Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16 ст. Георгиевской»




Методический семинар
«Создание оптимальных условий для нравственного воспитания детей с ОВЗ (на уроках русского языка и литературы)



Амельченко Виолетта Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 16 ст. Георгиевской
Георгиевского района
Содержание:

Введение
Обоснование выбранной темы
Цели и задачи исследования
Материалы исследования
Выводы и предложения
Приложения
Введение
Понятие духовности и нравственности как ключевых аспектов преподавания литературы в школе
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). »
В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ».






2. Обоснование выбранной темы
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения
К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы “ приучить дитя к разумной беседе с книгой ”. Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.
По мнению О.И. Колесниковой, уроки чтения в 5 - 6 классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова. “ Технику восприятия нужно учить ”, считает А.А. Леонтьев, основатель отечественной теории речевой деятельности.
Достаточно часто дети, читая художественное произведение, воспринимают изображенное неточно и даже неверно, потому что, на уроках чтения учитель не работает над развитием способностей, связанных с художественной рецепцией, целенаправленно.
М.С. Соловейчик утверждает, что способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется. А если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все, что его затрудняет. Такой способ чтения закрепляется у детей и сохраняется даже в зрелом возрасте.
Продолжая мысль М.С. Соловейчик, О.И. Никифорова пишет, что дефектном механизме восприятия читатели и из подлинно художественного произведения усваивают лишь его сюжетную схему и абстрактные, схематические представления об его образах, то есть примерно то же, что из малохудожественных книг. Поэтому М.С. Соловейчик, соглашаясь с А.А. Леонтьевым, говорит о необходимости учить детей “ обдумывающему “ восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. О важности обучения учащихся восприятию художественного произведения пишут и другие известные методисты, такие как М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа произведения, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. По мнению методистов А.И. Шпунтова и Е.И. Иваниной, анализ произведения должен быть направлен на выявление его идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведения.
Итак, над проблемой полноценного восприятия художественного произведения работали и работают многие известные отечественные ученые, психологи, методисты. Среди них Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская,Т.Г. Ромзаева,, М.С. Соловейчик, М.Р. Львов, О.В. Сосновская. Однако в настоящее время проблема полноценного восприятия художественного произведения является недостаточно изученной, так как не создано единой классификации уровней восприятия, мнения ученых разделились относительно терминологии, количества уровней восприятия, умений, которыми должен обладать ученик на каждом из уровней. Кроме того, позиции исследователей и методистов расходятся по поводу того, когда начинать обучать детей пониманию авторской позиции, овладение которой предполагает полноценное восприятие художественного произведения.
Цели и задачи исследования
Актуальность темы вытекает из потребности в совершенствовании воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей детей с ОВЗ и продиктована временем. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общества придается большое значение. И перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Цель исследования – изучить влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных ценностей детей среднего звена школы
Проблемой исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности и взаимодействия с современным миром, понимание того, как знакомство с миром художественной литературы воздействует на формирование духовности и нравственности учащихся 5-6 классов. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предмета и методика его преподавания, но и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание круга интересов своих учеников.
Объектом изучения выбрана формирующая роль художественной литературы на школьника 10-12 лет.
Задачи
1. Изучить научно-теоретические основы воспитательной деятельности учителя, систематизировать способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей.
2. Описать содержательную сторону работы педагога в воспитательном процессе.
3. Провести опытно-педагогическую работу исследовательского характера.
Теоретическая новизна и практическая значимость: систематизирована теория вопроса, составлена программа опытно-экспериментальной работы, предложены методические рекомендации на основе результатов исследования.
Методы исследования.
Анализ литературы по теме исследования.
Проведения и анализ анкетирования.
Беседы со школьниками, их родителями и учителями.
Этапы исследования
этап – анализ литературы по теме исследования.
этап – Разработка содержания опытно-экспериментальной работы и реализация ее на практике.
этап – Анализ результатов исследования; написание методических рекомендаций на основе анализа результатов исследования, оформление работы.
Теоретическая и практическая значимость выделен понятийный аппарат теоретической части работы, проведено исследование, по итогам которого написаны методические рекомендации.











