План урока по физиологии питания Рациональное питание


Мотивация деятельности.
Как вы понимаете слова Конфуция: «Если человек беспорядочен в своем отдыхе, неграмотен в приеме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его». Слайд2.
Ответы учащихся… Значит, есть факторы, которые негативно влияют на процессы обмена (процессы жизнедеятельности). Какие? Ответы…
Давайте посмотрим , что не назвали: Слайд 3.
Несоблюдение режима дняНеправильное питание
Стрессы
Гиподинамия Вредные привычки
Экологические факторы
Режим дня, питание, физическая нагрузка, вредные привычки составляют образ жизни ,который больше чем на 50 влияет на наше здоровье!
«Если чрезмерное и исключительное злоупотребление едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие. И истина здесь, как и повсюду, лежит посередине»
И.П. Павлов Слайд 4.
ЦЕЛЬ УРОКА: Что значит благоразумие в питании?
В конце урока мы должны с вами ответить на этот вопрос.
Для этого нам необходимо научиться:
анализировать свое питание;
подходить к выбору продуктов питания с точки зрения пользы для здоровья;
составлять свой индивидуальный рацион питания согласно своих суточных энергозатрат;
организовать свой режим питания.
Посмотрите на изображенные продукты питания и подумайте, какие
качества продуктов могут негативно сказаться на вашем здоровье. Слайд 5.6.
Ответы учащихся…Учитель дополняет: «При питании такой пищей наблюдается:
избыток животных насыщенных жиров;
дефицит полноценных белков, а в результате незаменимых аминокислот;
недостаток клетчатки, витаминов (особенно антиоксидантного ряда (витамины А, Е, С, Р-каротин)), минеральных веществ. органических кислот, эфирных масел при использовании в пищу рафинированных продуктов;
избыток углеводов.
«Сто болезней входит через рот» - гласит народная мудрость
Слайд 7.
«Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требует голод или жажда»
«Пища, которая не переваривается, съедает того, кто её ест»
(Абуль –Фаорадж)
«Лучше 7 раз поесть, чем 1 раз наесться»
«Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу» «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» (Сократ)
Подберите окончание пословицы соответствующее ее началу. Слайд 8.
Учитель читает начало поговорки, а группы поочередно находят смысловое продолжение. При возникновении затруднений право ответа получает следующая группа.
За каждый правильный ответ группа получает 1 балл (в виде цветного кружка)
А как питаемся мы? Раздаются анкеты на столы. Попробуем посмотреть на себя со стороны! (смена деятельности) Вам предложена анкета (Приложение 2).Ответьте и сложите цифры ответов Время на работу- 2 минуты.Слайд 9.
Если Вы набрали от 10 до 15 балла.  Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас все в порядке! Вы молодцы! 
Если Вы набрали от 16 до 22 баллов. Полноценным Ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то Ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами. 
Если Вы набрали 23-30 балла. Вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займетесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!
Слайд 10 Следя за тем, что мы употребляем в пищу, можно избежать появления и развития многих заболеваний. Шведские онкологи свидетельствуют, что если 50 лет назад в Швеции рак желудка занимал первое место в структуре смертности, то сегодня этот показатель резко уменьшился (с 60% до 17% у мужчин и 8% у женщин). Такое уменьшение объясняется тем, что 50 лет назад питание было преимущественно мясным, теперь же в рационе преобладают зелень, овощи и фрукты. Аналогичные изменения произошли во многих других промышленно развитых странах.
Следите, пожалуйста, за своей осанкой – сядьте ровно (это способствует лучшему восприятию информации и, как показали исследования, большей уверенности в себе).
Каким же должно быть питание современного человека? Учащиеся отвечают. Ответы учащихся учитель фиксирует на доске. Один из ответов – рациональное. Слайд11 .
На доске записывается стартовое слово - «рациональное питание». К стартовому слову в течение минуты учащиеся подбирают как можно больше ассоциативных понятий и записывают их в тетрадь. Чаще повторяющиеся слова учитель записывает на доске, из которых выбирает второй термин и уже к нему просит подобрать ассоциации в течение минуты и т.д. Например:
Рациональное питание еда
продукты питания
овощи
фрукты
пищевые вещества
польза
крупы
хлебобулочные изделия
молочные продукты
растительные жиры
овощи и фрукты
макаронные изделия
мясо
рыба
животные жиры
сладости
молоко
сыр
кальций
кефир
творог
сметана
йогурт
Давайте посмотрим на написанные нами выше продукты питания. Они могут быть представлены в виде пирамиды.
О чем она говорит, что показывает? Слайд12.
Ответы учащихся…Учитель резюмирует. Пирамида питания – схематическое изображение принципов здорового питания, разработанных диетологами. Двигаясь от основания к вершине, человек набирает весь перечень необходимых продуктов, в зависимости от своих суточных энергозатат, чтобы сохранялась сбалансированность по основным пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам) в соотношении 1:1:4.
