Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в рамках предпрофильного обучения


Психолого-педагогическое сопровождение
учебно-воспитательного процесса

Лукьянова Алена Владимировна, педагог-психолог

В последние десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью системы сопровождения на современном этапе является необходимость сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.
ЦЕЛЬЮ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является определение и обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
динамическое отслеживание развития школьников в процессе обучения (мониторинг психологического статуса ученика)
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
психологическая поддержка педагогов.

ВИДЫ (НАПРАВЛЕНИЯ) РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ
СОПРОВОЖДЕНИЮ
- Профилактика.
-Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)).
-Консультирование (индивидуальное и групповое).
-Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
- Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
- Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
- Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Стержнем данной модели является психолого- медико - педагогический консилиум, который позволяет объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, наметить целостную программу индивидуального сопровождения.

ОСНОВНЫЕ ЦИКЛЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Прием в первый класс.
Адаптация учащихся 1, 5, 10 классов.
Обучение в начальной школе.
Переход в основную школу.
Подростковый кризис.
ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
Предпрофильная подготовка и профильное обучение.
Подготовка и сдача ЕГЭ.
Одаренные учащиеся 2-11 классов.
Учащиеся классов коррекционного обучения начального звена.
Дети «группы риска», и учащиеся, находящиеся под опекой.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение программы «Здоровье».
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса должно являться не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступать как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации учащихся.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны.
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников к учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей. Сопровождение одаренных учащихся, детей находящихся под опекой, «группы риска», классов КРО.
Основная школа – сопровождение в условиях основной школы, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения. Предпрофильная ориентация. Сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой.
Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения. Сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой. Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи ЕГЭ.

УРОВНИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.
Для достижения данной цели классный руководитель совместно с психологом разрабатывает план развития класса и каждого ученика. Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.
Уровень учреждения. На данном уровне ведется педагогами-психологами, учителями-предметниками, классными руководителями, социальными педагогами, выявляющими проблемами в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. В рамках психолого-медико-педагогического консилиума разрабатываются план дальнейших действий, направленный на решение возникших трудностей ребенка. На данном уровне также реализуется профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УВП
1 этап - подготовительный
- изучение и анализ модели сопровождения УВП;
- поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;
- определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
- материально-техническое оснащение психологической службы (компьютерное обеспечение, диагностическое и методическое оснащение)
2 этап – практический
- введение в школьную практику проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, отработка навыка ведения консилиума;
- поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психолого-медико-педагогического консилиума;
- внедрение в УВП основных циклов психолого-педагогического сопровождения (апробация диагностического инструментария в каждом цикле, разработка форм регистрации результатов сопроводительной деятельности).
3 этап – корректирующий
- создание и внедрение мониторинга психологического статуса школьника;
- обработка и интерпретация результатов внедрения основных циклов
психолого – педагогического сопровождения;
- корректировка системы психолого – педагогического сопровождения УВП
- определение и внедрение инновационных направлений психолого-педагогического сопровождения УВП;
4 этап – обобщающий
-обработка и интерпретация результатов внедрения психолого – педагогического сопровождения;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития школы;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УВП:
- успешная адаптация учащихся в УВП;
- гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;
- успешная адаптация и социализация выпускников школы;
- создание мониторинга психологического статуса школьников.























13PAGE 15


13PAGE 14615



Плановая сопровождающая работа (сопровождение школьных параллелей в период адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов,предпрофильной подготовки 9-х классов, профильного обучения 10 классов,параллель 11 классов в рамках подготовки и сдачи ЕГЭ, а так же сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой)

Диагностический минимум

Психолого-педагогический консилиум (сборка целостного портрета ребенка, выработка стратегии сопровождения)

Появление нового ребенка, нового класса.

Внеплановое событие (конфликтная ситуация)

Уточнение ситуации: беседы, анализ документов

Специальная (углубленная) диагностика в связи с проблемой

Запрос родителей или педагогов

Проверка запроса на обоснованность

Работа с автором запроса: консультирование, методическая помощь

Реализация решений ПМПК участниками консилиума

Отслеживание решений ПМПК

Аналитическая деятельность.