Материал исследования
Приемы педагогической работы по формированию нравственных качеств у детей с ОВЗ
Вопрос нравственного воспитания детей с ОВЗ является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава.
Изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаюсь воспитать физически здоровую душу, наполненную энергией, интеллектуально развитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной страны.
В нравственном воспитании учащихся с ОВЗ 5-6 классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.
Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире (“Я мой город”), (“Я мой город, мой край, мое Отечество”). Она не позволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же время содействует формированию гражданственности.
Для чего же изучается свой край в средней школе? Остановимся на этом более подробно. Именно в сейчас закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.
Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей с ОВЗ напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. В Хартии читателя (1992 г.), - документе, с которым Международная ассоциация издателей обращается к правительствам всех стран, подчеркивается, что чтение - это всеобщее право. Особое внимание здесь уделяется ранней встрече с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения. С точки зрения осуществления прав читателя-ребенка рассмотрим, как реализуются основные положения Конвенции и Хартии применительно к современной социокультурной ситуации.
Одним из самых важных факторов, влияющих на детское чтение, является доступ к книге, или "литературные ресурсы" среды. Чтобы интерес к чтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.
В течение двух лет учителем русского языка и литературы Амельченко В.С. проводится исследование по теме: "Книга и чтение в жизни школьника 5-6 класса". Основная его задачей - свободного (досугового) чтения школьников по различным параметрам:
возрастных психологических особенностей (интерес к своему "Я)
ориентация на общение;
наработка нравственного потенциала;
формирование жизненной перспективы
Исследование проводилось следующими методами:
1. анкетирование учащихся и анализ опроса
2. беседа с родителями
3. анализ данных библиотеки МОУ СОШ № 16 ст. Георгиевской (Приложение 1)

1. ОТНОШЕНИЕ К ЧТЕНИЮ
На вопрос "Любите ли вы читать?" положительно ответили 69% респондентов. Читают только в силу необходимости 25% опрошенных, 6% -- не читают вообще, предпочитая другие занятия. (Приложение 2, диаграмма , таблица 1)
В наше время появился иной способ познания – СМИ или Интернет, которым предпочитают пользоваться около 6% учащихся. Чтение художественной литературы «по мере необходимости» приводит к падению уровня социальной, духовной и нравственной культуры школьника. Снижается речеведческая культура учащихся, основы которой закладываются в 10-12летнем возрасте, в старших классах эти ученики не способны проанализировать и понять произведение, выделить главное в уже большем по объему произведении, а главное – неумолимо снижается техника чтения школьника, необходимая как на уроках литературы, так и всего гуманитарного цикла (истории, обществознании и др.) (Приложение 2, диаграмма 2)

2. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ЧТЕНИЯ
Систематическое чтение предполагает ежедневное обращение к книге, относительно систематическое - чтение 1-2 раза в неделю. По мнению известного педагога М.С. Соловейчик, который долгое время занимался проблемой восприятия учащимися мира художественной литературы, "нечтение" досуговой литературы может компенсироваться чтением в помощь школе. То есть обращение по мере необходимости к справочной или научно-познавательной литературе должно способствовать и развитию гармонично развитой личности. Однако полученные в ходе исследования данные опровергают теорию М.С. Соловейчик. По полученным данным, все 100% респондентов обладают навыком систематического или относительно систематического чтения и в отношении свободного чтения, и в отношении чтения в помощь школе; только 2% опрошенных, активно читая для досуга, не читают для школы. В то же время, из 41% школьников, не читающих для досуга, только 16% обращаются к книге в помощь школьной программе, а 10% не читают даже в силу необходимости. Но свои минусы есть во всех этих параметрах. 2% учащихся, увлеченные чтением художественного произведения, забывают о других изучаемых предметах школьной программы и бываю односторонне развитыми. У 41% школьников кругозор не простирается дальше школьной программы, а 10% нечитающих школьников отличаются узостью кругозора.
ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ
По прежнему первое место на шкале читательских интересов (опережая следующие 2 позиции - историческую книгу и приключенческий роман более чем на 30%) стоит сказка, к которой можно отнести также фантастику и детский детектив, опираясь на ряд общих характеристик: динамичность и напряженность действия; загадочность и непредсказуемость сюжетных поворотов; зачастую - отсутствие любовной интриги и морализирующего начала и т.д.
Таким данные легко объясняются тем, что в возрасте 10 – 12 лет школьники тяготеют к более понятным жанрам художественной литературы. Приключения, сказки и фантастика занимают самый большой объем читательских интересов, тогда как книги из серии «Жизнь замечательных людей», исторические и классические произведения захватывают очень малую долю учащихся. Школьники 5-6 классов, читая приключенческие повести и рассказы, зачастую ставят себя на место героев и переживают с ними все перипетии сюжета, что благосклонно сказывается на их развитии. (Диаграмма 3)

4. ЧТЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Научно-популярная литература в досуговом чтении учащихся с ОВЗ составляет заметно меньшую долю, чем художественная. Необходимо обратить внимание на то, что научно-популярную книгу в свободном чтении НИКОГДА не читает 16,3% опрошенных. Эти цифры говорят о том, что пока еще очень маленьких процент учащихся готовятся к урокам, используя научно-популярную литературу. Задействуя в подготовке к урокам справочники, энциклопедии, словари, школьники учатся из большого объема материала выбирать главное, основное, самое важное, это поможет им легче ориентироваться в том объеме материала, который предлагается в старших классах. Неприученность детей самостоятельно изыскивать дополнительную литературу для чтения наглядно говорит о том, что процент успеваемости остается пока на низком уровне.

5. ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ ОБЪЕМОВ ДОСУГОВОГО ЧТЕНИЯ
У 80% опрошенных достаточно времени на чтение "для души" (интересно, что из них четверть - 20% от общего числа респондентов, ответили на вопрос об отношении к чтению, что не любят читать). (Диаграмма 4)

6. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И СЕМЬИ НА ВЫБОР КНИГ
Школа влияет на расширение репертуара чтения подростка самым активным образом. Однако любви и тяги к книге такое чтение не прививает, скорее наоборот - из-за больших нагрузок происходит неприятие, отторжение чтения как такового, и, как следствие этого, исчезновение его из досуговой сферы (недаром 20% опрошенных школьников практически не читают для досуга).
Падение интереса среднего школьника (в возрасте 11-12 лет) к свободному чтению вызывает беспокойство по ряду причин. Во-первых, обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника, что впоследствии может сказаться на формировании шкалы оценок во всех аспектах взаимосвязи Личности с окружающим миром. Во-вторых, при падении объемов свободного чтения и сокращении времени, уделяемого ему, усиливается дисбаланс тематики репертуара чтения: исключаются темы, занимающие последние места в списке предпочтений (например, "профориентация" и "искусство"), а превалируют фантастика, мистика и "ужасы", детектив и так называемый "сентиментальный роман". Большинство этих произведений не способно положительно влиять на формирование моральных и этических норм, верных эстетических оценок и развитию словарного запаса. В-третьих, отмечается прямая связь развитого навыка систематического досугового чтения и активного чтения в помощь школе, что в свою очередь косвенно влияет на успеваемость и общую культуру подростка.
Согласно данным исследования среди родителей учеников 5-6 классов , посвященного изучению чтения в семьях с детьми школьного возраста, установлено, что преобладает категория родителей (примерно половина), которые не заботятся о приобщении ребенка к чтению. В таких семьях, как правило, культивируется ежедневный просмотр теле- и видеопередач. Основную заботу о культурном воспитании они перекладывают на школу. Около трети родителей хотели бы приохотить детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания особенностей ребенка как читателя. Самая малочисленная, третья категория родителей (около 22%) уделяет большое внимание развитию ребенка, иногда устраивает совместные семейные чтения. К сожалению, большинство родителей отличает низкая степень информированности о книгах для детей. Изучение домашних библиотек показало, что здесь мало лучших детских книг "золотой полки", поэтому репертуар для семейного чтения недостаточно разнообразен, зачастую случаен. На вопрос «Формируют ли родители круг вашего чтения?» положительно ответили 70%, отрицательно ответили 29%.

