Принятие христианства на Руси

ТЕМА УРОКА: «Принятие христианства на Руси»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Торжка
Учитель истории : Вальдман Е.Н.
ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Обучающая: Создать условия для формирования в учащихся
представления о причинах принятия христианства на Руси, охарактеризовать процесс
крещения Руси Владимиром; проанализировать значение принятия христианства.
2.Развивающая: Продолжить работу по развитию у учащихся внимания, памяти,
культуры речи, развивать познавательную активность учащихся, способность мыслить,
сравнивать, развивать аналитические способности учащихся на примере причинно
следственных связей, образное мышление.
3.Воспитательная: Создать условия для развития личности учащихся через воспитание
любви и интереса к Отечественной истории; развивать общую культуру учащихся

Оборудование: Мультимедийный пректор, экран, ПК, презентация, опорный конспект, тест
ХОД УРОКА:
Этапы урока
Приемы и методы учебной деятельности
Формы работы учащихся
УУД

Организационный момент


.


Повторение


















3.Новый материал
Актуализация












































































































4. Закрепление.









5.Домашнее задание.
Организация дисциплинарного порядка.

Организация эмоционального настроя учащихся




А/ Работа с карточками.
Б/ Работа по вопросам:
1.Он объединил Новгород и Киев в 882 г., взял под свой контроль путь “из варяг в греки”, ходил в военные походы на Константинополь и заключил выгодные для Руси торговые договоры. (Олег)
2.Этот князь также не раз ходил в походы на Византию, трагически погиб во время восстания древлян в 945 г. ( Игорь)
3.Она жестоко отомстила за смерть мужа обидчикам, но затем установила точный размер дани и места её сбора. (Ольга)
4.Этот князь был выдающимся полководцем, вся жизнь его прошла в походах и сражениях, он не нападал на врагов без предупреждения “Иду на вы” . (Святослав)
В)Дайте определения словам: Дань Полюдье Погосты Уроки.
-С какими историческими личностями связаны эти понятия?
-Охарактеризуйте политику Святослава.
-Какая обстановка сложилась на Руси после гибели Святослава?

А)Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:
1.Как назывался период в истории нашей Родины, о котором идёт речь?
2.Кто автор этого документа?
3.О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ?
4.Что вы знаете о христианстве?
Запишите тему урока в тетради
Цель урока:
.Выяснить причины принятия христианства на Руси;
Охарактеризовать процесс крещения Руси;
Проанализировать значение принятия христианства при князе Владимире Святославовиче.
П л а н урока: 1.Личность Владимира Святославовича
2. Причины принятия Русью христианства.
3. Крещение Руси.
4.Значение принятия христианства.
ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ:
КРЕЩЕНИЕ РУСИ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ В ЖИЗНИ РУССКОГО НАРОДА.
Для того, чтобы лучше усвоить и систематизировать материал
составьте в тетради таблицу:
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
СТОРОНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
СПОРНЫЕ
СТОРОНЫ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ
Особенности данного
направления











Б) Князь Владимир Святославович
Опережающее задание – сообщение учащегося о князе Владимире.


В) Верования славян.
Какое место в жизни Древней Руси играло язычество?
1-ая религиозная реформа
Рассказ учителя.


Г) Выбор веры
Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы:
Как вы думаете:
1.Пристрастен или беспристрастен летописец, рассказывая о выборе веры?
2.Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?
3. Почему выбор оказался именно таким?
Д) Причины принятия христианства
Каковы были причины: внешнеполитические
( 1 Объединения племён и укрепления княжеской власти.
2.Необходимость оправдания социального расслоения и имущественного неравенства.)
внутриполитические
( 1.Укрепить международный авторитет Руси.
2.Развитие экономических и культурных связей с Западной Европой.)
Социокультурные
( 1.Христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, т. е. несло на себе огромную воспитательную функцию.
2.Приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры.)

