Целеполагание как проблема современного урока (презентация к выступлению)


Мастер – класс по теме «Целеполагание как проблема современного урока»Журавлёва Светлана Степановна, учитель начальных классов МБОУ «НОШ № 3» Проблемы есть?Что знаете о целеполагании?
Целеполагание как проблема современного урокаВ чем суть проблемы? Подмена цели средствами урока Формальный подход при постановке целей Завышение цели.

Определимся в понятиях:М.М. Поташник:Цель – это запрограммированный результатЦелеполагание – это процесс выявления целей и задач учителя и ученика, их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен   быть реальным, конкретным.Поставить цель, значит, предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат деятельности. - теоретическое осмысление педагогических целей (В.П. Беспалько, В.В. Краевский, O.E.Лебедев,И.Я. Лернер и др.); - цель как компонент профессиональной деятельности (С.П. Иванова, Н.В. Кузь мина, Ю.Н. Кулюткин,Л.M. Митина, Г.С. Сухобская); - цель как необходимая составляющая личностно-ориентированного образования (И.Ю. Алексашина, С.Г. Вершловский, И.А. Колесникова, O.K. Лебедев, Л.M. Перминова, В.Е. Радионов и др.); - цель как предмет целостного системного изучения (Н.Я. Корыстылева). - общественные и педагогические цели образования (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов), Цели и задачи обученияЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ отражают социальный заказ общества и зависят от условий обучения, потребностей и возможностей учащихся. Выбор цели зависит от профиля учебного заведения. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ представляют собой конкретную реализацию целей на определенном этапе обучения. Они являются объективным отражением целей и должны быть адекватны им.СТРАТЕГИЯТАКТИКАЗадачи - это шаги по достижению поставленной цели.



Требования к формулированию целей урока:• формулировки целей должны быть точными, конкретными; • цели должны быть достижимыми при данных условиях; • цели должны быть реальными; выбор целей должен быть своевременным; цели должны быть согласованы между собой, непротиворечивы.цели должны быть понятными;цели должны быть диагностируемы(качественно или количественно);цели должны быть побудительными (побуждать к действию).цели должны быть осознанными.цели должны описывать желаемый результат.




Определение целей урокаЦели обученияначинается с операции продумывания по нисходящей линии:Цели предметаЦели темыЦели данного урокаЦели соотносятся с особенностями классаЦели на каждом этапе урока



Классификация приемов целеполагания:1. Визуальные: Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка. 2. Аудиальные: Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока.

Каждый учитель должен уметь:объяснять, что такое цель урока;уметь преобразовать общую цель урока в систему знаний и умений, которыми должен овладеть ученик на уроке;проводить опрос с позиций достижения целей и учителем, и учеником;объяснять, почему новый материал – часть целостной «картины мира».Цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью учеников.


Для формулирования цели можно использовать выражения:Обучающие цели:выбрать, назвать, дать определение,проиллюстрировать,..Воспитывающие цели:вызвать интерес,пробудить любознательность,пробудить интерес к самостоятельному решению задач,побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки.Развивающие цели:учить сравнивать,учить выделять главное,учить строить аналоги,развивать глазомер,развивать мелкую моторику рук,развивать умение ориентироваться на местности.написать,перечислить,выполнить,систематизировать



Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее. Эшбен Эшенбах Даже маленькая неточность может сбить с пути.  Китайская пословица Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. В.БелинскийУ кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. Джакомо Леопарди.

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаем вам, чтоб дети  в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны! 
Успехов в работе, уважаемые коллеги!