7, РАБОТА С БИБЛИОТЕКОЙ
В целом результаты исследования позволяют говорить о том, что сокращается доля чтения в структуре свободного времени подрастающих поколений. Оно так и не становится любимым занятием для огромного числа детей разного возраста. Между тем в эпоху непрерывного самообразования особенно важными становятся развитая культура чтения, информационная грамотность - умение находить и критически оценивать информацию. Для ситуации реформы школы и обновления содержания образования характерно изменение информационных потребностей и репертуара делового чтения школьников. Новые альтернативные учебные заведения, большинство которых работает по экспериментальным и авторским программам, а также изменения в содержании базового образования активизировали потребность в гуманитарном, естественнонаучном, техническом знании. Свои возросшие потребности в книгах дети пытаются удовлетворить в библиотеках, где (таковы сегодняшние реалии) также не хватает новой учебной, научно-познавательной, энциклопедической, справочной литературы. Картина делового чтения школьников меняется: дифференцировались их запросы, деловое чтение стало более индивидуальным, самостоятельным и более прагматичным. В школьной библиотеке станицы Георгиевской заведены формуляры на 141 человека. В 2015 – 2016 учебном году посетили библиотеку хотя бы один раз 100 человек. Очень низкое число активных читателей библиотеки по классам, а не посещающих вообще – катастрофическое. Некоторые объясняют это тем, что дома достаточно литературы как для чтения, так и справочной, но большее количество детей считают, что можно ограничиться учебником по литературе.
Книжный рынок постепенно насыщается научно-познавательной, справочной и энциклопедической литературой: в чтении детей появились как отдельные издания, так и серии новых, прекрасно изданных книг. (Но эти книги, как правило, очень дороги, и их не могут купить многие семьи, а библиотеки по этой же причине приобретают единичные экземпляры.)
С современными детскими и юношескими книгами дело обстоит иначе. За редким исключением дети и подростки совсем не знают произведений современных авторов (не считая авторов приключенческих и фантастических книг). Одна из причин - крайне мало издается талантливых произведений, вводящих ребенка в современный мир (так называемой "социально-критической" детской литературы); отечественных детских писателей мало печатают. Дело осложняется и тем, что медленно переводятся образцы лучшей мировой детской литературы. Совместно с библиотекарем проводятся акции «Мир книги в твоих руках», где школьники знакомятся как с современными авторами, так сказать «модными» (Л, Льюис «Хроники Нарнии» прочли 27% учащихся, так как смотрели экранизацию книги), так и с классиками русской и зарубежной литературы. Вниманию 5-ти и 6-тиклассников были предложены произведения Валентина Катаева «Белеет парус одинокий», Радия Погодина «Тили-вили», рассказы Михаила Пришвина, повести Анатолия Алексина, не знакомые им еще произведения Марка Твена. Затем школьники обменялись книгами, и был проведен круглый стол, на котором обсуждались прочитанные произведения.
Система вовлечения учащихся с ОВЗ в участие в предметных олимпиадах (русский язык и литература)

Современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Несомненно, этому способствует работа в рамках олимпиадного движения. Предметные олимпиады школьников являются в настоящее время одной из самых широко распространенных форм внеклассной и внешкольной работы, одним из видов дополнительного образования. Выполняя целый ряд функций (обучающую, интегративную, коммуникативную, мотивационную и др.), олимпиады способствуют формированию у детей навыков самостоятельной организации учебной деятельности, глубокому и прочному усвоению знаний, развитию нестандартного мышления, творческой инициативы, создают устойчивые положительные эмоции. В течение года школьники могут участвовать в самых разнообразных олимпиадах: традиционными остаются Всероссийская олимпиада школьников, «Мега-талант», «Новый урок», «ФГОСТЕСТ». Широкое распространение получили дистанционные олимпиады. Сертификаты и дипломы, полученные за участие, становятся весомым вкладом в портфель достижений учащихся, дают дополнительные льготы при поступлении в вузы. Подготовка к олимпиадам не должна быть фрагментарной: хорошего результата можно добиться только при условии систематической работы. Система подготовки участников олимпиад включает: базовую школьную подготовку по предмету; подготовку, полученную в рамках системы дополнительного образования (в 6 классе мне очень помогает элективный курс «Русская словесность», куда ребята туда приходят действительно заинтересованными в изучении тонкостей языка); самоподготовку (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в сетях Интернет и т.д.); целенаправленную подготовку к участию в определенном этапе, соревнования по предмету (такая подготовка осуществляется под руководством педагога в течение года). Выявление способных детей начинается с 5 класса (нестандартные задачи, конкурсы, викторины, игры – все это позволяет развивать интерес к предмету, делает его изучение более увлекательным). Постепенно выделяется группа ребят, которые заинтересованы в более детальном и глубоком изучении предметов (без желания ребенка, всем известно, очень трудно добиться результата). Конечно, хочется, чтобы как можно больше учащихся были вовлечены в работу с интересными, занимательными, требующими нестандартных решений заданиями, поэтому работа по подготовке к олимпиадам продолжает вестись урочно и внеурочно, при этом используются различные формы работы и виды деятельности: - дифференцированная работа (творческие задания, задания исследовательского характера, рефераты, доклады, сообщения, презентации); - групповая (дискуссии об исторических процессах в языке, совместные исследовательские проекты); - занятия-консультации; - массовая работа (совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад).
В системе подготовки к олимпиадам как на уроке, так во внеурочной деятельности используется ряд методических приемов.
1. Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи;
2. Обмен опытом: работа в парах, обмен возникшими идеями и критика их.
3. Мозговой штурм: обсуждение решений;
4. Подсказка.
5. Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей, которые уже не раз участвовали в олимпиадах и имеют опыт в решении сложных лингвистических задач;
6. Консультация преподавателя.
Считаю правильным начинать работу в начале года с повторения базовых знаний по предмету (олимпиадная тематика, как правило, остается неизменной, поэтому составляется ряд необходимых понятий, к которому можно возвращаться ежегодно), а затем уже переходить к информации, не включенной в программу изучения (от школьного этапа всероссийской олимпиады к заключительному задания усложняются, поэтому такой подход мне кажется целесообразным). Индивидуальная работа также включает рекомендации по решению заданий различных видов, работу со справочной литературой и словарями. При подготовке к олимпиадам ученикам предоставляется возможность пользоваться интернет- ресурсам. При подготовке к олимпиаде детей необходимо самому педагогу постоянно совершенствоваться.
При работе с олимпиадными заданиями учащиеся пользуются следующими рекомендациями. Рекомендации участнику олимпиады:
1. Внимательно изучи текст предложенных задач.
2. Приступай к решению того задания, которое кажется тебе более доступным.
3. Помни: на олимпиаде «лёгких» задний не бывает. Ищи «изюминку»!
Подобная система работы дает неплохие результаты. (Приложение)
Заключение
Мир прекрасного... Приобщение к нему как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания духовности и нравственности школьника. Приобщение к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру. Важнейшим средством приобщения к миру прекрасного становится художественная деятельность человека, которая выступает и как усвоение, и как создание эстетических ценностей. Это активный процесс, требующий творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.
Формирование полноценной личности школьника 10-12 лет немыслимо без воздействия художественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно в этом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте. Вместе с тем особенности школьника накладывают свой отпечаток на его художественную деятельность: здесь имеют значение и его неумение просто созерцать, его стремление действовать активно.
Удовлетворение и развитие художественных интересов создает благоприятные условия формирования личности подростка, делает содержательным его досуг, его любимые занятия. Формирование художественных интересов зависит от индивидуальности ребенка, его способностей, условий жизни семьи.
Однако подросток стремится к активному действию, его уже не удовлетворяют занятия лишь созерцательного характера. Он хочет действовать сам, тем более что ему важно найти средства утверждения в коллективе сверстников. В этом случае поможет активное вовлечение школьника в новый, неведомый для него мир – показа своего восприятия художественной литературы. На читательских презентациях они увлеченно рассказывают, делятся своими впечатлениями о новой прочитанной книге – будь это художественная литература или научно-популярная. Ознакомление более глубокое, нежели это предлагает школьная программа, с биографией, творчеством писателя происходит во время подготовки к конференциям семинарам, устным журналам.
Для того, чтобы произведение художественной литературы могло выполнить свою воспитательную роль, оно должно быть соответствующим образом воспринято. Отсюда вытекает важная психологическая задача – понять, как воспринимаются произведения искусства детьми разного возраста, какова специфика этого восприятия. Поэтому изучение проблемы восприятия литературных произведений представляет несомненный интерес.
Выводы и предложения:
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблемы нравственного воспитания школьников актуальны в наше время.
Своей исследовательской работой по теме «»отношение учащихся 5-6 классов к чтению как одному из важнейших факторов, формирующих духовно-нравственные качества личности» мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания», которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - в результате будет добро». Только воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В соответствии с поставленными нами в начале исследования задачами были:
1) показаны, что изменяются ценности, а это означает падение нравственности. Поэтому главной задачей школы является нравственное воспитание, приобщение школьников к миру прекрасного через художественную литературу;
2) проанализированы ключевые понятия исследования:
нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения;
форма воспитания – это способ организации воспитательного процесса;
методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения;
3) выделены задачи и функции учителя литературы
Подводя итог проведенной работе, мы делаем вывод о том, что художественная литература действительно может оказывать на школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, правильно рекомендованная книга для чтения вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни.

