Статья Формирование положительной мотивации через индивидуальную работу на уроке









Районные педагогические чтения
















Тема: «Формирование положительной мотивации
через индивидуальную работу на уроке»






Учитель начальных классов
МАОУ ОСОШ №2
Королёва Ольга Ивановна













2011 год


Без успеха, без радостного переживания,
победы над трудностями нет интереса,
нет развития способностей, нет обучения, нет знаний»
В.А.Сухомлинский

Многие родители, приводя своих детишек в школу, мечтают о том, что здесь ребёнку не только дадут все необходимые знания, но и вырастят из него полноценную личность. Мы же -учителя начальных классов желаем проявить свой педагогический талант и раскрыть в любом ребёнке все способности, заложенные в нём природой. Конечно, от учителя, который проведёт в классе первые годы ученика, зависит очень многое. Но не менее важным является и подход(или метод) обучения, применяемый педагогом начальной школы.
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей своего класса, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним.
Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с особенностями и возможностями ученика, его уровнем развития. При этом чрезвычайно важно, чтобы у ученика формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий.
Также, индивидуализация предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который ученик должен стремиться превзойти в силу своих повышающихся возможностей.
В начальных классах индивидуализация учения состоит ещё и в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.
Набрав в прошлом году первоклассников по программе «Начальная школа 21 века»,я увидела, что дети в классе различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера, имеют заниженную самооценку и логопедические проблемы. Тогда я поставила перед собой задачи:
- изучить индивидуальные особенности учащихся;
- облегчить им работу над учебным материалом;
- дать возможность проявить творчество, индивидуальность
- избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.
Чтобы индивидуальная работа на уроке достигла цели, нужно соблюдать такие условия
работу следует проводить регулярно;
индивидуальные задания должны быть небольшими и содержать задания только практического характера;
индивидуальные задания должны проверяться и оцениваться.
Такое обучение позволяет каждому ученику справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения. Ошибочно мнение, что индивидуальная работа должна быть вне урока.
Постоянное внимание на каждом этапе, да и построение всего урока с учётом индивидуальных способностей класса-одно из средств повышения эффективности урока.
Программа «Начальная школа 21 века» построена так, что детям приходиться много думать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Поначалу дети очень стеснялись друг друга, боялись высказывать своё мнение и урок проходил неинтересно. И я стала искать другие подходы к таким детям.
Например, на уроке математики в самостоятельной работе стала использовать задания, одинаковые по содержанию, но различные по способу выполнения. Получив такое задание, ученик индивидуально подходит к его выполнению
Задание геометрического характера: разделите четырёхугольник отрезком на части так, 1.чтобы обе части были треугольниками;
2. чтобы обе части были четырехугольниками;
3. чтобы одна часть была треугольником, а другая – четырёхугольником.
Преобразуем данное задание, т.е. изменим его инструкцию:
«Разделите четырёхугольник отрезком на части так, чтобы получилось две геометрические фигуры. Какие это фигуры?»
Задание в таком виде даст возможность каждому из учеников проявить свою индивидуальность, самостоятельность и творческую активность, а также создаст положительную мотивацию на уроке. Кто-то ограничится одним способом выполнения задания, другие-двумя, а третьи рассмотрят все возможные случаи.
На уроке русского языка, работая над каллиграфией, предлагаю в конце урока оценить свою работу в тетради знаками «+» или «-«
- Оцени с точки зрения красоты и аккуратности всю запись в своей тетради;
- «задай»себе домашнее задание, выписав на отдельную строку буквы, в красивом написании которых тебе нужно потренироваться;
- дома просмотреть свою классную работу и по одному разу написать буквы, которые на следующем уроке надо постараться написать лучше.
Методическая ценность таких заданий, прежде всего в том, что ученик в «борьбе» за красоту и аккуратность письма оказывается активно действующим лицом. И выделяя свои недоработки, строит свою индивидуальную работу по исправлению недочётов и получает при этом массу положительных эмоций.
В тетрадях на печатной основе по программе «Начальная школа 21 века» тоже есть оценка выполнения работы, которую дети очень любят и выполняют с удовольствием.
Задавая домашнее задание, иногда даю право выбора по степени трудности, опять же оценивая свои индивидуальные возможности. Как показывает практика, дети стремятся выполнить задания по – сложнее.
Таким образом, индивидуальный подход позволяет мне давать возможность каждому ребёнку работать в его темпе, предоставлять право выбора деятельности, создавать возможности для реализации творческих способностей ребёнка, а это всё благотворно влияет на положительную мотивацию урока.
15