Активная жизненная позиция как залог успешной профессиональной деятельности


МБОУ «Лицей»
«Активная жизненная позиция старшеклассника - залог успешной профессиональной деятельности»
Активность личности — особый вид деятельности, отличающийся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Подходы к определению понятия активности личности
Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались такие самостоятельные понятия, как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы.
Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).
На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:
форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
личностно- значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.
Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998):
1 цель или целенаправленность,
2 мотивацию,
3 способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность,
4 осознанность и эмоции.
Для каждой личности характерен свой, уникальный способ жизни, способ ее организации, оценивания и осмысления. В процессе жизни личность выступает субъектом общения, субъектом деятельности, являясь, в конечном итоге, субъектом собственной жизни. Позиция субъекта позволяет человеку соотнести свои возможности с поставленными целями, интегрировать свои способности в разных сферах. К.А Абульханова - Славская такую способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни определяет как жизненную стратегию.
Основным параметром построения жизненной стратегии К.А Абульханова-Славская называет активность. Активность личности в осуществлении жизненной стратегии проявляется как способность к балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным. В свою очередь такой баланс (оптимальный или неоптимальный для личности) устанавливается при помощи инициативы и ответственности. В различных стратегиях личность вырабатывает индивидуальный способ реализации своей активности, при котором происходит распределение инициативы и ответственности.
Исследователи считают, что одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность. Это — способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера.
Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения. В качестве одной из важных характеристик активности личности выступает активная жизненная позиция, наличие которой свидетельствует об изменении всего образа жизни личности, а не его отдельных сторон.
Активная жизненная позиция - устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью. С точки зрения общественной значимости жизненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих в обществе устоев, традиций и правил общежития. Однако критерий правильности (истинности) жизненной позиции лежит не только в общественном признании и одобрении, порождающем иногда настроение конформизма и апатии. Гораздо более важным для понимания активной жизненной позиции является требование соблюдения автономии, автономных прав и гражданских свобод личности. Активная жизненная позиция становится в гражданском обществе неотъемлемой чертой жизнедеятельности автономных субъектов. Она выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства,
Какие же требования предъявляются на рынке труда к системе образования, в том числе профессионального?
Современное общество, производство, рынки товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Данная тенденция четко обозначена в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., в которой одной из ключевых идей является идея о необходимости формирования нового качества российского образования и в особенности среднего профессионального образования, которому "необходимо обеспечить опережающее развитие". Новое качество образования сегодня – это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства и производства.
Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который:
· умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;
· обладает критическим и творческим мышлением;
· владеет богатым словарным запасом.
Кроме того, специалист, живущий и работающий в современном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
· самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;
· четко осознавать, где и каким образом приобретенные им знания могут быть применены в окружающей действительности;
· быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
· грамотно работать с информацией;
· быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить из них;
· самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Очевидно, что система обучения, ориентированная на формирование только профессиональных качеств, не может выполнить заказ современного общества. Новое качество подготовки специалистов с разными уровнями профессионального образования требует иных критериев его оценки. До сих пор считается, что если выпускник продемонстрировал отличные знания, то его качество подготовки выше. Это так, но только отчасти. Современные научные исследования подтверждают, что преуспевание в профессиональной деятельности лишь на 15% обусловливается знаниями своей профессии, а на 85% – умением обращаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи, т. е. с личными качествами и способностями. Реальная практика и жизнь демонстрируют, что чаще всего успеха в социальной и профессиональной карьере добиваются далеко не выпускники с «красным дипломом», а те студенты, которые проявляли активность, реализовывали себя в различных видах деятельности: общественной, экономической, культурной, коммуникативной, научной и т. д. Учебная деятельность – лишь одна из них. Знания и умения – лишь мизерная часть личностных свойств, влияющая на успешность деятельности, общения, поведения специалиста.
Современному специалисту высшего и среднего звена для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, уже недостаточно владеть только специальными профессиональными знаниями и навыками. Рыночная экономика требует, чтобы каждый работник обладал еще и ключевыми компетенциями (ключевые квалификации, базовые навыки, базисные квалификации).
