Подготовка к сочинению на тему Моя жизненная позиция (8 класс)


Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему «Моя жизненная позиция».
Цели урока:
Образовательные: обобщить и расширить представление о типе речи рассуждение; поработать над формированием навыков построения рассуждения.
Воспитательные: воспитать доброжелательность, способствовать становлению активной жизненной позиции у школьников.
Развивающие: развивать навыки написания сочинения-рассуждения; способствовать развитию у учащихся творческих способностей; способствовать развитию речи, мышления, восприятия учащихся.
Оборудование:
1. Школьная доска для записей
2. Ноутбук
3. Проектор
4. Раздаточный материал
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Запишите в тетради:  Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на морально-этическую тему (оставьте место для названия). С этим типом текста вы уже давно знакомы расскажите , что вы о нем знаете? Чем отличается рассуждение от других типов речи?
Какова главная задача автора текста-рассуждение?
Назовите основные вопросы, характерные для данного типа речи.
Рассуждение строится по определенной композиции, назовите ее этапы (композиция записывается на доске)
Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь, как ее можно осуществить?
2. Работа над темой сочинения.
Молодцы, все правильно вспомнили. Так как мы пишем рассуждение на морально-этическую тему, нам необходимо знать лексическое значение слов мораль и этика. Постарайтесь для начала сами определить, что такое мораль.
Верно, а что значит термин этика (термины записаны на доске)
Да, вы очень хорошо объяснили эти понятия. А сейчас я прочитаю определение этих терминов по словарю.
Словарь иностранных слов русского языка: этика - [лат. ethica - гр. ethos обычай, характер] - 1) учение о морали как одной из форм общественного сознания, ее сущности, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни; 2) система норм нравственного поведения человека, какого-л класса, общественной или профессиональной группы.
Большой Энциклопедический словарь: "мораль"-(от лат. moralis - нравственный),1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.2) Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.).
1.Я прочитаю вам произведение Була́та Ша́лвовича Окуджа́вы советского и российского поэта, композитора, литератора, прозаика и сценариста. Ваша задача – внимательно выслушать и определить тему и основную мысль текста.
Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.
Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.
Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака -
Вот и станете вы человеком.
Хорошо ребята, вы все верно определили.
2. Обратите внимание на доску, здесь вы видите 2 колонки, обозначенные знаками – и + . Каждый из вас к доске и напишет под знаком + те качества в человеке, которые он считает приемлемыми, которые должны быть в каждом. А под знаком – те, которые он не принимает ( по одному качеству от каждого).
Молодцы ребята, перепишите себе эти столбики в тетрадь. Это вам понадобится при написании сочинения рассуждения.
Мы сейчас определили качества людей, как положительные, так и отрицательные. Но можем ли мы сказать что мы знаем свои ресурсы, знаем на что мы способны?
3. Давайте проведем маленькую игру. Встаньте и выйдите из-за парт. Подумайте и загадайте в уме число – сколько раз на одной ноге вы сможете прыгнуть на одной ноге. Загадали? Итак, начнем. Всё. Молодцы, садитесь. Что вы заметили? Именно, многие из вас прыгнули больше, чем загадали. Только вы прыгали не минуту, а 30 секунд…Кто скажет, что это доказывает?
Умница, садись.
4. Посмотрим небольшой мультфильм который называется «Приятные новости».
Какую основную мысль можно выделить?
5. Мы с вами убедились, что жизненная позиция человека складывается из нескольких составляющих и может меняться. Напишем на доске, что оказывает влияние на нас.
3. Работа с алгоритмом.
Молодцы, с темой мы разобрались, теперь поработаем с планом сочинения.
Во-первых надо придумать название вашей творческой работы. Помните, что заглавием может быть не только утвердительное, но и вопросительное предложение, подумайте, как вы можете озаглавить свое сочинение . Я предлагаю вам на выбор несколько тем, но вы можете предложить свои темы:
Человек любит считать свои беды, но не считает радостей.( Ф.М.Достоевский)
Моя жизненная позиция
Мы – строители своей судьбы
Различая важное и переходящее…
Основы счастья
А теперь, ребята, необходимо сформулировать тезис. Для этого подумайте, какая мысль будет в вашем сочинении главная, что вы будете доказывать.
Именно эту мысль вы и должны доказать в своей работе.
Скажите, какой тезис вы можете написать в своем сочинении?
Что вы можете использовать в качестве тезиса?
Молодцы, с тезисом вы удачно справились.
Думаю, что и формулировка аргументов у вас не вызовет больших затруднений.
Итак, мы должны доказать, что жизненная позиция обеспечивает мирную, интересную, счастливую жизнь.
Это все мы уже обговаривали в начале нашего урока.
Да, конечно, вы абсолютно правы. Все это вы можете отнести к аргументам.
Также я посоветую вам использовать при доказательстве тезиса афоризмы, которые мы привели на уроке.
Большой плюс будет, если вы приведете примеры из литературных произведений, из жизни выдающихся людей, возможно, даже из своей жизни.
Есть ли у вас какие-либо вопросы по написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему ?
Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали; правильно и уверенно отвечали. Спасибо за внимание и активное участие в уроке.

Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей.
Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события.
Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?
Тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; вывод, заключение.
Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.
Мораль-это…
этика- это…