Методические рекомендации по применению системно- деятельностного подхода в обучении.

Системно – деятельностный подход способствует формированию способностей использовать полученные знания с помощью и др. компетенций..
Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов системно-деятельностного подхода объясняется постепенным С введением ФГОС ориентация образования направлена на результат обучения, который рассматривается на основе системно-деятельностного подхода.
Понятие системно-деятельностного подхода было представлено как следствие объединения системного и деятельностного подходов, доказывающего бесполезность знаний, если они не реализуются в деятельности.

Системно-деятельностный подход предполагает
- ориентацию на ФГОС;
- развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей развития обучающихся;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий (от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества.
Новые требования может реализовать учитель, владеющий современными педагогическими технологиями, одной из которых является системно- деятельностный подход. Его принцип заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Технология данного метода  предполагает создание педагогом таких условий, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Системно- деятельностный подход сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения.

Система дидактических принципов,
обеспечивающих системно – деятельностный подход.
1.     Принцип деятельности (ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам: «когда я делаю сам, я получаю опыт и знания»)
2.     Принцип непрерывности (преемственность между темами, разделами, курсами)
3.     Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)
4.     Принцип минимакса (школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне (государственного стандарта знаний: «даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь»)
5.     Принцип психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, доброжелательная атмосфера)
6.   Принцип вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
  7. Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело)

Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя следующие компоненты:
- учебная задача
- учебные действия
- действия самоконтроля и самооценки.
Основные этапы данного метода могут быть представлены следующей схемой:
Постановка учебной задачи «Открытие» детьми нового знания Первичное закрепление (комментирование) Самостоятельная работа с проверкой в классе Решение тренировочных упражнений Контроль (принцип минимакса) Решение задач на повторение

Структура урока системно-деятельностного подхода.
1.Организационный момент
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Учитель настраивает детей на работу, проговаривая с ними план урока.
2. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося, актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи), создание проблемной ситуации.
3. Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока.
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
Способы: диалог, групповая или парная работа:
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
организация самостоятельной исследовательской деятельности;
выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.
5. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
         
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это еще и своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с обучающимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.






15