Кейс-метод – современная эффективная форма обучения на уроках технологии, отвечающая требованиям ФГОС


Кейс-метод – современная эффективная форма обучения на уроках технологии, отвечающая требованиям ФГОС
«Примеры полезнее наставлений»
Античный афоризм
Проблема усвоения знаний с каждым годом становится актуальнее. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связано с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кей- технология – метод обучения – обучение действием. Кейс–метод это усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:
1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;
2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
-индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Кейс - стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Кейс - пакеты:
вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).
Распределения функций между учащимися и преподавателем:
Фаза работы Действия преподавателя Действия учащегося
До занятия 1.Подбирает кейс
2.Определяет основные ивспомогательные материалыдля подготовки учащихся
3.Разрабатывает сценарийзанятия 1.Получает кейс и список рекомендованной литературы
2.Индивидуально готовитсяк занятию
Во время занятия 1.Организует предварительное обсуждение кейса
2.Делит группу на подгруппы
3.Руководит обсуждениемкейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями 1.Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
2.Разрабатывает вариантырешений, принимает во внимание мнения других
3.Принимает или участвует впринятии решений
После занятия 1.Оценивает работу учащихся
2.Оценивает принятые решения и поставленные вопросы Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме
Casestudies (или метод конкретных ситуаций) представляет специальную методику обучения, заключающуюся в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй) для совместного анализа, обсуждения или выработки решений учениками по определенному разделу учебного курса.
Разработанный кейс может включать программы курса, электронный учебник, справочник, лабораторный практикум, тесты, печатные материалы, аудио и видеоприложения.
Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы).
Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, устного выступления и так далее.
Кейс должен:
быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
отличаться «драматизмом» и проблемностью;
показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
содержать необходимое и достаточное количество информации.
Анализируя и диагностируя проблему, ученик развивает в себе такие качества, как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, коммуникативные умения, умения дискутировать, воспринимать и оценивать информацию. Метод способствует развитию чувства уверенности, выявлению и развитию лидерских качеств.
Использование данной технологии дает следующие результаты:
обеспечивает более высокую мотивацию учеников в процессе обучения, особенно при изучении нормативных документов, причем мотивация осуществляется через проблему, осознанную и воспринятую на личностном уровне;
делает обучение деятельным, так как учащиеся ставятся в условия, когда им нужно самостоятельно принимать решение в конкретной ситуации;
развивает мышление, способность анализировать и диагностировать проблему, делать выводы;
обучает практике, формирует взгляд на хозяйственную жизнь как на постоянно изменяющуюся систему с чрезвычайно большим числом переменных, что, в свою очередь, позволяет быстрее адаптироваться на производстве;
развивает коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству, чувство лидерства, деловую этику;повышает интерес к изучаемым предметам и будущей профессии.
Использование кейс-метода на уроках технологии
Мини-кейсы
Раздел «Уход за одеждой»
Ситуация: Собирались в кино. Подруга утюжила свою любимую блузку и сожгла низ рукава на 10 см выше манжеты (блузка с длинным рукавом). Подруга была очень расстроена.
Вопрос: Почему это произошла? Как помочь подруге?
Тема «Изделия из меха и кожи»
Ситуация: На день рождения мама подарила перчатки из натуральной замши, о которых я давно мечтала. Они очень мягкие, красивые, хорошо сочетались с пальто. Выпал первый снег. Возвращаясь из школы, мы с подружками играли в снежки, ведь снег был такой белый и пушистый. Перчатки промокли, и я положила их сушить на горячую батарею, чтобы скорее высохли. О, ужас! Перчатки стали жёсткие, как картон и потеряли форму. Что я сделала неправильно? И как вернуть перчаткам мягкость и первоначальный вид? Возможно ли это?
Сжатый кейс
Раздел «Кулинария»
Тема: «Оборудование кухни и уход за ним» 5класс.
Разработка учебного кейса.
Изучив данный учебный элемент, Вы узнаете:
- что такое кухонная утварь;
- как ухаживать за кухонной утварью.
Ситуация:
Кадры из мультипликационного фильма «Федорино горе»
Уточнение задания:
1. Скажите, какое горе случилось с Федорой?
2. Проанализируйте, почему это произошло?
3. Предложите, как можно помочь Федоре?
4. Составьте план ухода за кухонной посудой
Дополнительная информация. Уход за кухонной утварью.
Полезные народные советы по уходу за кухонной утварью, которые могут очень пригодиться хорошей хозяйке. Ведь чистота и порядок на кухне такое же лицо хозяев, как и красота гостиной.
- Черноту, которая часто образуется на алюминиевой посуде можно удалить с помощью уксуса.
- Добавьте несколько небольших капель нашатырного спирта во время мытья алюминиевой кастрюли, она станет чистой и блестящей
- Пригоревшие пятна на посуде проще всего удалить с помощью только, что разрезанного яблока, протерев им место с пятном или вскипятить в посуде воду с луком.
