Методические рекомендации для повышения качества предпрофильного и профильного обучения в школе


Методические рекомендации для повышения качества предпрофильного и профильного обучения в школе
Составитель: Грудупс К.Я.
Одним из таких убеждений является убеждение в том, что учитель может научить тому, чему он учит, но учащегося нельзя научить - он может только научиться. Можно утверждать, что основная роль учителя состоит в управлении учением. Учитель управляет процессом структурирования информации, действий, процессом присвоения их учащимся и т. д. Это управление основывается на кооперативном взаимодействии учащегося и учителя, которое ориентировано на принятые и согласованные ими образовательные цели.
Современная образовательная парадигма формулируется как управление учением школьника по достижению прогнозируемых результатов. Эта парадигма создает новые ценностные аспекты образования, где главным является личностно-ориентированный образовательный результат учения учащегося, качество этого результата и эффективность его достижения. Таким образом, образовательный процесс начинает существовать не сам по себе, а как особая составляющая образовательной системы, ориентированной на достижение прогнозируемых результатов учения школьником, что особенно важно в связи с введением ЕНТ, ныне итоговой аттестации и профилизации школы.
Осознание новой парадигмы приводит к возникновению противоречия между необходимостью ее реализации и педагогической вооруженностью, профессиональной подготовкой и готовностью учителя работать в новых условиях. Учитель, обучавшийся в традиционной системе ценностей и ориентиров, имеющий устоявшиеся педагогические стереотипы, сможет перешагнуть через них только в случае специально организованной образовательной ситуации, самоопределившийся в новых условиях и развивший свою профессиональную компетентность за счет присвоения структурированных и адаптированных управленческих действий.
Развитие профессиональной компетентности учителя в контексте новой образовательной парадигмы может осуществляться в учебном учреждении, где он работает, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 
В основе зарождения компетентности человека лежит усвоение им соответствующих знаний, интеграции их в его субъектном опыте. Учитель при обучении и повышении квалификации должен быть погружен и включен в соответствующее образовательно-технологическое пространство. Создание такого пространства возможно при объединении средних и высших образовательных учреждений в общий режим инновационного преобразования, ориентированного на управление учением учителей.
Вхождение организации или сети организаций в инновационное пространство – это процесс, который содержит:
- стратегические и тактические общественно-значимые цели;
- иерархию определенных подцелей;
- модели путей, позволяющих наиболее эффективными способами достигать каждую из подцелей и целей;
- комплекс условий и мер, обеспечивающих поддержку процесса достижения прогнозируемых результатов;
- линии развития возможных эффектов от процесса и полученных результатов;- возможные направления дальнейшего развития организации после того, как будут достигнуты запланированные цели.
Одной из важнейших стратегических целей является повышение эффективности и качества учения школьника. Реализация этой цели возможна, если преподаватели освоят соответствующую образовательную технологию, ориентированную на управление учением. 
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СХЕМА ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД
РУКОВОДСТВО ШКОЛЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
1. Создание и принятие коллективом миссии школы.2. Выстраивание общественно значимых целей, ориентированных на миссию.3. Моделирование пути достижения целей.4. Проектирование и ресурсное обеспечение процесса достижения прогнозируемых результатов.5. Встраивание общего мониторинга в систему промежуточных прогнозируемых результатов.6. Конструирование системы реагирования на результаты мониторинга.7. Проектирование возможных негативных побочных эффектов и моделирование возможных путей их нейтрализации. 1. Совместные разработки УМК сложных и ведущих тем.2. Трансляция разработок учителей школы, новых форм и методов работы на уроке в рамках новой образовательной парадигмы.3. Экспертная апробация, оценка и корректировка УМК, разработанных в школах кластера.1. Конструирование понятийного аппарата предмета2. Конструирование предметных действий.3. Конструирование выстроенных по уровню сложности прогнозируемых результатов учения школьника учебным темам.4. Разработка системы промежуточных прогнозируемых результатов учения школьника по учебным темам.5. Конструирование системы упражнений, заданий, выводящих школьника на соответствующий прогнозируемый уровень усвоения учебной информации.6. Разработка УМК по темам в рамках новой образовательной парадигмы.7. Управление учением школьника в личностно ориентированном образовательном процессе урока.8. Развитие субъектного опыта школьника в рамках бразовательного процесса.9. Повышение профессиональной компетентности.
