Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по биологии Сонин (профильный уровень) 10-11 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ 10 КЛАСС
(Профильный уровень, 105 часов, 3 часа в неделю)


№ п/п

урока
Дата проведения
Тема урока
Примечание


ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ ( 5 часов)

1
1

Краткая история развития биологии.


2
2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни


3
3

Критерии живых систем: общие признаки биологических систем


4
4

Обмен веществ в неживой природе, метаболизм


5
5

Обобщающий урок по теме «Введение»


РАЗДЕЛ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (14 часов)

ТЕМА 2.1. ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 часа)

6
1

История представлений о возникновении жизни.


7
2

Работы Пастера.


8
3

Гипотеза вечности жизни.


9
4

Материалистические теории. Практическая работа № 26 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле».


ТЕМА 2.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (5 часов)

10
1

Эволюция химических элементов в космическом пространстве.


11
2

Химические предпосылки возникновения жизни.


12
3

Источники энергии и возраст Земли.


13
4

Условия среды на древней Земле.


14
5

Семинар по теме «Предпосылки возникновения жизни на Земле»


TEМA 2.3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (5 часов)

15
1

Гипотеза происхождения протобиополимеров


16
2

Эволюция протобионтов


17
3

Начальные этапы биологической эволюции


18
4

Семинар по теме «Современные представления о возникновении жизни на Земле»


19
5

Контрольно-обобщающий урок по теме «Современные представления о возникновении жизни на Земле»


РАЗДЕЛ 3. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ (34 час)

ТЕМА 3.1. ВВЕДЕНИЕ В ЦИТОЛОГИЮ (1 час)

20
1

Введение в цитологию. Лабораторная работа №.1 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание»


ТЕМА 3.2. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА (10 часов)

21
1

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.



22
2

Органические молекулы - углеводы.



23
3

Органические молекулы - жиры и липоиды



24
4

Биологические полимеры - белки.



25
5

Строение и функции белков. Лабораторная работа №3 «Опыты по определению каталитической активности ферментов»



26
6

Органические молекулы: ДНК - биологический полимер.



27
7

Рибонуклеиновые кислоты. Генетический код.



28
8

Редупликация ДНК.



29
9

Семинар по теме «Нуклеиновые кислоты».



30
10

Контрольно-обобщающий урок по теме «Нуклеиновые кислоты»



ТЕМА 3.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРОКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ (1 час)

31
1

Прокариотическая клетка



ТЕМА 3.4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТОК ЭУКАРИОТ (8 часов)

32
1

Наружная цитоплазматическая мембрана. Эукариотическая клетка



33
2

Органоиды эукариотической клетки: митохондрии, клеточный центр, ЭПС



34
3

Органоиды эукариотической клетки: ядро, рибосомы, комплекс Гольджи.



35
4

Особенности строения растительной клетки .Лабораторная работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»



36
5

Клеточное ядро. Строение ядра.



37
6

Строение и функции хромосом. Лабораторная работа №4 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах»



38
7

Семинар по теме «Строение клетки». Практическая работа №1 «Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий». Лабораторная работа № 6 «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»; лабораторная работа №5 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом».



39
8

Урок контроля по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот».




ТЕМА 3.5. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ - МЕТАБОЛИЗМ (9 часов)

40
1

Анаболизм Биосинтез белков.



41
2

Этапы транскрипции. Этапы трансляции



42
3

Решение задач по теме «Биосинтез белка».



43
4

Энергетический обмен веществ. Катаболизм.



44
5

Этапы обмена веществ. Практическая работа № 2 «Сравнение процессов брожения и дыхания».



45
6

Автотрофный тип обмена веществ.



46
7

Практическая работа №3«Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза».



47
8

Семинар по теме «Обмен веществ и энергии».



48
9

Урок контроля «Обмен веществ в клетке (метаболизм)».



ТЕМА 3.6. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТОК (2 часа)

49
1

Жизненный цикл клетки. Митоз.



50
2

Лабораторная работа №7 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука».



ТЕМА 3.7. НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ И БАКТЕРИОФАГИ (2 часа)

51
1

Неклеточные формы жизни. Вирусы.



52
2

Свойства вирусов. Специфичность действия. Жизненный цикл.



ТЕМА 3.8. КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ (1 час)

53
1

Клеточная теория строения организмов.



РАЗДЕЛ 4. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (7 часов)

ТЕМА 4.1. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 часа)

54
1

Бесполое размножение



55
2

Вегетативное размножение



ТЕМА 4.2. ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ (5 часов)

56
1

Половое размножение. Практическая работа № 14 «Сравнение процессов полового и бесполого размножения.»



57
2

Развитие половых клеток. Мейоз Практическая работа №5 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».



58
3

Семинар по теме «Размножение организмов»



59
4

Практическая работа № 4 «Сравнение процессов митоза и мейоза»



60
5

Урок контроля по теме «Размножение организмов».



