Конспект урока Изменение имён существительных по числам Начальная школа 21 века 3 класс


Тема урока: Изменение имен существительных по числам.
Цели урока: обобщить знания об изменении имён существительных по числам; познакомить с правилом изменения имён существительных на –мя во множественном числе; повторить орфограммы «жи-ши», «разделительный Ь».
Структура урока:
1.Орг. момент
- Начинаем урок русского языка.
- Сейчас в природе господствует зима.
- А чего не хватает зимой всему живому на нашей планете?
- Давайте сегодня на уроке мы постараемся поработать так, чтобы солнышко засияло и согрело нас своим теплом.
Словарный диктант: обычный, потом, девочка, багаж, учитель, орех, один, инженер.
2.Введение темы урока
- Правильно выполненное первое задание поможет вам определить тему сегодняшнего урока.
Луч, птицы, холода, лучи, птица, холод
- Какой частью речи являются записанные слова?
- На какие 2 группы можно разделить данные имена существительные?
- Назовите слова 1группы, II группы.
- Проверьте себя.
луч лучи
птица птицы
холод холода
-Сформулируйте тему урока, на котором обобщаем изученный материал.
- Что нам поможет определить, правильно ли названа тема урока?
- Откройте учебник на стр.179 и прочитайте тему урока.
-Составьте и запишите из распавшихся букв слова.
- Вы справились с первым заданием и солнышко дарит нам первые лучики.
3.Обобщение изученного материала
Составление опорной схемы
- Мы вспомнили, что им. сущ. имеют форму ед.ч. и мн.ч.
- Сколько предметов называют им. сущ. в форме ед. числа? (один)
- Сколько предметов называют им. сущ. в форме мн. числа? (много)
- Назовите местоимения, которые помогают определить число имён существительных.
- Данная опорная схема поможет при выполнении последующих заданий.
1. Работа с учебником
- Опираясь на составленную схему, выполните упр.5 стр.180
- Прочитайте задание.
- Дополнительное условие:
1 вариант: среди данных слов выбирает и записывает им.сущ., при записи которых в форме мн.ч. появляется орфограмма «жи – ши»
2 вариант: среди данных слов выбирает и записывает им.сущ., при записи которых в форме мн.ч. появляется орфограмма «разд.Ь».
- Какое правило помогло вам без ошибок написать слова?
2. Подвижный диктант.
- Я диктую слова в форме ед. числа, вы записываете в форме мн. числа.
Торт, повар, друг, ребёнок, крем, воздух
- Проверим записанные слова:
торты, повара, друзья, дети, кремы…
- Как образовалась форма мн. числа?
- Какое из слов вызвало затруднение? Почему?
- Где можно найти правило, которое поможет определить правильность ответа?
- Прочитайте правило на стр.142
3. Работа в парах
- стр. 179 упр.1
- Запишите предложения. Слова, данные в скобках, поставьте в нужную форму, обозначьте в этих словах ударение.
4. Физминутка5. Фронтальная работа
- Определите число данных им. существительных.
- Измените число им. существительных.
(Окна, люди, времена)
- Какая часть слова меняется при изменении формы слова?
- Какое слово выделяется из этой группы?
- Существует ещё 9 слов на данное правило.
- Но чтобы узнать их, надо выполнить следующее задание.
6. Работа в группах
- Организуйте 3 группы.
- Каждой группе надо помочь поэту закончить стихотворение.
- В каждой строке не дописано последнее слово. Эти слова на доске. Внимательно прочитайте слова и вы легко закончите работу.
В стародавнее давнее …
Жило – было первобытное …
Не умели дикари писать …
Не понимали: зачем корове …
С утра до вечера чесали они …
Не знали, как в булку превратить простое …
Не понимали, что из искры появится …
Что на ветру вождь развевает …
Удивительное было это …
Они гадали: зачем лошадке …
Угнетало дикарей заботы …
Да, нелегко им было жить в то …
(время, племя, имя, вымя, темя, семя, пламя, знамя, стремя, бремя)
- Прочитайте получившееся стихотворение.
-Что объединяет данные слова?
- Поставьте их в форме мн.числа.
- Проверить правильность вывода нам поможет правило на стр.179 учебника.
7. Итог урока. Рефлексия.
8.Домашнее задание: с.179 упр.3
1 вариант: среди данных слов выбирает и записывает им.сущ., при записи которых в форме мн.ч. появляется орфограмма «жи – ши»
2 вариант: среди данных слов выбирает и записывает им.сущ., при записи которых в форме мн.ч. появляется орфограмма «разд.Ь».

В стародавнее давнее …
Жило – было первобытное …
Не умели дикари писать …
Не понимали: зачем корове …
С утра до вечера чесали они …
Не знали, как в булку превратить простое …
Не понимали, что из искры появится …
Что на ветру вождь развевает …
Удивительное было это …
Они гадали: зачем лошадке …
Угнетало дикарей заботы …
Да, нелегко им было жить в то …
В стародавнее давнее …
Жило – было первобытное …
Не умели дикари писать …
Не понимали: зачем корове …
С утра до вечера чесали они …
Не знали, как в булку превратить простое …
Не понимали, что из искры появится …
Что на ветру вождь развевает …
Удивительное было это …
Они гадали: зачем лошадке …
Угнетало дикарей заботы …
Да, нелегко им было жить в то …
время, бремя имя, темя, семя, стремя, вымя, знамя, племя, пламя