Урок музыки 8 класс. Тема: «Развитие танцевальной музыки». Разработала учитель музыки Чернега Ангелина Владимировна МКОУ СОШ №1 ст. Преградная.


8 класс. Урок №9 Дата________
Тип урока: урок - лекция.
Тема: «Развитие танцевальной музыки».
Цель урока: создать условий для актуализации и расширения знаний о понятии «танцевальность в музыке».
Задачи урока:
Обучающие:
закрепить умение слышать «танцевальность» в музыке;
познакомить со стилями танцевальной музыкой»;
учить различать на слух звучание музыкальных инструментов;
организовать процесс анализа музыкальных произведений;
учить петь детей в ансамбле.
Развивающие:
развивать навыки музыкального восприятия путем обогащения; разнохарактерными интонациями;
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать творческие способности детей;
развивать фантазию и музыкальный слух.
Воспитательные:
на основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к танцевальной музыке, потребность в общении с искусством;
обогащать духовный мир детей;
формировать положительные привычки.
Методы:
методы, активизирующие мышление;
наглядно-слуховой;
сопоставление;
образное сравнение;
ретроспективы;
музыкальный анализ;
пластического интонирования;
эмоциональной драматургии.
Ход урока - лекции.
33204155207000
Танец - высший разум в свободнейшем из тел. (Айседора Дункан)
Есть одна красивая притча о появлении танца. Однажды к мудрецу пришел человек и попросил его научить отличать красоту от уродства и правду ото лжи. Мудрец подумал - подумал и научил человека танцевать. Эта красивая притча, как нельзя лучше отражает роль и влияние танца на развитие человечества, начиная с глубокой древности. 
Танец зародился практически одновременно с тем моментом, когда человек встал на две ноги. Жестами и движениями люди передавали свои впечатления, душевное состояние, вкладывали в них свое настроение. Танец всегда был тесно связан с бытом и жизнью человека. Он может быть зрелищем, удовольствием, языком общения, гимнастикой, ритуалом - чем угодно. 
Каждый народ выразил свой характер, свой дух, свои традиции в народном танце. Изучение танца какого - нибудь народа помогает лучше понять культуру носителя, познать эмоциональный и пси -хический настрой, свойственный этим людям. Чем больше разных танцев знает человек, тем богаче и разнообразнее его внутренний мир.
Танец помогает сохранять преемственность поколений, знания, информацию народа. Мастерство танцора не знает границ, и оно способно реализовать безграничные фантазии. Танец может быть чистым и прозрачным, как ручеёк, огненным и страстным, как огонь, лёгким и порхающим, как воздух, звенящим и мелодичным, как эфир. Может быть свежим, как роса, шумящим, как море, сладким, как ночь и знойным, как полдень. Всё зависит от того, каким его вы хотите видеть вы!
Семь основных причин, которые являются наглядным свидетельством о пользе Танца.
1.Укрепление здоровья и стройная фигура.
Современная медицина утверждает, что занятия танцами являются оптимальными тренировками для сердца, сосудов, мышц и суставов. Сам Поль Брэгг говорил, что нужно бегать трусцой, правильно питаться и много танцевать. Благодаря потрясающе низкой вероятности получения травм, к занятиям танцами допускаются как маленькие дети, так и пожилые люди.
2. Правильная и красивая осанка.
В современном мире у более 50% людей есть проблемы с позвоночником. Благодаря танцам исчезают данные проблемы и вырабатывается правильная осанка. Кроме того, даже начав заниматься танцами в зрелом возрасте, можно прибавить в росте 2-3 см! Это является результатом выпрямления позвоночника.
3. Красивая, шикарная походка.
Важным фактором в формировании внешнего образа человека является его манера ходить. Действительно, люди с красивой походкой выделяются из толпы и привлекают особое внимание. Ими хочется любоваться и хочется быть похожим на них. Благодаря танцам, вы сможете скорректировать свою походку и ходить красиво!
4. Новые интересные знакомства.
