Разработка урока по истории Просвещенный абсолютизм Екатерины 2 для 7-ого класса


Урок истории
Учитель: Орлова Елизавета Владимировна, МАОУ Алабинская СОШ СУИОП
Класс-7В, Г, Д.
Тема: « Дворцовые перевороты »
Цели:
Образовательная – объяснить, почему одной из причин дворцовых переворотов был указ Петра о престолонаследии, выяснить причины и особенности эпохи дворцовых переворотов, познакомить ребят с новыми терминами: дворцовый переворот, фаворит, Верховный Тайный Совет, Кондиции, Тайная Канцелярия.
Развивающая - формировать универсальные учебные действия: научить ребят логически размышлять, обобщать, давать оценку, делать выводы. Составлять схемы, заполнять таблицы, анализировать документы, составлять характеристики исторических деятелей, работать с информацией.
Воспитательная – формировать интерес к истории своего прошлого, формировать интерес к изучаемой теме.
Оборудование урока: учебники, распечатки исторических документов, портреты правителей, доска . Ход урока.
I. Приветствие. Организационный момент
II. Вступительное слова учителя:
-Ребята, сегодня мы переходим к изучению следующей эпохе восемнадцатого столетия – эпохе Дворцовых переворотов. Наша задача сегодня решить следующие вопросы и выполнить следующие задания:
1.-Выяснить, что же это за эпоха и в чем ее сущность;
2.-Определить причины и особенности дворцовых переворотов;
3.-Составить хронологическую таблицу правителей. Выбрать характеристики правителей для заполнения таблицы;
4.Записать новые термины и поработать с историческим документом;
-Итак, приступим.
-Учащиеся записывают тему урока: « Дворцовые перевороты». Открывают учебники , работаем с параграфом 20-21.
-Ребята , давайте определим ,что это за эпоха, сколько она длилась ?
Ответы учеников : « Эпоха дворцовых переворотов длилась 37 лет. Пять раз происходила смена правителей»
-Хорошо. Давайте в тетради запишем новое определение (ребята под диктовку учителя записывают):
-Дворцовые перевороты - это смена монархов правящими или придворными группировками с применением силы или заговоров.
-Давайте определим, почему так быстро монархи сменяли друг друга, в чем заключалась основная причина дворцовых переворотов:
-Ответы учеников: « Возможно такая быстрая смена власти была связана с тем , что не было единого наследника (единого правителя) и поэтому в это время развернулась борьба за престол.»
-Правильно. Как вы помните, Петр Первый по новому указу о престолонаследии не успел оставить себе преемника. Из-за этого появилось много претендентов занять престол.
-Теперь давайте выясним, чем эта эпоха отличалась от других. Давайте найдем и запишем особенности дворцовых переворотов:
Ребята по учебнику находят особенности и называют их. Правильно названные записываются в тетрадь (если даны неверные формулировки, их корректирует учитель).
Особенности:
1.-борьба дворцовых группировок за власть;
2.-решающая роль гвардейских полков;
3.-фаворитизм (фаворит – придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха. Фаворит получает от монарха привилегии и может оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику).4.-сильная роль дворянства;
5.-бесправие народа;
III.-После краткого пояснения всех особенностей, ученики вместе с учителем начинают выполнять практическое задание (составлять, а далее и заполнять хронологическую таблицу):
Екатерина I(1725-1727) Жена Петра I.Пришла к власти при поддержке А.Д. Меншикова, который стал ее первым министром. Он же создал Верховный Тайный Совет. И решал все важнейшие государственные вопросы. Екатерина правила всего лишь два года, в 1727 году она умерла.
Петр II(1727-1730) Внук Петра I,начал править в 11-летнем возрасте. На него оказывали влияние Меншиков и Долгорукие. Юный император не интересовался государственными вопросами, предпочитая охоту, балы и другие развлечения. В 1730 году умер от оспы.
Анна Иоанновна (1730-1740) Племянница Петра Великого. Прибыла из Курляндии. Пытаясь ограничить ее власть, члены Верховного Тайного Совета навязали ей особые условия-кондиции. Однако ,прибыв в Москву, она разорвала кондиции. И стала править вместе со своими фаворитами. Среди них был ее первый министр Э.И. Бирон, который фактически управлял государством. Именно поэтому период правления Анны Иоанновны в истории называют «биронвщиной». Заботясь о своем будущем наследнике, императрица пригласила ко двору свою племянницу-Анну Леопольдовну. Незадолго до смерти императрицы у ее племянницы родился сын Иоанн Антонович, который и стал впоследствии монархом . В октябре 1740 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом (временно исполняющий полномочия монарха) при малолетнем Иоанне.