Под ключевыми квалификациями понимаются качества личности, которые "эксплуатируются" в ряде смежных профессий либо в большой группе разнопрофильных профессий.
Таким образом, проблема подготовки специалистов различных уровней профессиональной подготовки объективно требует поиска новых форм и методов организации учебного процесса. В учебном процессе все больше применяются активные методы обучения, стимулирование студентов осваивать и активно использовать современные технологии при анализе, оценке и решении конкретных рыночных проблем и практических ситуаций. Все это позволяет обучающимся развивать аналитические навыки, обосновывать принятие решения, аргументировано защищать свою позицию в дискуссиях.
Участие обучающихся в научно-исследовательской работе является одним из методов совершенствования подготовки специалистов.
Анализ требований, предъявляемых к претенденту на вакансию, строится на тезисе, что полезность работника создают его конкретные характеристики. Работодатель отдает предпочтение одним работникам перед другими, так как считает одни качества более полезными или удовлетворительными, чем другие.
Таким образом, возникает задача выделить наиболее существенные качества (характеристики) претендента, максимально тесно связанные с характером и особенностями вакансии.
С этой целью было проведено исследование по выявлению основных требований рынка труда к претенденту на рабочее место. Результаты исследования позволили определить современные требования к системе профессионального образования.
Предметом исследования являлись 3 категории качеств: демографические, образование и личностные:
· В категории «демографические» рассматривались такие характеристики претендента на рабочее место, как возраст, пол, здоровье и проч.
· Категория «образование» помимо констатации того или иного образования включала качественные характеристики, такие как знание языков, компьютера, стаж работы.
· Категория «личностные» отражала индивидуальные особенности и качества человека.
Каждая категория характеристик оценивалась по трем степеням значимости: «не имеет значения», «желательно», «необходимо».
Результаты исследования показали, что:
1. Предпочтения во всех отраслях отдаются блоку «Образование». Наличие определенного уровня образования и иных профессиональных навыков в большей степени является желательным. Ответы «не имеет значения» и «необходимо» имеют равную значимость. Это объясняется тем, что для одних должностей определенный уровень образования является необходимым (ИТР, руководители, служащие), а для других не имеет значения (вспомогательные рабочие, обслуживающий персонал, неквалифицированный персонал).
2. Квалификация или специальность по диплому не всегда является жестким требованием при приеме на работу (исключение – вакансии с узкой спецификой работы). Руководители многих предприятий предпочитают обучать вновь прибывших работников в рамках традиций сложившихся на данном предприятии. На крупных промышленных предприятиях, как правило, имеется специалист по подготовке и переподготовке кадров, входящий в штат отдела кадров.
3. Чаще всего для предприятия наличие определенного стажа работы является желательным или необходимым условием. Как правило, не встречается ответов «не имеет значения». Стаж работы в основном должен составлять 3-5 лет, но имеют место и другие условия: от 1 года до 10-20 лет – все зависит от специфики выполняемой работы.
Как отмечают специалисты, наличие стажа является желательным условием по целому ряду причин: экономия времени и денег, которые пришлось бы тратить на обучение неопытного специалиста; знания и опыт прибывшего работника могут рационализировать работу на данном предприятии, внести свежие идеи и взгляды; работнику со стажем легче принять решение в кризисной ситуации, исходя из ситуаций с которыми он сталкивался ранее.Но иногда для руководителя становится предпочтительнее принять на работу молодого инициативного и способного специалиста, нежели консервативного опытного работника, неспособного к дальнейшему обучению и прогрессу. Принимая такое решение, руководитель во главу дела ставит личностные качества работника.
Следует отметить логические нестыковки в требованиях к возрасту и стажу. Большинство руководителей хотят видеть своих работников молодыми, но имеющими достаточный опыт работы
(5 лет), причем желательно с высшим образованием.
