Реализация системно-деятельностного подхода курса «Мир деятельности»

Реализация системно-деятельностного подхода курса «Мир деятельности»
Учитель начальных классов
Бабарыкина Маргарита Николаевна
МБОУСОШ №6 г. Ливны Орловская область

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать».
С 1 сентября 2011 года как и все школы России мы перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Наиболее существенная особенность федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на результат, причем результат нового типа.
В связи с этим изменилось содержание начального образования. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, была выделена такая группа достижений как метапредметные результаты. То есть современный ученик должен не только овладеть знаниями, но и уметь самостоятельно организовывать учебную деятельность, овладеть универсальными учебными действиями в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах. Суть их – в универсальности применения. То есть это такие знания, которые могут быть использованы на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых оказался ребёнок
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Прежде чем начать работу по реализации ФГОС НОО, мы прошли курсы по «»
В форме дистанционного обучения знакомились, как необходимо формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках открытия новых знаний, рефлексии, развивающего контроля, выполняли домашние задания, участвовали в форумах.
Учителю приходилось ставить перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Ответы на эти вопросы есть в программе надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках образовательной системы «Школа 2000».
Сейчас можно подвести первые итоги работы. Проводился опрос родителей, учителей, обучающихся «Ваше отношение к курсу МИД. Вот как отзываются об уроках МИД учителя 1-ых классов.
Курс МиД - главный инструмент для грамотного, последовательного и продуктивного формирования УУД. На уроках курса «Мир деятельности» дети приобретают первый опыт" исследования", учатся фиксировать свои затруднения и проектировать выход из затруднений, учатся самоконтролю, чувствуют "вкус открытия". Я увидела, что эти занятия способствуют повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создают прекрасные условия для открытия ребёнком секретов своей успешной учёбы и помогают строить межличностные отношения.
Курс "Мир деятельности" необходим современным детям. Они должны понять, что еще не знают, а потом постараться самим открыть новые знания.
Этот курс помогает мне в организации освоения учащимися надпредметных знаний, а именно: уметь учиться, уметь самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою учебную деятельность, рефлектировать ее, контролировать и оценивать. Я отмечаю позитивный рост активности у учащихся на предметных уроках, развитие добрых отношений между детьми во внеурочной деятельности.

Знают об этом курсе и родители. Они говорят:
«Это необычайно интересный урок для моего ребёнка. Он с восхищением заявил: «Я ощущаю себя умным, способным, мне интересно учиться новому». Я думаю, что знания, полученные на этих уроках, помогут моей дочери и в жизни. Ребёнку предстоит жить в обществе людей, и уроки по курсу «Мир деятельности» помогут научить взаимодействию с окружающими, быть уверенным и самостоятельным. Я рада, что появились такие новые и интересные уроки».

«Это новый для меня и моего ребёнка предмет, с которым нас познакомили на родительском собрании. Он помогает увлечённо учиться, самостоятельно открывать и применять новые знания, не бояться трудностей, развивает навыки работы в коллективе. Мой сын с удовольствием рассказывает, как прошёл урок «Мир деятельности», восхищался красочными учебниками с наклейками, интересными презентациями и радуется, что выполнял работу в паре и у них всё замечательно получилось. Я очень рада, что у моего сына есть такие уроки!».