РАЗДЕЛ 5. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (14 часов)

ТЕМА 5.1 ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ (4 часа)

61
1

Эмбриональное развитие животных. Краткие исторические сведения.



62
2

Эмбриональный период развития.



63
3

Эмбриогенез: гаструляции и органогенез.



64
4

Семинар по теме «Эмбриональное развитие животных».



ТЕМА 5.2. ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (2 часа)

65
1

Постэмбриональный период. Метаморфоз Непрямое развитие



66
2

Прямое развитие



ТЕМА 5.3. ОНТОГЕНЕЗ РАСТЕНИЙ (4 часа)

67
1

Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей



68
2

Жизненный цикл и чередование поколений у высших споровых растений.



69
3

Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных.



70
4

Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений.



ТЕМА 5.4. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА (1 час)

71
1

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция.



ТЕМА 5.5. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (3 часа)

72
1

Развитие организмов и окружающая среда



73
2

Критические периоды. Регенерация



74
3

Урок контроля по теме «Индивидуальное развитие организмов»



РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (28 часов)

ТЕМА 6.1. ИСТОРИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (2 часа)

75
1

История развития представлений о наследственности и изменчивости



76
2

Современные представления о структуре гена.



ТЕМА 6.2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (12 часов)

77
1

Первый закон Менделя - закон единообразия первого поколения



78
2

Второй закон Менделя -закон расщепления.



79
3

Неполное доминирование



80
4

Множественный аллелизм



81
5

Практическая работа № 9 «Решение генетических задач на неполное доминирование».



82
6

Дигибридное и полигибридное скрещивание.



83
7

Практическая работа №8 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание».



84
8

Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности.



85
9

Практическая работа №10 «Решение генетических задач на сцепленное наследование»



86
10

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
Практическая работа №11 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование».



87
11

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.Практическая работа №12 «Решение генетических задач на взаимодействие генов»



88
12

Семинар по теме «Основные закономерности наследственности»



ТЕМА 6.3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (3 часов)

89
1

Наследственная (генотипическая) изменчивость



90
2

Мутации.



91
3

Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость). Лабораторная работа №8 «Выявление изменчивости у особей одного вида»



ТЕМА 6.4. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (2 часа)

92
1

Методы изучения генетики человека.



93
2

Наследственные заболевания и их предупреждение.



ТЕМА 6.5. СЕЛЕКЦИЯ ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЙ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 часа)

94
1

Создание пород животных и сортов растений



95
2

Методы селекции растений и животных.



96
3

Селекция микроорганизмов



97
4

Достижения современной селекции



РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ (8 часов)

98
1

Резервный час



99
2

Резервный час



100
3

Резервный час



101
4

Резервный час



102
5

Резервный час



103
6

Резервный час



104
7

Резервный час



105
8

Резервный час





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ 11 КЛАСС
(Профильный уровень, 105 часов, 3 часа в неделю)
№ п/п

урока
Дата проведения
Тема урока
Примечание


РАЗДЕЛ 7.ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ(34 ЧАСА)


ТЕМА 7.1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (6 ЧАСОВ)

1
1

Введение. Учение об эволюции органического мира.


2
2

История развития представлений о развитии жизни на Земле


3
3

Система органической природы К. Линнея


4
4

Развитие эволюционных идей Ж.Б. Ламарка


5
5

Семинар по теме «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период».


6
6

Семинар по теме «Развитие эволюционных идей в додарвиновский период».


ТЕМА 7.2. ДАРВИНИЗМ (6 ЧАСОВ)

7
1

Естественно-научные предпосылки теории Ч. Дарвина.


8
2

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.


9
3

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе Формы борьбы за существование.


10
4

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов


11
5

Практическая работа № 19 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»


12
6

Контрольно-обобщающий урок по теме «Дарвинизм».


ТЕМА 7.3. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (12 ЧАСОВ)

13
1

Эволюционная роль мутаций. Лабораторная работа №10 «Выявление изменчивости у особей одного вида».


14
2

Генетические процессы в популяциях


15
3

Формы естественного отбора


16
4

Практическая работа № 20 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов».


17
5

Семинар по теме «Движущие силы эволюции».


18
6

Адаптация организмов к среде обитания и их относительность. Лабораторная работа №11 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания».


19
7

Вид, критерии вида. Лабораторная работа №9 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию».


20
8

Видообразование. Пр. работа № 18 «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию».



21
9

Способы видообразования. Механизмы видообразования.



22
10

Практическая работа №21 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования»



23
11

Семинар по теме «Основные положения синтетической теории эволюции»



24
12

Контрольно-обобщающий урок по теме «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция»



ТЕМА 7.4. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (10 ЧАСОВ)

25
1

Макроэволюция. Направления эволюции. Практическая работа № 22 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции»



26
2

Пути достижения биологического прогресса. Ароморфоз. Идиоадаптация.