4. Знание языков является желательным, а порой и необходимым требованием для предприятий и организаций с определенной спецификой (компьютерные и туристические фирмы), предприятий и организаций, имеющих зарубежных партнеров. Но для большинства должностей знание языков не имеет значения.
5. Большинство руководителей предпочитают видеть своих подчиненных компьютерно грамотными, как минимум, владеющими компьютером на уровне пользователя. Требование к навыкам владения компьютером на уровне программиста менее категорично. Для многих данное качество не имеет значения. Наличие его целесообразно на крупных промышленных предприятиях (на ИВЦ), а в мелких фирмах – для штатных программистов.
Личностные качества представляли собой набор индивидуальных свойств человека, которые позволяют спрогнозировать его поведение на предприятии: пунктуальность, ответственность, добросовестность, способность вписаться в коллектив и т. д. Базовыми и обязательными качествами человека для работодателя являются:
· способность к обучению; важность этого качества определяется тем, что вновь пришедшему работнику данная способность позволит быстрее освоить принципы функционирования предприятия и приемы выполнения работы, а также является базой для дальнейшего совершенствования и развития навыков работника;
· умение слушать (а главное слышать) является залогом четкого и правильного восприятия информации, что влечет за собой действия, соответствующие требованиям руководства;
· коммуникабельность; форма труда на предприятии коллективная, а результат труда представляет собой плод усилий всех его работников, поэтому руководством уделяется большое внимание умению вжиться в новый коллектив. Настоящий руководитель-профессионал чутко ощущает психологическую атмосферу в коллективе и всегда способен выявить «белую ворону»;
· культура поведения является обязательным требованием со стороны работодателя, тем самым обеспечивая трудовую дисциплину и соответственно результаты работы;
· культура речи неразрывно связана с культурой поведения, но, тем не менее, ей склонны придавать несколько меньшее значение.
Хотя к уровню образования предъявляются определенные требования, специалисты ставят его по степени важности на второе место. Считается, что наличие диплома не является объективным свидетельством индивидуальных способностей человека.
В целом предпочтения респондентов блоку личностных качеств распределились следующим образом:
· культура поведения – 15,9%;
· умение слушать – 14,7%;
· коммуникабельность – 14,1%;
· культура речи – 13,5%;
· способность к обучению – 12,4%;
· кругозор – 8,8%;
· наличие организаторских способностей – 8,2%;
· другие – 12,4%.
· имидж скорее желателен, чем обязателен – считают 59% опрошенных.
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.
Список литературы
1. Зеер Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 1997.
2. Новиков А. М. Профессиональное образование России / А. М. Новиков. М., 1997. С. 73.
3. Байденко В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. С.23
Результаты исследования показали, что:
1. Предпочтения во всех отраслях отдаются блоку «Образование».
2. Квалификация или специальность по диплому не всегда является жестким требованием при приеме на работу
3. Чаще всего для предприятия наличие определенного стажа работы является желательным или необходимым условием.
4. Знание языков является желательным, а порой и необходимым требованием для предприятий и организаций с определенной спецификой
5. Большинство руководителей предпочитают видеть своих подчиненных компьютерно грамотными, как минимум, владеющими компьютером на уровне пользователя.
Личностные качества представляли собой набор индивидуальных свойств человека, которые позволяют спрогнозировать его поведение на предприятии: пунктуальность, ответственность, добросовестность, способность вписаться в коллектив и т. д. Базовыми и обязательными качествами человека для работодателя являются:
способность к обучению;
умение слушать (а главное слышать) является залогом четкого и правильного восприятия информации
коммуникабельность;
культура поведения является обязательным требованием со стороны работодателя
культура речи неразрывно связана с культурой поведения
В целом предпочтения респондентов блоку личностных качеств распределились следующим образом:
культура поведения – 15,9%;
умение слушать – 14,7%;
коммуникабельность – 14,1%;
культура речи – 13,5%;
способность к обучению – 12,4%;
кругозор – 8,8%;
наличие организаторских способностей – 8,2%;
другие – 12,4%.
имидж скорее желателен, чем обязателен – считают 59% опрошенных.