Программа индивидуальной работы на уроке физкультуры с детьми надомного обучения. Лечебная физкультура с детьми ДЦП.

Лечебная физкультура с детьми ДЦП.

ДЦП – что это такое? Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т, е. когда основные структуры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по статистическим данным, весьма впечатляет.
В основе ДЦП лежит гипоксия, которая мешает нормальному развитию головного мозга ребенка. Особенно тех участков, которые отвечают за рефлекторные механизмы и равновесие тела. Это приводит к возникновению патологий двигательных реакций и неправильному распределению в скелете мышечного тонуса, а также интеллектуальные и речевые нарушения.
Я хочу назвать некоторые двигательные нарушения, которые связанные со спецификой данного заболевания:
- ограничение или невозможность произвольных движений, что обычно сочетается со снижением мышечной силы: ребёнок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу;
- нарушение мышечного тонуса. Мышечный тонус условно называют ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус.
- появление насильственных движений (гиперкинезов), что резко затрудняет выполнение любых произвольных движений, а порой делает их невозможными;
- нарушений равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе.
- нарушение ощущения движений тела или его частей (кинестезий). Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении туловища и конечностей в пространстве, степени сокращения мышц. В зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств выделяют различные формы детских церебральных параличей.
Спастическая диплегия форма, при которой преимущественно поражаются ноги, известна под названием синдрома Литтла. У детей со спастической диплегией чаще всего имеет место вторичная задержка психического развития.,30 – 35% детей со спастической диплегией страдают олигофренией, чаще всего в степени нерезкой дебильности. У 70% детей со спастической диплегией наблюдаются речевые расстройства в форме дизартрии. Спастическая диплегия прогностически благоприятна в отношении преодоления психических и речевых расстройств, менее благоприятна в отношении двигательных функций
Гемиплегическая или гемипаретическая форма развивается в 80% случаев постнатально, в период новорожденности, затем по мере развития мозга и под влиянием лечения двигательные расстройства становятся значительно менее выраженными, особенно в нижней конечности и проксимальных отделах верхней конечности, и могут расцениваться как явления гемипареза. У детей наблюдается замедление роста костей и укорочение длины паретичных конечностей. У 25 – 35% детей при этой форме имеет место олигофрения в степени дебильности, реже имбецильности, у 45 – 50% вторичная задержка психического развития, преодолимая при своевременно начатой восстановительной терапии.
Двойная гемиплегия это спастический тетрапарез, при котором руки поражены в такой же степени, как и ноги, или в большей. Установочные выпрямительные рефлексы совсем или почти не развиты, так же как и произвольная моторика, дети не сидят, не стоят и не ходят. Как правило, наблюдается олигофрения в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии, тяжелая дизартрия. Диагноз «двойная гемиплегия» показывает на полную или почти инвалидность ребенка
Гиперкинетическая форма. Для этой формы характерны непроизвольные движения гиперкинезы, наряду с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются у 90% больных чаще всего в форме гиперкинетической дизартрии. Развитие интеллекта идет в большинстве случаев удовлетворительно. Гиперкиетическая форма детского церебрального паралича прогностически благоприятна в отношении учения и социальной адаптации
Атонически-астатическая форма детского церебрального паралича характеризуется низким тонусом мышц, наличием патологических тонических рефлексов, отсутствием или недоразвитием установочных рефлексов и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Дети с атонически-астатической формой церебрального паралича должны длительно и систематически лечиться в стационарах, специальных яслях, детских садах, а затем специальных школах-интернатах, где они могут обучаться по программе массовой или вспомогательной школы.
Таким образом, двигательные нарушения при детском церебральном параличе являются ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка
Лечение ДЦП – многоэтапный и длительный процесс, так как нужно стереть все, что выработано в неправильном стереотипе движений и сформировать правильное. Если патологическое не разрушить, то новое так построить невозможно. А на это все нужно время. Невольно возник вопрос, а что я могу сделать, для укрепления здоровья детей и для коррекции имеющихся нарушений, в условиях детского сада?
ЛФК и лечебный массаж занимают одно из главных мест в лечении детей с ДЦП. Во время роста организма ребенка и увеличения веса происходит отставание в физическом развитии из-за гиподинамии, растягивания связочного аппарата, специфического тонуса. Вот поэтому я в своей работе с детьми, соблюдая систематичность, учитываю возраст, форму и степень тяжести ДЦП.
Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника и так далее.
