Урок музыки на тему «Музыкальная лаборатория. Образы главных героев в опере Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» (2 четверть «Интонация») 3 класс


Урок музыки в 3 классе по теме «Музыкальная лаборатория. Образы главных героев в опере Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок»
(2 четверть «Интонация»)
Цели:
познакомить учащихся с героями оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок»
развивать умение сравнивать (сопоставлять) образы героев оперы, представленные в разных видах искусства;
развивать умения применять на практике полученные знания о средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать навыки анализа, обобщения, умение выступать и защищать свою точку зрения;
развивать коммуникативные навыки работы в группах, совершенствовать навыки общения.
Оборудование: учебник «Музыка» для 3 класса с рисунками художника И.Я. Билибина, музыкальные фрагменты из оперы «Золотой петушок», портрет А.С. Пушкина, портрет Римского-Корсакова, конверты с карточками (приложение 1), таблица на доске (приложение 2).
Универсальные учебные действия:
Личностные: восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера; формирование положительного отношение к музыкальным занятиям, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности, первоначальных умений оценивать результаты собственной музыкально-исполнительской деятельности; развитие чувства прекрасного, через знакомство с доступными для восприятия произведениями музыки, литературы и живописи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную, в том числе музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами, различая способ и результат собственных действий; выполнять действия в опоре на заданный учителем ориентир; уметь эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев, осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах деятельности.Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, использовать примеры нотной записи при обсуждении особенностей музыки; соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения; проводить сравнение изученных объектов по заданным критериям.
Коммуникативные: контроль за своими действиями в коллективной работе, исполнение со сверстниками музыкальных произведений, выполняя при этом разные функции; использование простых речевых средств для передачи своего впечатления от музыки; понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; принимать мнение, отличное от своей точки зрения.
1. Орг. Момент2. Разучивание песни «Кукушка».
Мини-итог.
3.Беседа.
4.Тема урока.
5.Постановка цели и задач.

6.Работа в группах.
7. Итог урока.
На слог «лю» по фразам показывая, куда движется мелодия;
Со словами 1 куплет и припев.
- Поднимите руку, у кого получилось запомнить слова и мелодию? Кому необходимо еще повторить?
- Ребята, а какие интонации вы услышали в этой песне?
(Изобразительные, выразительные)
- Как вы определили?
(Музыка выражает радостное, светлое настроение и изображает пение кукушки «ку-ку»).
- Внимательно послушайте следующую мелодию. Пение какой птицы она вам напоминает?
(Пение петуха «кукареку»)
Верно, молодцы. А в какой сказке А.С. Пушкина эта птица является действующим лицом?
(«Золотой петушок»).
- Поднимите, пожалуйста, руки те из вас, кто знаком с этой сказкой?
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал произведения великого русского поэта А.С. Пушкина. С детства самым близким человеком для него была няня Арина Родионовна. От неё он учился русскому языку, от нее он впервые услышал русские народные сказки. Пушкинское слово удивительно музыкально. Именно поэтому многие композиторы обращались и продолжают обращаться к пушкинским произведениям, в том числе к знаменитым сказкам. Всего их шесть, все они вам знакомы с детства. Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?
(1830 г. – «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о Медведихе»; 1831 г. – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»; 1833 г. – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; 1834 г. – «Сказка о золотом петушке» (последняя).Очень внимательно читал эту сказку и полюбил ее русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, которого называют композитором-сказочником. В его творчестве много произведений, в основе которых сказочные сюжеты. «Золотой петушок» — это последняя, пятнадцатая опера Римского-Корсакова, созданная им за год до смерти. Именно о ней наш сегодняшний разговор. Не зря существует поговорка «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок». Вот и сегодня из нашего разговора необходимо извлечь для себя что-то важное. Что именно, как вы думаете?
(Познакомиться с оперой и ее героями).
Но у нас не просто урок, а урок-лаборатория. А в лаборатории, мы с вами всегда что-нибудь изучаем и исследуем.
- Вспомните, при помощи чего художник создает свои художественные образы?
(при помощи красок, цветов, оттенков)
А писатель или поэт?
(при помощи слова)
А при помощи чего «рисует» своих героев композитор?
( при помощи «музыкальных красок»)
Поясните, что значит «музыкальные краски»?
(Средства музыкальной выразительности)
Так что мы можем изучить, знакомясь с героями оперы?
(Учитель выслушивает предложения детей и подводит к следующим задачам: сравнить образы героев в сказке Пушкина, в рисунках художника И.Я. Билибина и опере Римского-Корсакова;
выяснить какие «музыкальные краски» (средства музыкальной выразительности) использовал композитор при создании образов главных героев.