27
3

Практическая работа №23 Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений



28
4

Практическая работа №24 «Выявление ароморфозов у растений»



29
5

Лабораторная работа №12 «Выявление идиоадаптаций у растений».



30
6

Практическая работа №25 «Выявление ароморфозов у животных».



31
7

Лабораторная работа №13 «Выявление идиоадаптаций у животных».



32
8

Основные закономерности эволюции.



33
9

Правила эволюции



34
10

Контрольно-обобщающий урок по теме «Основные закономерности эволюции. Макроэволюция»




РАЗДЕЛ 8. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (16 ЧАСОВ)

ТЕМА 8.1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (8 ЧАСОВ)

35
1

Развитие жизни в архейской и протерозойской  эрах



36
2

Развитие жизни в раннем палеозое



37
3

Развитие жизни в позднем палеозое



38
4

Развитие жизни в мезозое



39
5

Развитие жизни в кайнозое



40
6

Семинар по теме «Основные черты эволюции животного мира»



41
7

Семинар по теме «Основные черты эволюции растительного мира»



42
8

Урок контроля по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира»






ТЕМА 8.2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (8 ЧАСОВ)

43
1

Положение человека в системе животного мира.



44
2

Эволюция  приматов.



45
3

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди.



46
4

Стадии эволюции человека. Древние люди



47
5

Стадии эволюции человека. Первые современные люди. Практическая работа № 27 «Анализ и оценка различных гипотез возникновения и происхождения человека»



48
6

Современный  этап в эволюции человека. Практическая работа №28 «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас».



49
7

Семинар по теме «Происхождение человека».



50
8

Контрольно-обобщающий урок по теме «Происхождение человека»



РАЗДЕЛ 9. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (27 часов)

ТЕМА 9.1. ПОНЯТИЕ О БИОСФЕРЕ (7 ЧАСОВ)

51
1

Биосфера – живая оболочка планеты



52
2

Структура биосферы



53
3

Живые организмы



54
4

Круговорот воды в природе.



55
5

Круговорот биогенных элементов.



56
6

Практическая работа №32 «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота».



57
7

Обобщающий урок по теме «Понятие о биосфере».



ТЕМА 9.2. ЖИЗНЬ В СООБЩЕСТВАХ (4 ЧАСА)



58
1

История формирования сообществ живых организмов



59
2

Основные биомы суши



60
3

Лабораторная работа №17» Описание экосистем своей местности».



61
4

Семинар по теме «Жизнь в сообществах»



ТЕМА 9.3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ (16 ЧАСОВ)

62
1

Естественные сообщества. Структура естественных сообществ



63
2

Абиотические факторы. Температура



64
3

Абиотические факторы. Свет



65
4

Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение



66
5

Интенсивность действия фактора.



67
6

Взаимодействие факторов



68
7

Семинар по теме «Воздействии абиотических факторов на организмы».



69
8

Биотические факторы среды



70
9

Лабораторная работа № 14 «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов».



71
10

Лабораторная работа № 15 «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем».



72
11

Цепи питания. Правила экологических пирамид.



73
12

Практическая работа № 29 «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)»



74
13

Саморегуляция экосистем. Лабораторная работа № 16 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности».



75
14

Смена экосистем. Лабораторная работа №18 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях».



76
15

Агроэкосистемы. Практическая работа № 30 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»



77
16

Контрольно-обобщающий урок по теме «Взаимоотношения организма и среды».




РАЗДЕЛ 10. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (13 ЧАСОВ)

ТЕМА 10.1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА. БИОЛОГИЯ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ (11 ЧАСОВ)

78
1

Воздействие человека на природу в процессе становления общества.



79
2

Природные ресурсы и их использование.



80
3

Загрязнения воздуха



81
4

Загрязнения пресных и морских вод.



82
5

Антропогенные изменения почвы.



83
6

Влияние человека на растительный и животный мир.



84
7

Практическая работа № 31 «Решение экологических задач».



85
8

Радиоактивное загрязнение биосферы



86
9

0храна природы и перспективы рационального природопользования.



87
10

Практическая работа № 33 «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере»



88
11

Обобщающий урок по теме «Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы».



ТЕМА 10.2. БИОНИКА (2 ЧАСА)

89
1

Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники



90
2

Роль биологических знаний в XXI веке.



ТЕМА 11. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 10 КЛАССЕ (7 ЧАСОВ)

91
1

Современные представления о возникновении жизни на Земле



92
2

Химическая организация клетки



93
3

Органические молекулы клетки



94
4

Строение и функции прокариотической клетки



95
5

Жизненный цикл клетки.



96
6

Размножение в органическом мире.



97
7

Законы Менделя.



РЕЗЕРВНЫЕ ЧАСЫ ( 8 ЧАСОВ)

98
1

Резервный час



99
2

Резервный час



100
3

Резервный час



101
4

Резервный час



102
5

Резервный час



103
6

Резервный час



104
7

Резервный час



105
8

Резервный час
































15