Не существует определенного способа лечения, который способен восстановить поврежденный мозг. Но, если работать по программе, правильно подобранным методикам, индивидуально подходя к каждому ребенку, то можно корригируя улучшить физическое состояние подопечного.
Обязательными и общими принципами для всех методик ЛФК являются:
Систематичность, регулярность и непрерывность, индивидуальность и постепенное увеличение физических нагрузок.
Мною была создана и в течение нескольких лет апробирована система деятельности, ориентированная на адаптацию и коррекцию нарушенных функций опорно-двигательного аппарата у детей ДЦП дошкольного возраста с опорой на авторские технологии: Н.Н.Ефименко, Б.В.Сермеев «Содержание и методика занятий физкультурой с детьми страдающими Ц.П.»
Е.М.Мастюкова «Физическое воспитание детей с Ц.П.»
Г.В.Дедюхина, Л.Д, Могучая, Т.А.Яньшина «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми страдающими ДЦП»
В.К.Велитченко «Физкультура для ослабленных детей»
Е.И.Подольская «Формы оздоровления»
А.А.Потапчук «Лечебные игры»
И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова «Гимнастика для детей»
А.А.Потапчук «Физкультурно-оздоровительные технологии при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей»
А.А.Потапчук, С.В.Матвеев, М.Д.Дидур «Лечебная физическая культура в детском возрасте»
В основе предлагаемой мной методики стоят следующие задачи, которые лежат в основе перспективного годового плана рабаты ЛФК с элементами физической культуры для детей ДЦП посещающие дошкольное учреждение:
I.ОБЩИЕ ЗАДАЧИ.
1.Укрепаление общего здоровья ребенка
2.Улучшение эмоционального состояния ребенка.
3.Нормализация основных нервных процессов в организме.
4.Улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5.Укрепление дыхательной мускулатуры.
6.Улучшение физического развития.
7.Активизация общих и местных обменных процессов.
II.ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.
1.Коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.); преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп.
2.Улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка контрактур);
3.Нормализация тонуса мышц (коррекция позо-тонических реакций);
4.Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных ощущений;
5.Формирований компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);
6.Развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (пальцев рук);
7.Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций; равновесия и ориентировки в пространстве;
8.Формирование различных опорных реакций рук и ног; общая релаксация организма и отдельных его конечностей и др.
9.Формирование правильной осанки.
10.Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
11.Предупреждение формирования порочного вторичного двигательного стереотипа.
III.СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
1.Развитие речи под средством движения:
-ролевые двигательные игры со звуковым выражением;
-дыхание как основная часть звукообразования;
-мелкая моторика и т.д.
2.Формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений типа:
-дальше-ближе;
-выше-ниже;
-лево-право
- больше-меньше
3.Изучение в процессе предметной деятельности на занятиях различных физических свойств материалов (тяжелый-легкий, гладкий-шершавый и т.д.), а также назначения предметов.

Работая в тесном контакте с врачом неврологом, разработанную программу коррекционной работы направили на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, принимая во внимание все рекомендации и назначения, были подобраны специально-корригирующие упражнения для детей группы ДЦП:
1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, расширение диапазона движения.
2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).
8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся нагрузка на сопротивление для развития мышечной силы.
Если не подвергаться таким тренировкам, то можно не реализовать потенциальные двигательные возможности. Специально-разработанная лечебная физкультура для детей с церебральным параличом обеспечит возможность развития физической силы ребёнка.

Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Дети с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для детей с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Детям с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.
Наиболее эффективными считаю индивидуальные и малогрупповые формы организации детей. Важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды. В нашем ДОУ есть все условия для занятий ЛФК. Тренажерный зал оснащен яркими гимнастическими мячами разного диаметра, тренажером для ходьбы, велотренажером, гимнастической стенкой, «горкой», «сухим бассейном» и разным другим инвентарем.
При проведении занятий я широко использую разнообразный спортивно-игровой материал и оборудование и твердо убеждена, что основным методом занятий с дошкольниками является игровой метод. Поэтому двигательную деятельность ребенка в процессе физического воспитания необходимо строить по принципу одной большой игры, состоящей из множества игр, игровых заданий, действий, фрагментов.