Руководство, коллектив школы по общей взаимосогласованной схеме разрабатывают миссию кластера, общественно значимые стратегические и тактические цели с учетом соответствующих им специфик, приводят в соответствие модели путей достижения этих целей, уточняют и согласовывают ресурсные составляющие, призванные обеспечить эффективное достижение прогнозируемых результатов.
ГОРОНО
Координация деятельности школ кластера. Управление продвижением инновационных разработок в систему деятельности школ
Образовательная технология является с одной стороны одним из системно образующих факторов кластера, с другой стороны — призвана обеспечивать эффективное и качественное достижение поставленных целей, повысить эффективность и качество учения школьника.
Важнейший вопрос организации профильного обучения – определение структуры и направления профилизации. При этом следует наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников, преодолеть ряд факторов, сдерживающих процессы дифференциации образования, среди которых, к сожалению, часто встречается некомпетентность и непонимание администрации школ, а порой и органов образования.
В соответствии с Концепцией профильного обучения профили дифференцированного образования учащихся старшей ступени определяются школой с учетом:
1) реальных потребностей рынка труда данного экономического региона в квалифицированных кадрах соответствующего профиля;
2) реальных возможностей школы обеспечить качественную подготовку старшеклассников по избранному профилю (наличие высокопрофессиональных педагогических кадров, соответствующей учебно-материальной базы, наполняемость школы);
3) соответствия профиля дифференцированного образования интересам, склонностям и способностям учащихся и запросам их родителей;
4) наличия возможностей кооперации старшей ступени школы с учреждением начального, среднего или высшего профессионального образования.
В соответствии с Концепцией модернизации образования, наряду с другими важными стратегическими задачами, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…». При этом обращается внимание на равный доступ к профильному обучению разных категорий школьников. То есть профильное обучение проводится для всех учащихся, «сильных» и «слабых» в учебе. Последние, в дальнейшем, могут обучаться не только в высших учебных заведениях, но и в учреждениях среднего и даже начального профессионального образования.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  ПРЕДПРОФИЛЬНОГО И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Согласно Концепции модернизации образования должна быть создана «система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Большую роль в реализации профильного обучения играет психологическая служба школы. Переход на профильное обучение требует от школьного психолога разработки и применения такой комплексной модели сопровождения, которая могла бы обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. 
Главной проблемой, усложняющей переход на профильное обучение, как показывают многочисленные наблюдения педагогов и психологические исследования, является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры, и к проектированию собственного жизненного пути. Зачастую при выборе профиля обучения интересы и способности школьника расходятся или на первое место ставиться вопрос престижа, и он совершает ошибку в выборе, о которой жалеет в последствие и он сам и его родители.
Исходя из этой проблемы возникает резонный вопрос – каковы пути, средства и психолого-педагогические условия формирования у учащихся индивидуальной траектории профессионализации.
Возникает необходимость в разработке программы деятельности психологической службы школы относительно профильного обучения. 
Основные направления деятельности профориентационной работы:
1. Пропедевтическое и обучающее.
2. Информационно-ознакомительное.
3. Диагностическое.
4. Консультационное.
5. Методическое.
Психолого-педагогическое сопровождение профильных классов делится на три сопровождающих цикла: 
- подготовительный цикл (для учеников 5-9 классов); 
- адаптационный цикл (для учеников 10 классов);
- заключительный цикл (для учеников 11 классов).
Подготовительный цикл. Основная задача, которая в современной школе стоит перед учащимися 5-9 классов, – принять решение о характере и форме дальнейшего образования. Большинство принимают достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?) или остаться в своей, какой выбрать профиль и т. п.
Выпускнику неполной средней школы подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более правильным может быть только такой выбор, который в максимальной степени учитывает индивидуальность того или иного молодого человека. 
Цель работы - помочь старшеклассникам в проектировании дальнейшего образовательного пути.
Задачи: 
1) определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9 класса; 
2) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах учащихся 9 классов и о том, какую помощь они могут оказать подросткам.
Определение уровня профессиональной готовности осуществляется с помощью методик: ДДО Е.А. Климова, «Карта интересов», теста Дж. Холланда, анкета «Профильной ориентации», «Определение типа будущей профессии», ОПГ, методика изучения организаторских и коммунмкативных способностей.
