Сетевой проект как форма организации совместной деятельности учителя и учащихся


СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Благодаря сети Интернет, учащиеся получили доступ к информационным ресурсам. Появилась возможность общаться со сверстниками из других городов, регионов и стран.
В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов.
Несомненная заслуга в этом принадлежит А. И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика».
Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект.
Сетевой проект – совместная деятельность партнеров, участников проекта, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, направленная на достижение совместного результата.
Эта деятельность может быть:
- игровая;
- исследовательская;
- творческая;
- учебно-познавательная.
Сетевые проекты педагогически оправданы, когда предусматривается:
•организация интерактивных дидактических игр;
•сбор разнообразных фактов, данных из разных городов, регионов, стран;
•сопоставление наблюдений за природными, физическими, социальными явлениями; проведение совместных практических экспериментов;
•проведения экологических, социологических проектов, разработка туристических маршрутов, создание виртуальных музеев, путешествий;
•создания совместных творческих продуктов;
Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета.
Средства организации такой совместной деятельности включают:
• электронную почту;
• списки рассылок;
• электронные доски объявлений
• средства поиска информации в Интернете,
• социальные сетевые сервисы.
• дискуссионные группы, форумы
• средства общения в реальном и отложенном времени,
• аудио- и видеоконференции.
Эта деятельность (сетевое общение) организована участниками проекта на специально отведённой для проекта виртуальной площадке, адрес которой доступен для каждого участника проекта.
Для размещения проекта может быть выбрана любая удобная платформа: блог, сайт или вики.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.), могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
Взаимодействуя в сетевом проекте, школьник овладевает метапредметными компетентностями в различных образовательных областях. У школьника формируются такие качества личности как: гибкость мышления, умение вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу.
Сетевой проект – реальный путь совершенствования не только ученика, но и учителя, который будучи вовлеченным в проектную деятельность вынужден постоянно учиться.

Что даёт педагогу участие в сетевом проекте?
Педагог повышает свою квалификацию, осваивает новые сервисы, проводит мониторинг сформированных компетентностей учащихся. А также меняет свою позицию учителя: он становится координатором, наставником, тьютором, помогая участникам проекта (ученикам) продвигаться в проекте. Таким образом, сетевой проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Сетевой проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.

Участие в сетевых проектах, безусловно, требует хорошего владения Интернет-технологиями не только от координаторов проекта, но и от большинства его участников. В сетевом проекте учатся все: и координаторы, и участники. Ведь каждый, обязательно каждый, становится на своей личной лестнице достижений хотя бы на одну ступеньку выше: узнает что-то новое, повышает свой уровень ИКТ, становится более коммуникабельным или более уверенным в себе. Безопасность детей в Интернете – один из ключевых вопросов при работе с детьми в сетевом проекте. Участвуя в таком проекте, дети на практике закрепляют основы безопасного поведения в Сети, правила хорошего тона и этики. Учителю, как координатору проекта, необходимо помнить, что приводя детей в Сеть, мы несём ответственность за их безопасность и поведение в новой образовательной среде.