Конспект экскурсионного часа в группе продленного дня История усадьбы Измайлово


Внеурочная деятельность :
Прогулка по усадьбе Измайлово
Подготовила маршрут воспитатель 1 категории
ГБОУ СОШ № 1466 имени Надежды Рушевой Алешина Вера Сергеевна

Форма проведения урока : познавательная прогулка
Примерное время проведения: 40 - 45 мин (без учета дороги)
Место проведения прогулки : Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Измайлово
Тип деятельности: внеурочнаяТип проекта: обзорная прогулка
Вид проекта: групповой, исследовательски-творческий.
Предмет исследования: история и архитектура усадьбы Измайлово
Продолжительность проектной деятельности: средней продолжительности.
Возраст детей: 6 -10 лет
Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность: Дети  - это наше будущее, а значит, и будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить нашу страну. Начинать воспитание любви к своей Родине надо с малого. Любви к своему городу, району. Показать ребенку красоту родного города, его богатство, познакомить с историей, традициями и культурой – задача не такая уж сложная.
Цель: Формирование элементарных представлений воспитанников о малой родине – городе Москва, районе Измайлово, знакомство с историей района.
Цель во взаимодействии с семьями воспитанников: создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, привлечь их к воспитанию у детей чувства любви к своему родному городу
Задачи: воспитывать у детей любовь к родному городу, сформировать у детей начальные представления о истории города Москва, расширять кругозор детей и словарный запас.
Предполагаемый результат:
-формирование элементарных представлений воспитанников о малой родине – городе Москва, об архитектуре, активизация словарного запаса, накопление эмоционально позитивного опыта;
 -осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
-развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
-совершенствование развивающей среды в группе;
- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве со школой. 
Формы реализации проекта:
С воспитанниками:
-беседа;
-рассказы детей о Москве, районе с опорой на фотографии;
-рассматривание фотоальбомов, книг и буклетов о Москве рассматривание предметов старинной утвари, одежды, обуви;
-просмотр презентаций и видеофильмов;
-слушание песен о родном городе, русских народных песен;
-чтение русских народных потешек, закличек, сказок; стихов о родном городе;
-народные подвижные игры;
-театрализованные и сюжетные игры;
-продуктивная деятельность;
-образовательная деятельность.

Измайловский парк, Измайловский кремль, гостиничный комплекс «Измайлово» хорошо известны не только москвичам, но и гостям столицы. Однако далеко не каждый коренной житель Москвы знает о существовании прямо на территории города уникального архитектурного памятника, часть построек которого относятся еще к XVII веку. Это усадьба Измайлово, расположенная в одном из самых живописных мест столицы – на Измайловском острове.

Измайлово — родовая усадьба Романовых. Царь Иван Грозный пожаловал её представителю этой династии, Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату своей первой жены Анастасии Романовны.

Царь Иван Грозный Н.Р.Захарьев-Юрьев Анастасия Романова
После смерти последнего представителя рода – Никиты Ивановича Романова, бывшего наставником молодого царя Алексея Михайловича, усадьба перешла в государственную казну.
В 1663 году Алексей Михайлович, любивший это место с детских лет, поселил здесь крестьян из четырех слобод и основал первую ферму. На ней выращивались не только традиционные для средней полосы России культуры, но и районировались экзотические виды растений. Так в Измайлово довольно успешно вызревали арбузы и дыни, виноград и финики, хлопок и миндаль, перец и тутовник.

Н.И.Романов Царь Алексей Михайлович
Царь Алексей Михайлович увлекался соколиной охотой в окружавших Измайлово лесах. Кроме того, он испытывал в усадьбе различные новшества. Так, уже в 1670-е гг. в Измайловской царской усадьбе существовал домашний театр, один из первых в России; известно имя одного из его актёров — певчего и живописца Василия Репского.
Для переработки сельскохозяйственной продукции были построены мельницы, медоварни, пивоварни и маслобойни. В 1668 г. к западу от Острова был построен стеклянный завод, посуда с которого поступала на царский стол, отдельные образцы преподносились в дар зарубежным гостям для их правителей.
.
Для организации стекольного дела и выращивания иноземных растений к работе привлекались специалисты-иностранцы. Для плавания по прудам и рекам в усадьбе имелся выписанный из Англии ботик, который потом обнаружил юный Петр I, и который он позднее перевез в Санкт-Петербург и назвал «дедушкой русского флота».

Зубов И. Ф. «Измайлово. Отъезд императора Петра II на соколиную охоту» (1727—1730).
В центре острова был построен роскошный, многоярусный дворец, ставший царской резиденцией для нескольких поколений правителей России. Рядом с ним вырос Покровский собор и многочисленные хозяйственные постройки. Среди них были, например, первый в стране стекольный завод, льняная мануфактура и кирпичный завод. Ни один кусочек земли острова не пустовал, везде что-то выращивалось или разводилось.

Каждый представитель царской семьи находил в усадьбе Измайлово что-то для себя. Алексей Михайлович с удовольствием занимался сельскохозяйственными экспериментами и охотой. Федор Алексеевич и Софья Алексеевна получили возможность развернуть интересную им строительную деятельность. Петр Алексеевич устраивал знаменитые потешные бои и делал первые шаги в кораблестроении.

В Измайлово часто принимали иностранных послов и гостей из других стран. Сохранились воспоминания иностранных дипломатов того времени, которые восхищались живописностью усадьбы, называя ее современной увеселительной царской резиденцией европейского уровня.
Позже Измайлово служило местом масштабных театральных постановок, любительницей которых была Екатерина Иоанновна ( дочь царя Ивана V Алексеевича и царицы Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, старшая сестра императрицы Анны Иоанновны, племянница императора Петра I ), и гвардейских учений, инициатором которых выступала Анна Иоанновна. Здесь были обустроены богатые птицей и зверем охотничьи угодья, ставшие местом традиционной царской охоты.

Екатерина Иоанновна Анна Иоанновна
Кроме расположенных на Острове царских хором, храмов, хозяйственных построек Государева двора в Измайлове существовали придворный театр (60-е гг. XVII в.), придворный зверинец (70-е гг. XVII в.), «звериные потехи», соколиная охота (XVIII в.).
Усадьба Измайлово, после периода некоторого запустения (вторая половина XVIII — начало XIX в.) в честь ознаменования победы в Отечественной войне 1812 г. по желанию императора Николая I в Измайлове была основана Военная богадельня для инвалидов (ветеранов) войны. Комплекс возводился по проекту архитектора К.А. Тона и был закончен в 1849 г. Торжественное открытие богадельни состоялось в 1850 г.

После Октябрьской революции 1917 г. на Измайловском острове был устроен один из первых в Москве рабочих городков имени Н.Э. Баумана.
После экскурсии можно прогуляться по острову и полюбоваться его живописнейшими пейзажами. Прикоснитесь к памятнику Петру Первому и почувствуйте единство духа с этим величайшим правителем, любившим Измайлово. Полюбуйтесь на красивейший чугунный фонтан, который по праву может считаться одним из лучших образцов фонтанного искусства. Прокатитесь на лодочке по глади Серебряно-Виноградного пруда и соберите букет полевых цветов, гуляя по парковым дорожкам.
Одним словом, забудьте на пару часов, что вы находитесь в огромном, шумном и задымленном мегаполисе, насладитесь спокойствием и уединением.