Необходимо проводить индивидуальные консультации родителей, педагогов и учащихся по результатам психологического обследования. Родителям предлагать сделать выводы об уровне готовности ребенка к дальнейшему обучению. Если при этом они понимают, что у подростка определенные трудности, и они не могут с ними самостоятельно справится, то предложить обратиться за помощью к специалистам педагогам, психологу.
Такая форма представления результатов исследования является наиболее плодотворной для последующего личностного развития подростка.
Профильный цикл. Для современного 10 класса, находящегося в условиях обновления содержания образования, важнейшей является проблема социально-психологической адаптации к новой ситуации обучения. К ней, в свою очередь, можно отнести такие проблемы, как адаптация в новом коллективе, адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. 
Основная цель работы – способствовать социально-психологической адаптации учащихся 10 классов к новой ситуации обучения.
Задачи: 
1) совместная с классными руководителями работа по программе адаптации в начале учебного года; 
2) отслеживание актуального состояния учащихся профильных классов, выявление симптомов дезадаптации;
3) психологическое просвещение родителей и педагогов относительно адаптационного периода у десятиклассников. 
Диагностическая часть психологического сопровождения учащихся заключаться в исследовании эмоционального состояния в начале обучения, диагностике уровня удовлетворенности организацией учебного процесса. Некоторым учащимся требуется психологическая помощь в ситуации неопределенности или переосмысления выбора, несоответствия выбранного профиля собственным ожиданиям. Такие проблемы требуют психологического консультирования. 
Заключительный цикл. К моменту окончания школы ученик 11 класса должен подойти психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь. Понятие “психологической готовности” предполагает в данном случае наличие способностей и потребностей, которые позволят выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни.
Основная цель работы - помощь старшеклассникам в определении и формировании социальной и профессиональной готовности.
Задачи: 
1) определение и коррекция уровня профессиональной и социальной готовности; 
2) проведение развивающей работы с учащимися; 
3) психологическое просвещение родителей и педагогов об актуальных проблемах будущего выпускника школы. 
Определение уровня профессиональной и социальной готовности осуществляется с помощью методик: «Мотивы выбора профессии», «Профессиональная готовность». 
В конце сопровождающего цикла анализируется вся проведенная администрацией школы, классным руководителем, психологом и педагогами работа. Делаются выводы об эффективности работы, разрабатываются рекомендации и пожелания для оптимизации работы в выпускном классе.
Таким образом, возможно осуществление главной цели психолого-педагогического сопровождения - создание таких социально-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: своей деятельности, общения и собственного внутреннего мира.
В структуре готовности к обучению в вузе выделяются следующие компоненты:1. Познавательный компонент - представления учащихся о самих себе, знания о своих способностях, представления учащихся о последующем обучении в вузе.
2. Мотивационный компонент – потребность старшеклассников в последующем обучении в вузе, стремление к непрерывному образованию, мотивы выбора образования.
3. Волевой компонент – развитие необходимых качеств в соответствии с характером предстоящей учебной деятельности, умение управлять собой, рационально распределять свое свободное время, самостоятельно оценивать свои возможности.
4. Операционный компонент - общеобразовательные знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в вузе.
Принципы профильного обучения предполагают, что основным показателем результатов деятельности школьника наравне с успеваемостью становится уровень подготовки к практической деятельности в сфере самообразовательного и социального опыта. Модель формирования готовности будет функционировать при соблюдении ряда педагогических условий:1)      личностно-ориентированный подход в обучении; построение учебного процесса с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся;
2)      взаимодействие школы и вуза;
3)      методическое обеспечение;
4)      включение личностного опыта в процесс обучения. 
Цель образования в современном мире не вооружить учащегося готовыми знаниями, а научить его получать новые знания самостоятельно. Ключевыми концептами в данном случае выступают: эффективность учения и планирование собственной деятельности, интеграция знаний, рефлексия и самооценка.
Все это предполагает изменения в содержании, формах и методах педагогической деятельности, направленных на формирование определенных умений и навыков (компетенций), без овладения которыми трудно рассчитывать на дальнейшее обучение в вузе. 
К таким компетенциям относится развитие основ информационной культуры – умения работать со справочной литературой, умения извлекать необходимую информацию из огромного числа источников. Информационная культура проявляется в реализации универсальных способов познания, взаимодействий школьника в современном мире и определяет готовность выпускника продолжать обучение в вузе на информационной основе.
