Взаимодействие педагога и семьи в формировании здорового образа жизни

Дергунова В.Ю.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И СЕМЬИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
г. Северодвинск

Надо быть ясным умственно,
чистым нравственно и опрятным физически.
А.П. Чехов

Быть здоровым – замечательно, но не просто. Это целая наука, и одно из её направлений – формирование культуры здоровья: установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое, духовное, социальное; на постижение смысла жизни и достижение жизненных целей. В связи с этим человек может и должен сотворить себя трояко: быть здоровым, найти свой путь в жизни, обрести идеал.[2, 3].
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в школьных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни подразумевает правильную организацию питания, равномерные физические нагрузки, регулярный отдых – в общем, всё то, что поддерживает и укрепляет организм. [3, 227].
Очень важным фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию. Многие социологические исследования показали, что семья нуждается в помощи педагогов на всех этапах школьного детства. Очевидно, что семья и педагог, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать для полноценного развития ребенка.
Семья - это общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей, человек неразделим всю свою жизнь.
Очевидно, что задача по формированию установки к здоровому образу жизни и занятиям физкультурой стоит перед родителями, которые направляют детей, обеспечивают им регулярную физическую активность и являются для них примером с раннего возраста. Это достигается не только участием в делах ребёнка, информированностью о его тренировках и достижениях, но и организация совместных занятий спортом.[5,18].
Все родители обязаны в той или иной степени помогать школе в воспитательной работе с детьми [1, 20]. Механизм взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в образовательный процесс, внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Существуют различные формы взаимодействия педагога и семьи: формы познавательной деятельности, формы трудовой деятельности, формы досуга, открытые уроки, родительские собрания, родительский лекторий, конференция, практикум, диспут, тематические и индивидуальные консультации. [4,108].
Мы считаем родительский лекторий наиболее эффективной формой взаимодействия с родителями. Такая форма знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. В частности, по вопросу формирования здорового образа жизни у учащихся, родительские лектории в нашем учебном заведении проводятся раз в месяц. Председатели родительских комитетов совместно с педагогами разрабатывают ряд здоровьесберегающих мероприятий, затем выступают на собраниях в классах, информируя остальных родителей о предстоящих акциях. Родители же в свою очередь имеют возможность поучаствовать со своими детьми в любых мероприятиях. Таким образом, можно говорить о тесной взаимосвязи: педагог – семья – ребёнок.
Изучив современное состояние проблемы взаимодействия семьи и школьного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детей можно прийти к выводу, что под формированием здорового образа жизни в процессе взаимодействия семьи и педагога понимается специально-организованный педагогический процесс, осуществляемый всеми субъектами воспитания, способствующий гармонизации индивидуальности личности с позиций здоровьесбережения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни. – М.: физкультура и спорт, 1989.
Заикина Е. Быть здоровым непросто: Формирование культуры здоровья у старшеклассников / Елена Заикина. – М.: Чистые пруды, 2008 – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей»).
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «А ТЕМП»,2010.
Психолого – педагогические аспекты введения ФГОС общего образования / практ. пособие / отв. за вып. Н.Н. Канжина. – Архангельск: изд-во АО ИОО, 2013.
Чмыхова Е. и др. Спорт и физкультура / Е. Чмыхова, Т. Старостенкова, Н. Шестак // Первое сентября. – 2008. - №18. – 14-19.



15