Каждый человек любит заводить новые знакомства, и приобретать новых единомышленников и друзей. Конечно же, посещение танцевальных занятий способствуют этому. Нередко на танцах люди встречают свою любовь и свое счастье. То есть, танцы наполнены и романтикой, и теплотой, и страстью. На танцах каждый сможет найти что-то свое, что-то имеющее для него особое значение и вызывающее особые чувства. 
5. Психологическое раскрепощение.
Благодаря танцам человек становится более открытым и смелым. Он приобретает Свободу! Свободу Движений, свободу Мышления, свободу Общения и свободу Жизни. Танцы помогают избавиться от ненужных стереотипов и комплексов, способствуют лучшей адаптации к жизненным быстроменяющимся обстоятельствам.
6. Чувство Ритма и развитие музыкальности.
Благодаря регулярным занятиям танцами, вы научитесь «слышать» музыку, отличать различные направления и стили. Вы приобретете чувство Ритма и вся ваша жизнь станет ритмичной! Как только вы услышите музыку, вы почувствуете потребность в танце и с легкостью подберете подходящие движения, будете угадывать в музыке свой особый танец.
7. Внешняя красота и хорошее настроение.
Танцы откроют вам секрет, как из «серой мышки» превратиться в загадочного и привлекательного человека. Благодаря новому взгляду на прическу, одежду, а для женщин еще и на макияж, вы почувствуете, что теперь не обделены вниманием окружающих, которые просто не смогут оторвать от вас восхищенные взгляды. 
Долгое время танцевальная музыка существовала только для сопровождения танцев, затем стали появляться танцевальные произведения, которые имели совсем другую художественную ценность.
Одним, из главных признаков танцевальной музыки является преобладающая роль ритма. Из всех видов музыкального искусства танцевальная музыка самым непосредственным образом связана с бытом и подвержена влиянию моды. Она отражает облик людей данной эпохи, их нравы, манеру поведения, их эмоциональность.
Сдержанный менуэт, веселая полька, гордый полонез, развинченный твист, шейк, брейк – данс представляют нам время и людей по – разному.
Танцевальность проникает, во многие произведения крупной формы: оперы, симфонии и д.рПри дворах высокопоставленных лиц танцевали множество танцев: менуэты, сарабанды, полонезы. Простой люд плясал на праздниках народные танцы – в каждой стране свои. В Англии – жигу, в Италии - тарантеллу, в России – барыню.
Одни танцы, особенно народные, сохранялись веками, другие исчезали бесследно. Каждый танец уступал место новому.
За два столетия, прошедших с рождения вальса, облик его менялся, становился разнообразным. Вальс всегда считался символом юности, любви, жизни.
Родиной вальса считают сразу три страны: Францию, Чехию, Австрию. В середине XVIII столетия во Франции бытовал народный танец - вольт. Танцевали его парами с поворотами.
В Чехии в это же время был популярен веселый танец фурмант (франт, гордец).
В Австрии танцевали степенный танец – лендлер, и была разновидность этого танца – вальцер. В этих танцах партнеры, обнявшись, кружились в быстром движении.
Новый танец вальс соединил в себе элементы всех этих танцев. Вальс вышел из сельских кабачков и вошел в аристократические танцевальные залы. В России, например, Петр I издал предписание, запрещающее «употребление пляски, вальсеном именуемый». Но вальс нельзя было остановить. Он с триумфом шел по странам Европы.
 Знакомство с жанром балета.
Балет - музыкальный спектакль, в котором соединены музыка и танец, драматургическое действие и изобразительное искусство.
Итак, главные части балета – музыка и хореография (танец) Так же, как и в опере, в балете есть декорации, костюмы. Но так как в балете главным будет танец, то костюмы будут отличаться от оперных костюмов. А как вы думаете, почему.
- Чтобы не мешать движениям героев.
У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Составной частью балета является пантомима. Что это такое?
Учащиеся: отвечают.
Актёры мимикой и жестами выражают чувства, переживание героев, передают смысл происходящих событий. Танцы в балете исполняются солистами, большими группами артистов (массово). Как и оперная ария, балетная вариация как бы передаёт портрет героя, помогает понять его характер. Большая группа артистов, принимающих участие в балете, называется кордебалетом. Танцы кордебалета исполняют роль, аналогичную хору в опере.