Иоанн VI Антонович (1740-1741) Заговор против Бирона возглавил Миних. И регентшей была назначена Анна Леопольдовна. Анну Леопольдовну не интересовали государственные дела.
Устав от иностранных правителей, в 1741 году был совершен переворот в пользу законной правительницы-Елизаветы Петровны.
Анна и ее семья были арестованы.
Елизавета Петровна (1741-1761) Устав от иностранных правителей, в 1741 году был совершен переворот в пользу законной правительницы-Елизаветы Петровны.
Елизавета Петровна, дочь Петра Великого управляла государством через своих фаворитов-А. Г. Разумовского, П.И. Шувалова , А.П. Бестужева –Рюмина и М.И. Воронцова.
В Елизавете сочетались такие качества, как строгость, набожность и некая веселость, страсть к нарядам и балам, танцам и светской жизни.
Для Елизаветы был очень важен вопрос о ее наследнике .В 1742 году она назначила себе преемника. Им стал ее племянник (сын ее сестры Анны)
Петр III. Вскоре Елизавета женила племянника на немецкой принцессе-Софии Августе Фредерике Ангальт - Цербсткой, которая получила новое православное имя-Екатерина.
Однако Елизавета Петровна разочаровалась в своем племяннике, так как Петр не любил Россию, он так и остался немецким принцем. Петр III любил все прусское, боготворил прусского короля.
А после рождения у Петра и Екатерины сына Павла, Елизавета забрала мальчика на собственное воспитание и стала задумываться о том, чтобы передать ему трон.
А в декабре 1761 году Елизавета умерла.
Петр III(1761-1762) Трон после смерти Елизаветы Петровны трон занял Петр III. Он правил всего лишь 186 дней. Из-за своей непредсказуемости, пренебрежения к русским традициям, Петра III отстранили от власти, совершив переворот в пользу Екатерины II.А через неделю после отстранения от власти, Петр был убит в драке с А.Г. Орловым.
-Далее учитель помогает ученикам заполнить таблицу, привлекая дополнительный материал о каждом из правителей. В своем рассказе учитель использует метод наглядности ( показывает портреты монархов).
-Так как Петр Великий не выбрал себе преемника, после его смерти в 1725 году встал вопрос о том , кому занять престол.
-Ближайшие сподвижники Петра, во главе с А.Д. Меншиковым решили возвести на престол жену Петра – Екатерину I.Еще при своей жизни Петр короновал свою жену и сделал ее равной себе. Екатерина получила титул императрицы. Екатерину особо не интересовали государственные дела, все дела государства она доверила своему первому министру А.Д. Меншикову. В государстве не утихала борьба представителей старой знати и «птенцами гнезда Петрова». Для примирения враждующих дворцовых партий А.Д . Меншиков создал Верховный Тайный Совет, куда входили представители старой и новой знати. Ключевые позиции в Тайном Совете занял Меншиков. Правление Екатерины продлилось всего 2 года. В мае 1727 года она умерла. И вновь встал вопрос о престолонаследии.
-Следующим на престол был избран 11-летний внук Петра Великого, Петр II.Меншиков всячески пытался оказывать влияние на юного императора: пытался обручить Петра II со своей дочерью Марией, чтобы в дальнейшем занять престол. Молодому императору было дано слишком много свободу: юный император выпивал, выезжал на охоту, предавался любовным утехам. Такая свобода не принесла хороших результатов.
-На Петра пытались оказывать влияние и другие личности при дворе : Остерман и Долгорукие. Меншиков же за время своей продолжительной болезни «потерял» доверие юного императора. Петр II решил отстранить от себя Меншикова: Меншиков за свои государственные преступления , лишившись всех своих званий , лишившись всего своего имущества, он был отправлен вместе с семьей в сибирский городок Березов. Там же вскоре и умер.
-Падение Меншикова усилила позиции Долгоруких. Новой невестой Петра стала Екатерина Долгорукая. Молодой император не занимался государственными вопросами, большую часть времени он тратил на охоту, балы и пирушки.
-В 1730 году должна была состояться свадьба юного императора. Однако на очередной охоте император заболел оспой, после чего в 1730 году скончался. Со смертью Петра II пресеклась мужская линия династии Романовых. И снова встал вопрос о престолонаследии.
