Урок по теме Слоги. Деление на слоги. 1 класс. УМК Перспектива.


Учитель: Студенкова Татьяна Петровна
Предмет: Русский язык
Класс: 1
Количество учащихся:8 чел.
Дата проведения: 25 апреля 2014 гТема: Слоги. Деление на слоги.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели: Предметная: учить детей различать слова от слога, соотносить количество слогов в слове с количеством гласных звуков.
Личностная: Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, аккуратность письма.
Метапредметная (Формировать УУД):
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы.
- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других, строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные умения: объяснять разницу между словом и слогом и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.
Задачи урока: Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, устанавливать связь с жизненным опытом.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- классифицировать слова по разным основаниям;
- объединять их в группы на основе выделенных признаков и по вопросам;
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
- использовать знако-символические средства при определении слогов в слове;
- составлять алгоритм под руководством учителя;
- делать выводы о совместной работы класса и учителя;
- уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы.
Регулятивные умения:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.
Коммуникативные умения:
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Личностные умения:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- проявлять интерес к изучению темы;
Термины и понятия Словарное слово, слово, слоги.
Межпредметные связи окружающий мир, ИКТ
Оборудование
Информационный материал:
- учебник «Русский язык», Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
Демонстрационный материал:
- карточки для рефлексии.
Интерактивный материал:
- СД диск. Азбука. 1 класс Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева;
- СД диск. Русский язык. 1 класс Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева;
Формы работы фронтальная, индивидуальная, в парах
Общая часть
Тема урока: Слоги. Деление на слоги. 1 класс
Этапы урока, целевые ориентиры, время. Задания, выполнение которых учащимися приведет к достижению запланированных результатов. Деятельность учителя. Деятельность учеников и возможные варианты ответов. Планируемые результаты, формирование УУД.
Задания базового уровня. Задания повышенного уровня. Предметные Личностные, метапредметные1.
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(2 мин.)
Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке.
Дети проговаривают.
Мы пришли сюда учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно.
Организует приветствие.
- Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы, правильно идентифицируют себя с позицией школьника; формирование познавательных потребностей и учебных мотивов.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность;
5 мин Однажды Ваня и Аня выщли из дома и пропали.
Вот куда они пошли?
Чтобы, узнать куда пошли дети, нам нужно послушать музыку.
Слушание музыки.
-Что вы представили, слушая музыку? Куда могут пойти дети? (лес)
Почему вы так решили?

Слайд:1
Лес
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Слушание музыки Слушают музыку, высказывают свою точку зрения.
«Представила лес, бегут ручьи. Я представил, что поют птички, потому что слышится шебет птиц. Дети пошли в весенний лес, я представила, что растут цветы.»Уметь слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).
3. Актуализация знаний (воспроизведение учащимися знаний)
Цель: подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.
7 мин Минутка чистописания
Разминка для рук: (упражнение для развития мелкой мускулатуры рук , вздыхают чистый воздух
-Открываем тетради, записываем число, классная работа.
( Включаем диск. Азбука. 1 класс (Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева))л,л- Придумать слова, которые начинаются со звука/л/ –твердого или мягкого.
- Придумать предложение с любым словом.
- Подчеркнуть гласные буквы.
Проверить задание, найти ошибки. Оценить работу: ! + -.- Работа в парах.
Проговаривают по очереди словарные слова, записывают в тетради. Организует работу в тетрадях, каллиграфическое письмо.
Организует работу по придумыванию слов и предложений, запись предложений в тетради.
Организует работу в парах.
Организует проверку. Дети делают разминку для рук. Прописывают буквы л.
Придумывают слова, которые начинаются со звука/л/ –твердого или мягкого.
Придумывают предложение, записывают, которое понравилось.
В лесу поют птицы. Красиво в весеннем лесу. В лесу тает снег.
- Подчеркивают гласные.
Договариваются, кто первый начнет говорить, записывают.
(сорока, собака, корова, ученик, Россия, Москва)
Проверяют друг друга. Уметь различать гласные буквы от согласных.
Знать написание, изученных словарных слов. Проявлять интерес к изучению темы. (Личностные УУД)
Уметь слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога. (Коммуникативные УУД)
Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. (Регулятивные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУДУметь определять основание для написания безударной гласной в корне и обосновывать своё мнение. (Познавательные УУД)
4. Постановка цели и задач урока.
Цель: организовать формулирование темы и цели урока учащимися.
9 мин Различие слова от слога, определение слогов в слове.
Ребята пошли в лес и заблудились.
Слайд 2
(Ваня и Аня кричат «ау»)
Давайте покричим все вместе. А-у, Ва-ня, А-ня.
Как они произносят слова?
(по частям, слогам).
Как вы догадались?
2. Пошла Аня по тропинке и увидела на полянке красивые первые весенние цветочки.
А вот какие цветочки, мы узнаем, отгадав загадки:
Слайды с отгадками.
Он спешит весне навстречу,Я везде его замечу:Жёлтенький кафтанчикНосит...
(одуванчик)
Под забором, у калитки,Вот, смотри и не дыши:Как горошины на ниткеБеленькие...
(ландыши)
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький …(подснежник)