- После просеивания муки, сито лучше сразу прочистить щеткой.
-Посуду из-под варенья, сырых яиц, теста, рыба сначала следует промыть в холодной воде, а затем в горячей.
- Хорошо чистятся ножи пробкой. Прежде чем начать точить ножи, лучше сначала замочите их в раствор поваренной соли на полчаса.
- Для чистки мясорубки, пропустите через нее корочку хлеба или белую бумагу.
- Для того чтобы ваша щетка для пола всегда оставалась пушистой, следует ставить или вещать ее щетиной вверх.
- Растрепанному венику можно придать былой вид, подержав его над кастрюлей с кипящей водой.
- Безупречно чистая кухонная утварь и посуда первейшее условие, обеспечивающее гигиеничность пищи. Посуду надо мыть сразу же после её использования. Ее сначала сортируют, отдельно ставят стаканы, тарелки ит.д. для мытья кухонной утвари посуды лучше всего использовать 72% хозяйственное мыло. Выпускаются специальное мыло, порошки для мытья посуды и специальные губки, ерши, щетки, мочалки.
- Пригоревшую пищу в посуде необходимо отмачивать, а не соскабливать. Посуду, в которой было молоко,сырые яйца, тесто, сначала моют холодной водой, а затем горячей.
- Чугунные сковороды перед мытьем нужно вытереть бумагой, а затем промыть горячей водой с мылом. Пригоревшие к сковороде остатки пищи можно оттереть сухой солью. Керамическую посуду лучше всего мыть горячей водой с содой, после чего ополоснуть чистой водой.
- Стаканы нельзя ставить один в другой: остыв, они могут треснуть.
- Вымытую посуду не рекомендуется вытирать полотенцем, лучше поместить в сушку.
Такие незамысловатые советы и способы очистки и поддержания порядка наверняка окажутся полезными в хозяйстве. И тогда, случай с Федорой не повторится у вас.
Глоссарий
Бокал - тонкостенный стеклянный сосуд для напитков
Венчик - приспособление для взбивания продуктов, например яиц.
Дуршлаг- предмет кухонной утвари в виде маленькой кастрюли или ковша с отверстиями на дне (а иногда и по бокам).
Жаровня - Печка в виде железного сосуда, наполненного горячими углями.
Кастрюля - емкость для приготовления пищи, как правило с ручками и крышкой.
Миксер - техническое устройство, предназначенное для механического перемешивания.
Противень - тонкий металлический лист (или из стекла) с загнутыми краями и невысоким бортиком для приготовления пищи (жарения и выпекания).
Розетка - вид посуды для подачи варенья, джема, мёда, лимона, сахара.
Утятница - посуда для приготовления пищи
Фритюрница- сковорода для жарки картофеля в большом количестве масла.
Электрогриль- жарочный шкаф для приготовления мясных, рыбных блюд от нагревательного элемента
Яйцерезка- прибор для нарезания вареных яиц.
Устаревшие слова
Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.
Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
Ушат - небольшая кадка с ушами.
Утварь - совокупность предметов, принадлежности какого-нибудь обихода.
Задания
1.Анаграммы
Лэкертгоирьл, ямосуркба, лэкерттосоетр, окфмронтсоьт, лишусак.
2.Метаграммы
С буквой О за ним сидим
С буквой У на нем сидим
Посуду моем в М
А отдыхаем в КС буквой К агрегат для нагрева воды,
С буквой С - сосуд для столовой соли.
Составьте свой алфавит из кухонной утвари
Методические рекомендации
Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме:«Оборудование кухни и уход за ним» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь активно усвоить учебный материал, свободно ориентироваться в изучаемых вопросах, самостоятельно выработать знания. Преодоление трудностей, попытка подумать, поразмышлять доставят не только глубокое познавательное удовлетворение, но и большую радость.
Заключение
Современная школа, ориентированная на повышение качества образования, имеет в своем арсенале достаточное количество современных педагогических и информационных технологий. Наша задача - последовательно и эффективно применять их.
В настоящее время кейс-метод широко используется как современная технология в различных областях знаний. Кейс-технология развивает познавательные интересы, творческие способности обучающихся включая их в активный диалог, обработку и анализ информации, характеризующей различные проблемные ситуации.
Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.
Список использованной литературы:
Арефьев И. П. . Занимательные уроки технологии. 5 класс. М., Школьная пресса, 2005
Боровых В.П.  Современные методы на уроках технологии. Кейс-метод: проблемное и проектное обучение. ФГОС/ М., Учитель. Педагогическая мастерская, 2016
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С.; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008
Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности, 2008
Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение, 2009
Отрывок из мультипликационного фильма «Федорино горе», киностудия Союзмультфильм, режиссер Н. Червинская