Таким образом, нами выдвинуты следующие предложения:
Классным руководителям и учителям русского языка и литературы развивать речеведческую культуру учеников посредством введения их в мир художественной литературы:
пересказы эпизодов,
выразительное чтение стихотворного и прозаического текстов,
чтение по ролям,
аналитические пересказы
Вовлекать школьников в работу школьной библиотеки:
проводить «День открытых дверей» совместно с библиотекарем
Осуществлять подбор художественной литературы для чтения в соответствии с возрастом школьников
Проводить читательские конференции, на которых ученики могли бы обсудить понравившуюся книгу
Классным руководителям вовлекать родителей в формирование круга чтения учащихся, организовывая лектории для родителей по темам «Духовный мир школьника», «Как воспитать духовно-нравственную личность», «Ты и твоя книга», «Мой любимый литературный герой», «Я хочу рассказать» и другие.
На классных часах обязательно обсуждать прочитанное произведение, развития речеведческую культуру учащихся, избавляя их в устной речи от слов-паразитов и помогая правильно выстроить фразу и текст.
Учащимся, входящих в Совет библиотеки, актив класса доводить до сведения своих товарищей новинки художественной литературы, устраивать тематические выставки книг в классах или в библиотеке.
Учителям русского языка и литературы активно вовлекать школьников 5-6 классов для участия в школьных и районных литературных конференциях, конкурсах стихов, сочинений и творческих работ, поощрять их стремление выступать публично.
Учителям русского языка и литературы и классным руководителям выискивать и развивать таланты школьников в области стихосложения, прозаических произведений и других формах литературного творчества.
Вовлекать как можно больше учащихся в олимпиадное движение.