(На доске появляются слова: подснежник, ландыши, одуванчик, медуница)
-Определить количество слогов в словах.
-Как определить количество слогов?
- Давайте проверим свой вывод с правилом.
Знакомство с правилом с.62 учебник.
Как только она хотела сорвать цветы, вышел из-за кустика маленький дедушка. (Слайд Лесовичка)
-Не рви Аня цветы.
Почему нельзя рвать цветы?
Рассказ о пользе цветов. (Работа в группах).
Чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
(Учиться делить слова на слоги).
Вывод: Почему нельзя рвать цветы:
Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы. Одуванчик любимое лакомство лосей. Многие цветы занесены в Красную книгу.
Создает проблемную ситуацию.
Через подводящий диалог организует формулирование темы и постановку цели урока учащимися.
Организует работу у доски.
Подводит к выводу о том, как нужно определять количество слогов в слове.
Организует работу с «Узелками на память». (Правило)
- Подводит к выводу «Почему нельзя рвать цветы».
-Организует просмотр Красной книги Томской области.
С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цели урока.
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
Отгадывают загадки.
Записывают слова на доске.
Определяют количество слогов.
(одуванчик – 4 слога,т.к. 4 гласных, о.у,а,и, ландыши – 3 слога т.к. 3 гласных буквы – а,ы,и, , медуница – 4 слога т.к 4 гласных буквы, е,у,и,а)
Делают вывод, что нужно определить количество гласных букв, и тогда узнаем количество слогов.
-Читают правило и делают вывод, что они правильно определили количество слогов.
Работают в группах. Представитель каждой группы рассказывает.
Рассказывают о пользе цветов.
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.
А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.
2 ученик.
«Как только пригреет весеннее солнышко и сойдет снег появляются первые весенние цветы – подснежники. Их можно встретить в горах, лесах, на лугах. Название "подснежник" связано с ранним цветением растений - цветы появляются сразу из-под снега. Подснежник растение редкое, многие виды его находятся на грани исчезновения, и в этом прежде всего виноваты, мы – любители цветов. Растение, занесенное в Красную Книгу, но люди всё равно безжалостно продолжают уничтожать прекрасные цветы. Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут»
Связь с уроком окружающего мира. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. (Регулятивные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
Уметь слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога. (Коммуникативные УУД)
5. .Музыкальная
физминутка3 мин Организует физминутку. Рефлексия «Огонь, воздух, вода, земля». 6. Первичное усвоение и первичное применение полученных знаний.
Цель: организовать применение знаний при выполнении упражнений. Способствовать развитию самостоятельной работы детей.
10 мин Работа по учебнику.
Упр.65
-Выполнили задание Умного совенка Аня и Ваня. Хотели они побежать домой т.к открылась тропинка лесная.
Видят летят пчелки.
Помочь пчелкам перенести мед, для этого нужно
Прочитать предложения, выписать те, из них, которые могут быть связаны с темой «Весна», (иллюстрация весны).
Задание:
«Светит весеннее солнышко. Тает снег. Бегут ручьи. Появились подснежники.»Работа по интерактивной доске.
В лесу Ваня с Аней встретились с Умным совенком.
Умный совенок предлагает выполнить задание.
-Чтобы найти дорогу домой, нужно.
«Распределить слова по колонкам: 1 слог, 2 слога, 3 слога».
Интерактивная доска.
Три дерева. под деревьями написаны слова: кот, корова, дом, лес, цветок, пенал. Организует обсуждение по вопросам упражнения.
Организует работу у доски над записью слов по группам.
Организует самостоятельную работу и взаимопроверку тетрадей.
Организует самостоятельную работу учащихся.
Организует проверку. Дети проговаривают тему и цель урока.
Работают по интерактивной доске, отвечая на вопросы учителя. Доказывают свою точку зрения.
«Дом – 1 слог, потому что 1 гласная, кот -1 слог, потому что 1 гласная, корова – 3 слога т.к. 3 гласных: о,о,а, цветок – 2 слога т.к. 2 гласных: е, о.»
Вывод: слова: дом, кот, лес расположим на 1 дереве т.к. там карточка с одним слогом, слова: корова – на третье дерево т.к. карточка с тремя слогами, цветок, пенал - на второе дерево т.к. -2 слога.Выполняют самостоятельную работу.
Дети выписали: весеннее, ручьи, подснежники.
Выполняют проверку. (За доской написаны слова, дети проверяют, оценивают: ! + -)Соотносят количество слогов в слове с количеством гласных звуков.
Уметь определять основание для написания слов и обосновывать своё мнение. (Познавательные УУД)
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. (Регулятивные УУД)
Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. (Регулятивные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
Проявлять интерес к изучению темы. (Личностные УУД)
Уметь использовать приобретённые знания при выполнении самостоятельной работы. (Познавательные УУД7. Первичное закрепление.
Цель: соотнести цель и результаты деятельности на уроке.
2 мин -Давайте подведём итог.
- Как мы должны делить слова на слоги.
-Как определить количество слогов?
Организует фиксирование содержания. Отвечают на вопросы учителя.
- Соотносят цель и результаты деятельности на уроке.
Определяем сколько гласных, столько и слогов. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)
Уметь адекватно оценивать свои действия.
8. Рефлексия
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке.
2 мин - На столе лежат два цветка, если вы считаете, что урок вам понравился, вы узнали новое и у вас многое получилось, то возьмите красный цветок.
-Если вы считаете, что урок вам не понравился, и у вас получилось не всё, как бы вы хотели, то возьмите синий цветок. Организует рефлексию. Анализируют и оценивают собственную деятельность на уроке, делятся впечатлениями о выполнении заданий.
Из 8 человек 6 подняли красный цветок, 2 синий. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
(Личностные УУД)