ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПЕРИОДИЧЕСКИХ РИТМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗМЕ


Рядом исследователей (Н.Я. Перной,1925 г., Жпиаже,19б9 г., Е. Roberts) выявлена подверженность творческой деятельности циклическому характеру, обусловленному биоритмами. •
Как правило, высокий подъем работоспособности у человека наблюдается с 8 до 12 и с 17 до 19 часов, так как активизируются почти все функции организма. В то же время дважды отмечено снижение психофизиологических функций в течение су ток; с двух до трех и с 13 до 15 часов. В связи с этим целесообразно самые трудные предметы планировать на часы высокой работоспособности, менее сложные предме ты переносить на другое время и чередовать занятия с перерывами для проведения специальных форм физической культуры, сопровождающихся функциональной му зыкой. Занятия в ночные часы не рекомендуются.
Исследования в области биоритмологин выявили периоды повышенной актив ности головного мозга через каждые полтора часа. Эти данные послужили материа лом к рекомендуемым формам физических упражнений с целью повышения умст венной работоспособности, о которых мы будем говорить ниже.
Некоторые исследователи выявили в месячном цикле так называемые «хоро шие» и «плохие дни». Установлены 23-суточный физический, 28-суточный эмоцио нальный и 33-суточный интеллектуальный циклы. Каждый из них имеет дни макси мольной активности: в физическом цикле — И-12-е сутки, в эмоциональном • 16-17-е сутки. Обучение будет более качественным, когда происходит совпадение положи тельных показателей, имеющихся у каждого человека. В течение недели, как пока зывает опыт, наиболее результативными являются вторник, четверг и пятница, а не результативными — понедельник и суббота. Выявление высокопродуктивных и низ копродукгивных дней имеет большое значение для организации обучения, но на практике это невозможно ввиду многих объективных причин (большое количество студентов при недостаточности аудиторного фонда, лабораторных классов, cпор тивных залов и т. п.).Занятия проводятся, студенты занимаются и это означает, что студент не может преодолеть «плохие», так называемые «критические дни». Благодаря высокой лабильности центральной нервной системы в студенческом возрасте происходит процесс затягивания биологических циклов под влиянием каких-нибудь внешних факторов. Это не должно быть- постоянным. Например во время подготовки к экзамену, некоторые студенты бодрствуют порой до 2-х часов ночи и позднее, т.е. сокращают длительность сна. Утром им приходится вставать, работать. Это не может и не должно продолжаться длительное время, т.к. хроническое нарушение согласованности режимов учебного дня, питания, отдыха, сна и двигательной активности моЖет привести не только к снижению работоспособности, но и к развитию пред- и патологических явлений в организме