Немаловажную роль в условиях профильного обучения играет организация самостоятельной учебной деятельности школьников. Подобная деятельность предполагает активные умственные действия, связанные с поисками наиболее рациональных методов учебно-познавательной деятельности, что приводит к формированию учебно-познавательных компетенций. Сюда можно отнести приобретенные знания и умения целеполагания, планирования, рефлексии, самооценки своей деятельности. Формирование такого рода компетенций возможно при использовании различного рода структурно-логических схем, позволяющих обобщить учебный материал в соответствии с определенными правилами. Важно, чтобы при изучении социальных и природных явлений школьники фиксировали результаты наблюдений в виде рисунков и схем, используя такой вид деятельности, как конструирование. Это помогает им выявить природу научных знаний. При этом систематизация и обобщение знаний используются не для объемного увеличения изучаемой проблемы, а для демонстрации способа исследования конкретного явления в укрупненном плане с целью дальнейшего использования учащимися в их самостоятельной работе. Это способствует развитию таких профессиональных умений школьников, как:
- познавательные (интерпретация текста, выделение его главного смысла, отбор информации в соответствии с целями или потребностями, кодирование этой информации);
- деятельностные (планирование деятельности, ее практическая реализация, рефлексия деятельности);
- коммуникативные (развитие умений понимать язык схем при кодировании и раскодировании информации, вести диалог с учителем или одноклассниками при объяснении схемы, занимать определенную позицию в соответствии с собственной оценкой ситуации).
При самостоятельном конструировании структурно-логических схем школьники приобретают умение переходить из пространства мыслительной деятельности, умение фиксировать результаты анализа в структурно-логических схемах и сопроводительных текстах, а конструирование и изменение этих схем и сопроводительных текстов делать содержанием своего обучения. При регулярности подобного вида деятельности у выпускников школы вырабатывается общий подход к решению сложных проблем: сначала попытаться собрать множество научных фактов, выдвинуть идею для их объяснения с единых позиций, а затем развить ее для прогнозирования новых событий. Такой подход способствует формированию у школьников теоретического и эмпирического типов мышления, необходимых современному человеку.
К числу мероприятий, позволяющих более эффективно осуществлять профильное обучение на основе образовательного сотрудничества средней и высшей школ, можно отнести предметные олимпиады, студенческие научно-практические конференции с привлечением старшеклассников.
Сегодня учащийся должен стать полноправным участником образовательного процесса, а учитель должен создать обстановку, стимулирующую активность школьников и выступить в роли проводника, привлекая их знания и умения для решения проблем. Одним из методов обучения, претворяющих в жизнь гуманистическое направление науки и практики является проблемный поиск. В его основе лежит создание инновационной среды, в которой поставленная проблема решается самостоятельно, посредством активизации познавательной деятельности, творческого подхода, анализа собственного опыта и накопленных знаний. Здесь возможно применение следующих приемов: проблемная лекция, эвристическая беседа, проведение эксперимента, исследовательская работа как основа организации внеурочной деятельности. Элементы проблемно-поискового обучения – различные варианты кроссвордов и лото. Они развивают интерес к учебному материалу, так как носят игровой и развивающий характер, позволяют закрепить специальную терминологию.
Кроссворды также частично решают проблему грамотного написания используемых слов и терминов, а при использовании лото к перечисленным достоинствам добавляются и зрительные образы. Важную роль играют элементы игровых технологий, поскольку механизм деловой игры заставляет мыслить конкретно и предметно, способствует саморазвитию и самообразованию, а также лучшему усвоению информации и опыта, полученного в процессе игры. Проектная методика – необходимое условие осуществления учебного процесса, где каждый вправе выбрать себе задание, соответствующее уровню подготовки, способностям. Пусть выполнении проектов не панацея в сегодняшнем образовании, но их выполнение помогает сделать учебный процесс более личностно-ориентированным, требует творческого поиска, включения в самостоятельную работу учащихся, тем самым, способствуя углублению знаний по предмету.