Список использованной литературы:
Богданова О.Ю. Развитие мышления школьников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. - М., 1979.
Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.
Гуревич С.А. Организация чтения учащихся. - М., 1984.
Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников.- Л., 1974.
Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976.
Неверов В.В. Беседы о художественной литературе . - Л., 1983.
Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы . - М., 1972.
Рез З.Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс // Лекции по методике преподавания литературы. - Л., 1976.
Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М., 1964.
Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения. – Л.: ЛГЛИ им. А.И. Герцена, 1989. – с. 3.
Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа – 1990. - № 3. с. 67.
Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках чтения // Начальная школа. – 2000. - № 11. с. 6.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл. 1997. – с. 201.
Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – с. 76.
Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – с. 321.
Журнал «Литература в школе» № 4, 2005 год
Приложение 1
Анкета, проведенная среди учащихся 5-6 классов МОУ СОШ № 16 ст. Георгиевской.
Любите ли вы читать?
Да
Читаю по мере необходимости
Только школьную литературу

Часто ли вы читаете?
Каждый день
1-2 раза в неделю

Какую литературу вы предпочитаете читать?
Сказки
Классические произведения
Приключения
Рассказы о сверстниках
Из серии «Жизнь замечательных людей»

Читаете ли вы научно-популярную литературу?
Иногда
Никогда

Есть ли у вас время для чтения литературы «для души»?
Да
Нет

Участвуют ли ваши родители в подборе книг для вашего чтения?
Да
Нет

Что вы предпочитаете делать в свободное время
Читать книгу
Смотреть телевизор

Назовите имена ваших любимых авторов (5-6 имен).
Мониторинг анкеты.
Вопрос 1 «Любите ли вы читать?»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Вопрос 2 «Часто ли вы читаете?»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Вопрос 3 «Какие жанры литературы вам более интересны?»
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Диагностика участия в предметных дистанционных олимпиадах

Название олимпиады
Ф.И. участников
Результат

2 Международный литературный марафон «В начале было слово»
Мосягина Лиана
Сертификат участника

Конкурс ко Дню русского языка «Мы сохраним тебя, русская речь»
Шевченко Алексей
Сертификат участника

Итоговая олимпиада по русскому языку 5-11 классы
Шевченко Алексей
Диплом 3 место

Конкурс по русскому языку «Виды языкового разбора»
Чурилов Владимир
Шевченко Алексей
Гатнов Даниил
Мосягина Лиана
Шиханов Даниил
Сертификат участника
Сертификат участника
Сертификат участника
Сертификат участника
Сертификат участника

Конкурс по литературе «Живопись в словах»
Шевченко Алексей
Мосягина Лиана
Шиханов Даниил
Гатнов Даниил
Диплом 2 место
Диплом 2 место
Диплом 2 место
Диплом 2 место

Всероссийская олимпиада по русскому языку
Шевченко Алексей
Щеголев Игорь
Шиханов Даниил
Мосягина Лиана
Гатнов Даниил
Диплом 2 место
Диплом 2 место
Диплом 3 место
Диплом 2 место
Диплом 2 место

Блиц-турнир по русскому языку «Родное слово»
Шевченко Алексей
Диплом 2 место

Блиц-турнир по русскому языку «Красота родного языка»
Мосягина Лиана
Чурилов Владимир
Шевченко Алексей
Шиханов Даниил
Щеголев Игорь
Диплом 1 место
Диплом 1 место
Диплом 1 место
Диплом 2 место
Диплом 1 место

Всероссийский конкурс «Фразеологизмы»
Мосягина Лиана
Стаценко Николай
Иванов Григорий
Щеголев Игорь
Шевченко Алексей
Диплом 1 место
Диплом 1 место
Диплом 1 место
Диплом 1 место
Диплом 1 место










13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115