(Учащиеся отвечают на вопросы)
Предпочтение православной Византии было отдано, ещё и потому, что:
развитые торговые отношения с Византией как с соседней страной;
эстетические впечатления от красоты богослужений (согласно летописным источникам);
возможность в православном храме вести службу на понятном родном языке;
глубокая личная религиозность воспитавшей Владимира княгини Ольги, исповедующей христианство
Е) Крещение Руси в 988году. Как оно проходило в разных городах? Найдите информацию по этому вопросу в учебнике на стр.61 пр.8
( Учащиеся отвечают на вопросы)
Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьёзных оснований.
Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима. Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой.
Ж) Подведём небольшой итог: что мы записали в таблицу о положительных и спорных сторонах принятия христианства на Руси.


З) Значение принятия христианства (учащиеся делают вывод)
1.Укрепляло государственную власть и способствовало объединению страны.
2. Укрепляло международное положение страны.
3. Способствовало проникновению и распространению европейской культуры.
4. Устраняло ряд жестоких варварских обычаев.
И) Последствие крещения Руси (учащиеся делают вывод)
Политические: 1. Русь, отвергнув «примитивное»язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.2.Христианство стало государственной религией, связало светскую и церковную власть. 3. Укреплению международного статуса Руси способствовало династическое родство с византийскими императорами.4.Объединение разноплеменного населения Руси в одно целое.
Культурные:1.Создание церкви как института и церковной организации по византийскому образцу. 2.Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры, ценностей, искусства и т.д. 3. Возможность ,в отличие от католицизма, ведения проповедей на родном языке. 4.Введение кириллистической азбуки и появление письменности.
Пришло время выяснить:
Что же мы узнали и запомнили на этом уроке.
А) Получите итоговый проверочный тест.
Взаимопроверка в парах.
1.На этом уроке мы узнали, что самым ярким и важным явлением в истории X века является крещенеие Руси..
Ребята, так что вы вынесли из этого урока?
Остались ли вы равнодушными?
Какое впечатление осталось у вас от этого урока?
Спасибо, ребята!
Выставление оценок за урок.
Запись в дневник домашнего задания: На «4» - учебник§8,-, вопросы №4,5 после параграфа;
На «5» - написать эссе по теме : "Моё отношение к крещению Руси»







Индивидуальная работа

Фронтальная
работа















Самостоятельная работа



Фронтальная работа. Беседа.

















Индивидуальная работа в тетради

Самостоятельная работа





Индивидуальная работа опережающего характера, просмотр презентации.
Фронтальная работа. Беседа






Самостоятельная работа
Равбота с историческим источником




Фронтальная работа с элементами дискуссии











Беседа.
Фронтальная работа.




Работа с учебником


Фронтальная работа

Беседа учителя.
Просмотр слайдов презентации







Работа с таблицей.





Фронтальная работа





Беседа.
Фронтальная работа.










Беседа.
Фронтальная работа.
Рефлексия.




Дифференцированное домашнее задание



Развитие эмпатических способностей учащихся





Развитие понятийного аппарата, памяти.
Знание фактического материала.








Работа с терминами






Работа с историческим источником

Развитие внимания, памяти, временных представлений, отработка понятийного аппарата.













Развитие памяти, внимания, умения выделить главное в тексте и других источниках информации. Развитие понятийного аппарата.





Развитие памяти, внимания, умения выделить главное в различных видах информации. Умение использовать правильную монологическую речь
Развитие памяти, внимания.




Развитие памяти, внимания, умения выделить главное в различных видах информации.

Развитие понятийного аппарата, памяти, умение применять знания при ответе на вопросы.



Умение систематизировать знания.
















Развитие понятийного аппарата, памяти, умение применять знания при ответе на вопросы.













Развитие умения выделить главное вразличных видах информации, систематизировать и анализировать данную информацию.











Развитие памяти, внимания, умения выделить главное вразличных видах информации. Умение использовать правильную монологическую речь.






Систематизация и анализ полученных знаний.