Далее для работы можно выбрать один из двух вариантов.
1 вариант.
-Для того, чтобы нам эффективно поработать, я предлагаю объединиться в группы (по 2 парты, дети поворачиваются друг другу). Каждая группа будет отвечать за какое-нибудь одно средство музыкальной выразительности. Я приглашаю представителя от группы получить задание. Все необходимое для работы находится в конвертах.
(Группа получает конверт, в котором находятся карточки с характеристиками средства музыкальной выразительности)
А помогать нам в работе будут образы, созданные А.С.Пушкиным и художником Иваном Яковлевичем Билибиным (стр. 47 учебника). Все ваши ответы я буду заносить в таблицу на доске.
- Итак, приступаем.
Царь Дадон.
- Что о нем говорит Пушкин? Найдите в тексте. Рассмотрите, как изобразил его художник. А теперь подумайте, обсудите и примите решение, каким должно быть средство выразительности, чтобы передать этот образ в музыке? Можно ли изобразить внешность героя? Почему?
(Дети обсуждают в группах, поднимают карточку и аргументируют свой выбор. Учитель заносит их ответы в таблицу.)- А теперь, предлагаю вам послушать, каким получился персонаж у Римского-Корсакова и сравнить с тем, что «сочинили» мы.
(Слушание фрагмента)
Какие музыкальные характеристики у нас совпали? Где у композитора получилось иначе?
Таким же образом продолжается работа со следующими персонажами: Звездочет, Петушок, Шамаханская царица.
- «Царю Дадону тяжело носить корону». Кто ему помог?
(Звездочет)
(Далее работа в группах по схеме, слушание фрагмента, сравнение).
- Итак, Звездочет дал в помощь Золотого петушка.
Какие фразы кричит петушок? Зачитайте.
(Кирикуку! Берегись, будь начеку!
Кирики, кирикуку! Царствуй, лежа на боку!)- Прочитайте с выражением эти строки и последите за своим голосом, какая из строк заканчивается нисходящей интонацией, а какая восходящей? Почему интонация меняется?
- Рассмотрите нотную запись на странице с.45 учебника и определите, какая из них подходит к первой фразе, а какая ко второй?
- Кто же нарушил покой царя Дадона?
(Шамаханская царица)
(Далее работа в группах по схеме, слушание фрагмента, сравнение).
-Чем заканчивается сказка?
(Петух клюнул Дадона, он умер)
-За что?
(Дадон обманул, не сдержал слово)
2 вариант.
- А теперь я предлагаю вам разделиться на 4 группы и самим «сочинить» музыку, т.е. определить средства музыкальной выразительности, для вашего персонажа. Для четкости вашей работы, я предлагаю следующий алгоритм действий.
(Алгоритм записан на доске:1.найдите описание героя у Пушкина;
2.рассмотрите рисунок художника Билибина;
3. «сочините» музыку (определите средства музыкальной выразительности, соответствующие образу вашего персонажа);
4.запишите результаты в таблицу.
Затем каждая группа знакомит с результатом своей работы, всем классом прослушивают музыкальный фрагмент из оперы Римского-Корсакова, сравнивают, анализируют.
-В сказке Пушкина Звездочет говорит такие слова: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Чему учат сказка и опера?
(Честности, справедливости…)
-Для кого из вас работа на уроке была понятна и легка? У кого вызвала затруднения?
- А теперь подведем итог нашего исследования. У нас была возможность познакомиться с литературными, художественными и музыкальными образами героев сказки «Золотой петушок». Сравните их. Что вы о них можете сказать?
- Дома я предлагаю вам (в группе или самостоятельно)
создать афишу к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок», используя для творчества самые разнообразные средства и материалы.
Портрет А.С. Пушкина.
Портрет Римского-Корсакова.
Конверты с карточками.
Приложение 1
Таблица на доске. Приложение 2.
Алгоритм действий на доске.
Приложение 1.
Конверт 1- ДИНАМИКА.
Карточки: f, p, mf, mp, ff, pp, p<f, f>p
Конверт 2 – ТЕПМ.
Карточки: умеренный, быстрый, медленный.
Конверт 3 – РЕГИСТР.
Карточки: высокий, средний, низкий.
Конверт 4 – ЛАД.
Карточки: мажор, минор.
Конверт 5 - ИНТОНАЦИЯ.
Карточки: изобразительная, выразительная.
Конверт 6 – МУЗЫКАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА.
Карточки: песенность, танцевальность, маршевость.
Приложение 2.
Средства выразительности Царь Дадон Звездочет Золотой Петушок Шамаханская царица
динамика темп регистр лад интонация муз. качества