Учащимся предлагаются тренировочные упражнения, при подборе которых реализуется дифференцированный подход. Степень сложности заданий возрастает от конкретных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной информации, до заданий, где необходимо установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Задача учителя заключается в умелом выборе той формы работы, которая больше всего подойдет ученикам с учетом их способностей, создаст ситуацию успеха и атмосферу радости общения, понравится ему самому и позволит решать основные задачи обучения. Это работа с информацией, моделирование схем, практические и экспериментальные работы, а также сравнительные характерстики, решение ситуационных задач и др. Учащиеся, достигшие обязательного уровня обученности, выполняют задания, обеспечивающие учебную деятельность на более высоких уровнях трудности с внутри- и межпредметными связями, требующими анализа и обобщения материала.
В процессе дифференцированного обучения большое значение имеет контроль за ходом усвоения материала учащимися. Его целесообразно осуществлять не только в конце, но и во время изучения новой темы. Результаты выполнения проверочных работ являются главным основанием для регулирования учебного процесса: корректируется темп прохождения материала, вносятся изменения в подбор тренировочных упражнений и т.д. Если контроль проводить в конце работы над темой, то тогда не удастся вовремя устранить возникающие пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся.
Выбирая более усовершенствованные методы обучения, можно улучшить подготовку учащихся. С помощью средств контроля можно корректировать ход обучения, измерить уровень получаемых знаний учащихся. Профильное обучение реализует усвоение программных знаний за счет увеличения количества часов на профильные предметы. Расширяя и углубляя программы обучения, открываются максимальные возможности для организации полноценной учебной деятельности учащихся. 
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТРУДА УЧАЩИХСЯ
Наше развивающееся общество имеет потребность в теоретически мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности.
Обязанности педагога – помочь ребенку встать на путь творческого познания, развить навыки самостоятельного труда через исследовательскую деятельность.
Занятия научно-исследовательской деятельностью требуют определенной культуры научного мышления, фундамент которой – система научных знаний, представленных наиболее общими понятиями, законами, концепциями, теориями. Однако овладение системой знаний – необходимое, но недостаточное условие для эффективной исследовательской деятельности. Чтобы ученик мог быть участником научного поиска, он должен, по меньшей мере, осознавать науку как деятельность, знать методы научного познания, логику научной деятельности, процесс научного познания, функцию гипотезы.
Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. При таком подходе к обучению на первый план выходят приемы и методы, требующие активной мыслительной и исследовательской деятельности школьников, с помощью которых формируются умения и навыки самостоятельного труда:
а) формулировать цели и задачи;
б) применять логические приёмы мышления (аналогия, сравнение, синтез, анализ), производить классификацию явлений, схем и понятий, законов;
в) видеть и формулировать проблему; 
г) формулировать гипотезу, 
д) планировать свою деятельность, планировать эксперимент,
е) анализировать результаты и делать выводы.
Обучение этим навыкам и есть обучение творчеству. 
Развитие навыков и умений исследовательской деятельности осуществляется на всех этапах изучения биологии. Для реализации поэтапного решения задачи формирования творческой личности на уроках биологии используются методы проблемного обучения, проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, исследовательский метод, метод проектов.
Частично-поисковый метод готовит учащихся к самостоятельной творческой деятельности.
Исследовательский метод приобщает школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового материала. Он предполагает сбор и обработку фактов, их последующий анализ, планирование и постановку эксперимента и т.п.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентацией результатов работы. Предполагается, что в ходе проектной деятельности должно происходить соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и другими учащимися. При выполнении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы проекта, партнеров в работе, источников и способов получения информации, методов исследования, формы представления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации, познавательной активности. Предполагается, что проектная деятельность имеет большое практическое значение.
Обучение исследовательской деятельности возможно при выполнении лабораторных работ, работ с раздаточным материалом, при выполнении летних заданий и во внеурочной деятельности (научные конференции, олимпиады и т.д.). 
Формы научно-исследовательской деятельности:
- Индивидуальная (самостоятельная работа с дополнительной литературой, поиск материала в Интернете, разработка и написание реферата, защита реферата);
- Парная (учитель - ученик, с товарищами в парах при проведении занятий факультатива).
- Групповая (занятия на факультативе, обсуждение рефератов, выступление при защите реферата на конференции, конкурсы, олимпиады).
Роль исследовательской деятельности в учебном процессе многогранна:- Познавательная – стимуляция мыслительного процесса, направленного на поиск решения поставленных задач;
- Развивающая – развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Воспитательная – развитие коллективизма, упорства в достижении цели, практика публичных выступлений;
- Дисциплинирующая – необходимость строгого выполнения всех методических приемов.