А вот, как об этих уроках говорят сами дети:
Мне нравятся уроки «Мир деятельности». Они мне очень интересны, я всегда узнаю что-то новенькое. Я люблю работать в учебнике с наклейками. На каждый урок к нам приходят герои сказок и мультфильмов и нам показывают красивые презентации.
На уроках «Мир деятельности» я люблю работать со своим соседом, мы с ним никогда не ругаемся и стараемся делать всё вместе. Мы учимся учиться. У нас очень красивые учебники. Я всегда жду встречи с весёлым Смайликом.
Все уроки построены в технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания предполагает пройти два этапа учебной деятельности: 1 – понять, что я не знаю, 2- самому открыть новое знание. Чтобы открыть новое знание, необходимо пройти шаги учебной деятельности: повторить необходимые знания, выполнить пробное действие, попытаться преодолеть затруднение. Если столкнулись с затруднением, не огорчаться, а остановиться и подумать, почему не получается.
На первом этапе учебной деятельности дети сами формулируют цель, что же им нужно узнать, и возникшую причину затруднения. Затем при помощи подводящих вопросов, исследовательских заданий дети сами открывают новое знание, создают эталон.
Этот эталон фиксируется при помощи наклеек в учебном пособии и открыток, на обратной стороне которых ежедневно отмечается умение открытого знания.
Для закрепления полученного знания дети выполняют тренировочные упражнения с проговариванием эталона во внешней речи. Чтобы проверить, как ребёнок усвоил новое знание, даётся самостоятельная работа, которую ученик проверяет по образцу и оценивает результат своей работы при помощи условных знаков.
Например: урок во 2 классе «Как самому построить новые знания». Задание для самостоятельной работы. Ребята самостоятельно составляли последовательность алгоритма построения нового знания. Если работа выполнена без ошибок, ставится знак «+», если были ошибки – «?». Затем ребёнок объясняет, почему была допущена ошибка и что нужно сделать, чтобы ошибка не повторялась.
Для наилучшего понимания открытого знания включаем его в целостную систему. Затем подводим итог урока: вспоминаем, с каким затруднением встретились на уроке, какую цель поставили, смогли ли достигнуть поставленной цели, как это можем доказать (оставили эталон).
В конце урока проводится рефлексия учебной деятельности. Дети оценивают свои знания на уроке по «Лесенке успеха»:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Затем начинается основная работа. Полученные знания и умения на уроках по курсу «Мир деятельности», мы с ребятами закрепляем и отрабатываем на уроках по другим предметам - математике, русскому языку, окружающему миру и др. Например, однажды на уроке математики ученик моего класса, работая у доски, не мог справиться с решением выражения, мы с ребятами помогли ему. Нет, мы не выполняли задание за него.
А всего лишь напомнили ему, как нужно относиться к затруднениям. Важно уметь спокойно относиться к затруднениям и их преодолевать. Ведь, преодолевая затруднения, люди в результате открывают для себя новое, важное и интересное знание. Ученик взял себя в руки, понял что он забыл, воспользовался эталоном «алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное» и сам выполнил задание.
Для выявления уровня освоения формируемых УУД проводилось входное и итоговое тестирование, составленное Л.Г. Петерсон, и представляет собой набор вопросов и варианты ответов. Например:
1. Что значит «уметь учиться»?
а) уметь делать уроки;
б) уметь слушать объяснение учителя;
в) уметь понять, чему надо научиться и самому найти нужные знания.
2. Какую роль выполняет учитель в учебной деятельности?
а) организует действия учеников;
б) помогает ученикам, если это надо;
в) учится вместе с учениками.
Тестирование позволяет определить, на каком уровне сформированности метапредметных знаний и умений находится каждый ученик класса.
По результатам диагностики можно увидеть динамику развития уровня сформированности общеучебных знаний и умений по курсу «Мир деятельности».

Уровень прохождения теста
Показатели (количество человек)
% от общего количества опрошенных учеников





Высокий уровень (81 – 100 %)
7
37%

Выше среднего (61 – 80 %)
7
37%

Средний уровень (41 – 60 %)
4
21%

Низкий уровень (0 – 40 %)
1
5%

Результаты диагностики №1





Результаты диагностики №2
Уровень прохождения теста
Показатели (количество человек)
% от общего количества опрошенных учеников





Высокий уровень (81 – 100 %)
9
47%

Выше среднего (61 – 80 %)
9
47%

Средний уровень (41 – 60 %)
1
5%

Низкий уровень (0 – 40 %)
0
0%


После каждого тестирования учителю даются рекомендации по коррекции своей работы.

Тестирование позволило определить, на каком уровне сформированности метапредметных знаний и умений находится каждый ученик класса.
В результате апробации данного курса я заметила, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу «Мир деятельности», учащиеся переносят на предметные уроки. Я вижу, что общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой.
Сейчас уже, когда есть и учебники, и разрезной материал для детей, методические рекомендации, красочные презентации, работать по этому курсу интересно и учителям, и детям.

Таким образом, я надеюсь, что, использование в начальной школе курса Л. Г. Петерсон «Мир деятельности», включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения будет способствовать формированию универсальных учебных действий у учащихся, даст возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
«Единственный путь, ведущий  к  знанию –  это деятельность» Бернард Шоу

Список литературы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя /Под редакцией Асмолова А.Г.- М.: Просвещение, 2010
2. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова  // Управление начальной школой. - 2010. - № 10.
3. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон  // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3.
4. Петерсон Л.Г. Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу.// М.: Национальное образование, 2011










13PAGE 15


13PAGE 14215




15