дню Республики Саха (Якутия) (родители – деятели науки и искусства, депутаты), Дню Героев России, участвуют в коммунарских сборах, новогодних праздниках, ко Дню Победы, на ысыахе, Последнем звонке. Также участвуют в проведении профилактической, профориентационной работы, тематических классных часов, организации экскурсий на место работы родителей, совместных выходов обучающихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки. Во время каникул родители 1-11 классов помогали в проведении ремонта школы 28-29.03.15 г.
 22 октября 2016 года в МОБУ СОШ № 1 г. Якутска прошла школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Всего приняло участие 107 учащихся, защищено 95 проектов по секциям:
Технические, математические науки, информационные ресурсы
Физика, астрономия
Лингвистика (русский язык и литература, якутский язык и литература, английский язык). Билингвизм.
Педагогика. Психология
Исторические и общественные науки. История школы
Медицинские науки
Биология, сельскохозяйственные науки
Химические науки, экология
Наука о Земле
Спортивные науки, ЗОЖ
Культурология (КНЯ), искусствоведение (музыка, живопись, архитектура, театр, кино)
Мода и дизайн
Целью научно-практической конференции является привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности, формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. Повышается учебная мотивация, формируются умения и навыки ставить цели и задачи, находить пути решения, достижения результата, делать выводы. Развиваются волевые, деловые качества, расширяется кругозор, сфера учебно-исследовательской деятельности ученика выходит за пределы учебного заведения.
В состав жюри вошли 36 учителей, 6 родителей:
- в секции «Физика, астрономия. Наука о Земле. Краеведение» Стручков Николай Федорович, старший научный сотрудник Института физтех проблем Севера, родитель 3 класса;
- в секции «Общественные и исторические науки» Николаева Полина Михайловна, журналист, руководитель отдела АО «Сахамедиа», родитель 3б и 7б классов.
- в секции «Медицинские науки» Сивцева Светлана Константиновна, медсестра НМЦ, родитель 8б класса, Алексеева Надежда Егоровна, врач КЛД отделения реанимации и интенсивной терапии ЦЭМП № 2 РБ № 2, родитель 2 б класса.
- в секции «Химические науки. Экология» Оконешников Иннокентий Афанасьевич, начальник методического отдела учебно-методического центра ГО ЧС, преподаватель химии, родитель 4б класса.
Руководители проектов – 22 учителя, 13 родителей:
№ ФИО родителя Количество Всего
Победителей Рекомендов. Сертификатов 1. Мухин В.В. 9а кл. 1 1
2. Эверстова М.Х. 9а кл. 1 1
3. Пермикина Н.А. 9а кл. 1 1
4. Аргунова М.В. 3 кл. 1 1
5. Ласточкина Т.А. 7а кл. 1 1
6. Николаев А.Н. 10а кл. 1 1
7. Скрыбыкина Н.А. 8б кл. 1 1
8. Егорова Е.М. 6б кл. 1 1
9. Кондратьева Ю.В. 7а кл. 1 1
10. Филиппова И.С. 7б кл. 1 1
11. Васильева Н.Ю. 4а кл. 1 1
12. Гурьева П.И. 9в кл. 1 1
13. Филиппова Е.Э. 7а кл. 1 1
Всего: 4 5 4 13
Подготовка проекта требует от учащегося усидчивости, внимательности, целеустремленности, развивает память, умения работать в группе, самостоятельно искать материал, расширяется круг интересов, умение планировать, организовать свое время, с пользой и интересно проводить его. Защита проекта требует от ученика умения убедительно, аргументировано, научно излагать материал, работать в группе. В итоге в сотрудничестве с родителями мы добиваемся конечной цели обучения и воспитания: всестороннее развитие, саморазвитие, жизненное и профессиональное самоопределение учащихся.
Темы проектов соответствуют возрастным особенностям учащихся, их способностям и интересам. В высоком смысле работа должна формировать научное мировоззрение, лишенное мистического, сверхъестественного влияния на неокрепший организм подростков. Во время защиты проектов мы сделали немало открытий, учащиеся раскрыли свои способности, показали умение интересно, грамотно и непринужденно излагать свои мысли, свободно ориентироваться в своей теме, быстро и правильно находить ответы на вопросы, быть корректными, культурными.
