Создание оптимальных условий для коррекции развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы


Создание оптимальных условий для коррекции развития детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Владимирова Елена Валерьевна,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №6
С 1 сентября 2016 года вводится федеральный государственный стандарт для детей с ОВЗ. Как известно, к категории «дети с ОВЗ» относятся учащиеся, имеющие нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, расстройства аутистического спектра, умственную отсталость или интеллектуальные нарушения, и для каждого вида образовательным учреждением разрабатывается своя основная образовательная программа.
Наше общеобразовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность, по терминологии новых ФГОСов, для детей, имеющих задержку психического развития, т.н. ЗПР, и для детей с интеллектуальными нарушениями, которые подразделяются на лёгкую умственную отсталость и умеренную лёгкую отсталость. Абсолютно любой ребенок с учетом его психо-физиологических особенностей и степенью умственной отсталости может и должен найти свое место в школьной образовательной системе и освоить тот вариант стандарта образования, который обеспечит его специальные образовательные потребности. Форму обучения ребенка, вариант стандарта, вид учреждения будут выбирать родители с учетом рекомендаций ПМПК. По новому ФГОСу для детей с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант ориентирован на обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучение по 2-ому варианту предполагает наличие у обучающегося умеренной, тяжелой или глубокой степеней отсталости. Среди таких детей особо выделяются дети, имеющие тяжёлые и множественные нарушения развития. Для них разрабатываются специальные индивидуальные программы развития (СИПР), учитывающие индивидуальные потребности ребенка. Обучение в начальной школе может продолжаться 5 лет за счет открытия подготовительного1-го класса.
Реализация новых ФГОСов ЛУО начнется с 1 сентября 2016 года, это дело недалёкого будущего, а пока позвольте познакомить вас с тем, как мы работали над созданием условий для развития детей с умственной отсталостью, осуществляли их образовательную подготовку и подготовку к жизни в условиях отсутствия каких-либо ГОСов или ФГОСов.
Цель обучения: подготовка учеников к самостоятельному труду, получение обучающимися определенного объема знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимых нравственных понятий и навыков культурного поведения.
Снятие агрессии, повышенного напряжения – это повседневная задача учителя, работающего с особенными детьми. На помощь учителю приходит логопед, психолог, социальный педагог, специалист по лечебной физкультуре. В ходе такой работы возникает непринужденное общение, совместное творчество детей, взаимопомощь, гордость за проделанную работу.
Учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательный интерес.
Перед учителем стоит сложнейшая задача: развитие у учащихся внутренней потребности и готовности к труду. Трудовое обучение, как и остальные предметы, решает задачу всестороннего развития ребенка.
Уроки проходят в оснащенных кабинетах. В школе созданы оптимальные условия для обучения. Каждый урок неразрывно связан с предыдущим, а также со всей предшествующей работой учащихся.
Правильное организованное трудовое и профессиональное обучение – эффективное средство коррекции и компенсации недостатков развития учащихся, а значит их дальнейшая социализация в условиях современного общества.
Физическое воспитание - всестороннее развитие физических и духовных способностей человека, его самореализация. Уроки физкультуры проходят в спортивном зале, на спортивной площадке, в зимний период все учащиеся имеют возможность кататься на лыжах. Наши спортсмены участвовали в спортивных соревнованиях городского и областного уровня, завоевывали призовые места.
Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Оно дает возможность детям с задержкой психического развития и умственной отсталостью в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы. (По классам на слайде). Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия школьников и их участие во всех делах.
Детский коллектив складывается с установлением деловых отношений, обусловленных единством целей в совместной деятельности учащихся. Наши дети под руководством педагогов участвовали в школьных и городских конференциях с работами «Откуда пришел шоколад», «Вторая жизнь мусора», «Лоскутное шитье».
Ни один общешкольный праздник не обходится без наших детей. Это «Широкая масленица», «Последний звонок», «В гостях у сказки».
Школьные кружки («Мягкая игрушка», « Деревянное кружево», «Библиотечные уроки», «Юный информатик» , «Юный художник») являются важным элементом дополнительного образования. Это позволяет обучающимся с пользой проводить свой досуг. Занятия в кружках раскрывают индивидуальные особенности каждого ребенка. Коллектив учителей, используя различные методы и приемы работы с детьми, успешно реализуют поставленные задачи.
Наша школа тесно сотрудничает с городскими организациями, совместно реализуются педагогические идеи, игры, тренинги, беседы. Это библиотека имени Горького, ПДН, КДН, ПЧ- 59, работники прокуратуры, ГИДД.
Наша школьная жизнь наполнена яркими событиями (« Осенние фантазии», «День смеха», «День матери», «Космическая викторина»).
Дети активно приняли участие в школьных выставках: «Открытка к 8 Марта», выставка рисунков «Мама милая моя», где открываются новые таланты и способности.
Первоклассники приняли участие в областном конкурсе детского рисунка «Я, он, она – вместе дружная семья». Они стали призерами и лауреатами данного конкурса. Ученик 5 класса занял призовое место в городском конкурсе «Осенние фантазии». Вместе с учителями дети посещают мастер- классы, осваивают новые идеи, радуются успехам.
С желанием участвовали в седьмой Международной акции 2016 «Читаем детям о войне». Участие в Российских акциях «Кораблик победы», «Письмо деду», «Георгиевская ленточка» способствовало патриотическому воспитанию.
С большим энтузиазмом прошла акция «День добрых дел»: изготавливали и развешивали кормушки для птиц, оказывали помощь ветеранам, библиотеке.
Наша школа активно сотрудничает с педагогическим коллективом ГКОУ« Тверской школой – интернат №1». Активно предоставляет свой педагогический опыт работы в форме выступлений, мастер - классов, участвуем в совместных выставках на областных – практико- ориентированных семинарах, организуемых и проводимых в рамках работы Областного ресурсного центра работников образования учреждений интернатного типа и специальных ( коррекционных) школ Тверской области, действующего на базе « Тверской школы- интернат №1». Мы внедряем опыт работы педагогического коллектива « Тверской школы - интернат№1 » в свой педагогический процесс. В прошедшем учебном году наши учащиеся под руководством учителей технологии участвовали в областном конкурсе «Лучший по профессии».
Учащиеся нашей школы проявляют себя как творческие личности. Это стало возможным благодаря педагогическому таланту и внимательному отношению к детям педагогов.
Мы участвуем в интернет – олимпиадах, блиц – турнирах, во всероссийских викторинах, межпредметных конкурсах для коррекционных классов и занимаем призовые места.
Креативность, гуманизм, высокая работоспособность и взаимопонимание всех членов педагогического коллектива создает особенный микроклимат, условия для воспитания и развития школьников.