Сегодня мы познакомимся с величайшей танцовщицей - новатором, основоположницей свобод-ного танца Айседорой Дункан.
Айседора Дункан - известная американская танцовщица, основоположник свободного древне-греческого танца, а также жена поэта Сергея Есенина (1922-1924 г). Айседора, как многие женщины, заслужила славу не известным романом, а своим трудом и любовью к музыке и пластике. Благодаря чему была признана величайшей танцовщицей в мире!
Однажды Станиславский спросил у Айседоры Дункан: «Кто вас научил танцевать!», она гордо ответила: «Терпсихора».

Айседора родилась в Америке и, как любила шутить, начала танцевать еще в утробе матери. В тринадцать лет она бросила школу и всерьез занялась танцами, чувствуя в этом свое предназначение. В восемнадцать она уже выступала в клубах Чикаго. 
Зрители встречали Айседору с восторгом, таким диковинным, экзотичным казался ее танец. Они, впрочем, не догадывались, что вскоре эта девушка прославится на весь мир, а танец Айседоры Дункан будет завораживать миллионы поклонников ее таланта.
Ее считали гениальной танцовщицей. Критики видели в Дункан предвестницу будущего, родоначальницу новых стилей, говорили, что она перевернула все существующие в то время представления о танце. Танец Айседоры Дункан дарил радость, необычайное эстетическое удовольствие, он был полон свободы - той, которая всегда была в Айседоре и от которой она не желала отказываться.
Как отмечали современники, Айседора танцевала так легко и чувственно, что невозможно было встать с кресла после окончания выступления. Она потрясала своими движениями всех! Айседора танцевала босиком, в короткой древнегреческой тунике, которая открывала колени. Такая длина в те времена была немыслима даже для Америки. При этом ее танцы никто не называл вульгарными, движения были «легкими, свободными, изящными».
 Взяв за основу древнегреческие традиции, она создала новую систему свободного танца. Вместо балетного костюма Дункан надевала хитон и предпочитала танцевать босиком, а не в сковываю-щих движения пуантах или туфлях. Ей не было еще тридцати, когда она создала собственную шко-лу в Афинах, а спустя несколько лет - и в России, где у нее было множество почитателей.
Первая встреча Дункан с Россией состоялась в годы первой русской революции, затем она приез-жала сюда неоднократно, пытаясь организовать танцевальную школу при Малом Художествен-ном театре и обучить искусству своего танца актеров императорских театров. Тогда же она встре-чалась с К. Станиславским и А. Павловой, чье искусство взволновало и очаровало ее. Именно тогда ею овладели идеи революционного изменения стилистики танца, и Айседора Дункан даже подго-товила несколько танцев, отразив в них революционный пафос времени. Современники еще дол-го вспоминали ее танец «Марсельеза».
В 1921 году по приглашению наркома просвещения А. В. Луначарского Дункан снова приезжает в Россию, чтобы организовать здесь школу, подобную тем, которые она уже создала в Европе. Дункан надеялась, что ее русские ученицы не будут заниматься танцами только ради обогащения, и мечтала с их помощью сделать свой новый танец популярным.
Танец и музыка – родственные искусства, между ними существует глубокая взаимосвязь. Музыка является душой танца. Она создает то творческое настроение, ту эмоциональную атмосферу, кото рые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность.

О, танец! Ты - мечты моей стремление!Прекрасней ничего на свете нет,Чем торжество любви и вдохновения,Оваций восхитительный букет!Фокстрот и танго, джайв и тарантелла,Король всех танцев старый, добрый вальс.И музыки чарующая силаНесет и кружит в звездном вихре вас!Здесь буйство красок, нежных чувств мгновенья,Мельканье рук, движенье бедер, ног...О, танец! Ты - великое творенье,Волнующий, божественный восторг!
Рефлексия. Что нового узнали? В чем была сложность?
Итог урока.
Домашнее задание: Выписать название известных отечественных ансамблей песни и пляски. Имена руководителей.
Спасибо за урок!!!