Немалую роль играют руководители проектов – учителя и родители. Руководителями проектов были 22 учителя и 13 родителей. Они сумели передать свои знания и опыт, научили учащихся работать с источниками, выбирать тему, формулировать цели и задачи, искать пути решения задач. В научный аппарат входит актуальность, новизна, практическая значимость. В самых интересных работах мы увидели собственное исследование учащихся, проводимый опыт, эксперимент, продукт. Учащиеся вместе со взрослыми изучали и открывали для себя мир, а мы открыли для себя мир увлечений наших детей.
29 октября 2016 года провели коммунарские сборы с активным участием родителей 5-11 классов. Сборы были посвящены предстоящему юбилею школы и назывались «Юбилей зажигает звезды». На первом конкурсе «Оформление кабинетов» родители встречали жюри с театрализованным представлением, хлебом-солью, показывая чудеса изобретательности и фантазии. Кто-то придумал уголок аптекаря, продающего эликсир молодости, любви, добра, он выглядел как волшебный напиток разного цвета, но на вкус был сладким. В другой класс входили как в кинотеатр, где показали видео о классе и школе. Родители показывали функциональность оформления кабинета, уголок увлечений детей, презентации о классе, читали собственные стихи о школе, учителях. В это время дети бегали по станциям.
Примечательно, что каждый год коммунарские сборы посвящены разным темам: «В гостях у друзей», тогда дети ходили друг другу в гости, родители проводили разные игры; «Наша школьная страна», где главным был конкурс «Классный калейдоскоп» о совместной работе активов ученического и родительского; «В семье единой» - провели Фестиваль талантов детей и родителей, «Новогодний карнавал», где главным был семейный конкурс «Новый год из прошлых лет» (семейная реликвия из Нового года прошлых лет: старинные новогодние открытки, елочные игрушки, куклы Дед Мороз и Снегурочка и другое).26 ноября 2016 года провели традиционный конкурс «Зажги свою звезду», где участниками были учащиеся и их родители. Показано 19 номеров: танцы, игры на музыкальных инструментах, песни и даже фигурное катание «Карлсон и Фрекен Бок» (видео). Лучшими признаны семья Аммосовых из 3 класса с якутским танцем, семья Петровых из 5б класса с песней о дружбе, ансамбль «Мужское братство» мальчиков и пап 6б класса с песней «Сахам сирэ», семья Скрыбыкиных из 8б с игрой на баяне.
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом является одним из важных направлений работы с родительской общественностью. Родители-активисты участвуют в заседаниях Управляющего совета, Совета профилактики, общешкольного родительского комитета, ОП по формированию ЗОЖ. Входят в состав жюри во время таких мероприятий, как конкурс «Дочки-Матери», Новый год, Смотр песни и строя. Проводят профориентационную работу (экскурсии, беседы, встречи). Родительские комитеты классов проводят рейды по микрорайону школы, проводят профилактические беседы не только с учащимися, но и родителями.
Родители в последние годы стали инициаторами общешкольных дел: создание Совета отцов (Наумов В.С., родитель 8а и 9а классов), психологический аутотренинг с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей, подростков (Васильева Н.Ю., родитель 9в класса), новогоднее оформление школы (Саввинов А.Б., родитель 10б класса).
Таким образом, удовлетворенность родителей жизнедеятельностью общешкольного коллектива, принятие ими традиций школы, использование рекомендаций в организации семейного воспитания делают их нашими единомышленниками. В работе с родителями мы опираемся на положительный опыт семьи, активизируем ее потенциальные возможности, устанавливаем партнерские отношения, основанные на взаимоподдержке и общности интересов, общими усилиями создаем благоприятные условия для успешного, творческого, интеллектуального, духовного и физического развития, полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.
Школа добивается больших успехов благодаря такому сотрудничеству с родительской общественностью. Ежегодно повышаются показатели качества сдачи ЕГЭ, участия обучающихся в олимпиадах, НПК, конкурсах, соревнованиях. Дети становятся воспитанными, успешными, а значит, счастливыми.
Коммунарские сборы





Математическая семья





Читающая семья


НПК «Шаг в будущее»

«Папа, мама и я – спортивная семья»