Посмотрите: в основании пирамиды углеводы - крупы, хлеб, овощи, фрукты – по объему их в 4 раза больше;
белковая пища- растительный и животный белок, молочные продукты.
Из жиров нужно отдавать предпочтение растительным нерафинированным - источнику незаменимых полиненасыщенных кислот.
А из чего складываются наши суточные энергозатраты? Ответы… Слайд. Суточные энергозатраты складываются из расхода энергии на основной обмен, усвоение пищи и физическую деятельность, совершаемую в течение суток.
От чего они зависят? Предполагаемые ответы учеников: энергозатраты зависят от физической нагрузки, пола, возраста, характера психической деятельности, климатических условий и других факторов. Слайд.
Человек должен получать с пищей столько энергии, сколько затрачивает в течении дня. Это называется энергетическим равновесием. Слайд.
А что если приток энергии превышает энергозатраты?...Слайд.
У вас на столах задания – листы А3
Задание для первой группы
Пользуясь данными таблицы 1, подсчитайте, сколько вы расходуете килокалорий в сутки, если на основной обмен тратится в сутки на 1 кг веса 1 ккал, а суточный обмен вычисляется по формуле:
Со = Оо+До,
где Со – суточный энергообмен; Оо – основной энергообмен; До – дополнительный энергообмен (энергия, затрачиваемая на различные виды деятельности). Вся группа рассчитывает одному человеку.
Таблица 1 (Приложение 3)
Задание для второй группы
Составьте меню обеда при суточных энергозататах 2900 ккал, учитывая, что при четырехразовом питании калорийность завтрака и ужина должна составлять 25% от общего количества килокалорий в сутки, обеда – 35%, полдника – 15%. При составлении меню помните, что на завтрак полезно съесть молочную кашу или другой молочный продукт; обед по возможности должен включать закуску (салат из свежих овощей) первое блюдо (любой суп), второе (мясо или рыба с гарниром) и третье (сок, компот или напиток); в течение дня съедать несколько фруктов. Данные внесите в таблицу 3. Работает вся группа сразу.
Таблица 2, 3 (Приложение 4)
Задание для третьей группы
1. Определите оптимальное для вас время приемы пищи, учитывая, что физиологи советуют, чтобы интервал между едой не превышал 4-4,5 ч, минимальный перерыв был не менее 3 ч. Кроме того, учтите, что интервал между ужином и отходом ко сну не должен быть меньше 2 ч. Данные запишите в таблицу 4 и сравните их с рекомендуемыми.2. Рассчитайте нормальную массу тела, соответствующую вашему росту и возрасту по формуле:
Масса тела (в кг) = 50+0,75(Т-150)+(А-20)/4,
где Т – рост в см; А – возраст (в годах)
Таблица 4 (Приложение 5)
В конце выполнения практической работы листы прикрепляются на доску Учитель подводит итог дает оценку группе в виде цветных кружков-5, 4 или 3.
А теперь на основе выполненной практической работы и анализа полученной информации на уроке, ответим на вопрос кторый мы поставили в начале урока: «Что значит благоразумное, рациональное питание?» Сформулируем его 3 основные принципа. Учащиеся высказывают свои мнения, после чего сравнивают свои ответы с информацией на Слайде.
Принципы рационального питания
Соответствие энергетической ценности рациона среднесуточным энергозатратам, зависящим от возраста, пола, характера и интенсивности физических нагрузок.
Сбалансированность пищевого рациона по основным пищевым веществам (белкам, жирам, углеводам) должна соответствовать 1:1:4.
Соблюдение режима питания (кратность приема пищи, время приема, интервалы между ними).
Тем, кто старается во всем придерживаться здорового образа жизни, рекомендуется также:
составлять меню так, чтобы в нем обязательно были сырые овощи и фрукты;
не переедать. Переедание вредит нашему организму ничуть не меньше, чем некачественные продукты;
во время приема пищи мысли должны быть позитивными. Недопустима спешка в еде, разговоры и чтение;
сахар заменить медом, а конфеты – сухофруктами;
натуральный кофе заменить кофейными напитками из цикория, ячменя, ржи и овса;
вместо черного чая пить травяной или зеленый.
Что мы приобретаем, используя принципы рационального питания? (учащиеся отвечают и потом сравнивают свои знания с информацией на Слайде 40 о пользе рационального питания).
Рациональное питание
создает условия для физического и умственного развития;
обеспечивает высокую работоспособность;
способствует профилактике заболеваний;
повышает способность организма противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды;
поддерживает нормальное функционирование здорового организма. Предлагаю подсчитать цветные кружки для определения группы победителя (получают 5 баллов).
Раздаю оценочные листы по которым все учащееся группы дают оценку деятельности друг другу.