-Члены Верховного Тайного Совета (лидирующие позиции теперь занимал князь Голицын) решили выбрать на трон монарха ,который согласился бы на их условия и особо не участвовал в государственных делах, доверив бразды правления «Верховникам»(члены Верховного Тайного Совета).На эту роль была приглашена из Курляндии племянница Петра Великого(дочь его сводного брата Ивана) Анна Иоанновна. По предложению Голицына были составлены КОНДИЦИИ -ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ. Эти условия ограничивали власть императрицы.
-Далее нужно поработать с документом (в конце параграфа) Текс кондиций, подписанных Анной Иоанновной. Необходимо прочитать текст и определить, чего не могла делать Анна без согласия Верховного Тайного Совета:
1.не объявлять мира и войны;
2.не налагать поборов и налогов;
3.никого не обвинять;
4.не раздавать земли;
5.не вступать брак и не назначать наследника.
-Целесообразно задать вопрос ученикам: Как вы думаете, приняла ли Анна Иоанновна эти условия?
-Примерные ответы учеников: «Скорее всего, нет, наверняка она хотела править самостоятельно. И ей не хотелось принимать эти кондиции.»-Да, вы совершенно правы. Анна, приехав в Москву, разорвала ранее подписанные кондиции. В Москву Анна приехала вместе со своими фаворитами, которые заняли ключевые позиции в государственном управлении. Одним из таких ее фаворитов был Бирон, ставший ее первым министром. Все важнейшие государственные вопросы решал именно он. Именно ,поэтому период правления Анны Иоанновны в истории называют «бироновщиной» .Сама Анна любила всяческие развлечения: устраивать балы, строить ледяные фигуры и т.д. При ее дворе всегда были карлики ,которые ее очень забавляли. Однажды она даже устроила свадьбу своих придворных шутов-карликов в ледяном доме.
-С самого начала своего правления Анна заботилась о своем наследнике. Для этой цели она пригласила ко двору свою племянницу Анну Леопольдовну. К концу жизни императрицы, ее племянница родила сына-Иоанна Антоновича. Мальчика впоследствии объявили императором. В октябре 1740 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом (временно исполняющий полномочия монарха) при малолетнем Иоанне.
-Заговор против Бирона возглавил Миних. И регентшей была назначена Анна Леопольдовна. Анну Леопольдовну не интересовали государственные дела.
-Устав от иностранных правителей, в 1741 году был совершен переворот в пользу законной правительницы-Елизаветы Петровны.
-Елизавета Петровна, дочь Петра Великого управляла государством через своих фаворитов-А. Г. Разумовского, П.И. Шувалова , А.П. Бестужева –Рюмина и М.И. Воронцова.
-В Елизавете сочетались такие качества, как строгость, набожность и некая веселость, страсть к нарядам и балам, танцам и светской жизни.
-Для Елизаветы был очень важен вопрос о ее наследнике .В 1742 году она назначила себе преемника. Им стал ее племянник (сын ее сестры Анны)
-Петр III.Вскоре Елизавета женила племянника на немецкой принцессе-Софии Августе Фредерике Ангальт - Цербсткой, которая получила новое православное имя-Екатерина.
-Однако Елизавета Петровна разочаровалась в своем племяннике, так как Петр не любил Россию, он так и остался немецким принцем. Петр III любил все прусское, боготворил прусского короля.
-А после рождения у Петра и Екатерины сына Павла, Елизавета забрала мальчика на собственное воспитание и стала задумываться о том, чтобы передать ему трон.
-А в декабре 1761 году Елизавета умерла.
-Трон после смерти Елизаветы Петровны трон занял Петр III.Он правил всего лишь 186 дней. Из-за своей непредсказуемости, пренебрежения к русским традициям, Петра III отстранили от власти, совершив переворот в пользу Екатерины II.А через неделю после отстранения от власти, Петр был убит в драке с А.Г. Орловым.
IV.-Вывод: Итак, ребята сегодня мы с Вами познакомились с эпохой дворцовых переворотов. Как видите, в это время было много претендентов занять престол. Все это время шла борьба за власть. Особую роль в осуществлении переворотов играли: набиравшее силу привилегированное сословие-дворян, гвардия, иностранные фавориты. Политика быстро сменяющих друг друга монархов часто была непоследовательной и защищала интересы дворянского сословия. Народ же в это время никакую роль не играл.
V.- Далее учитель выставляет оценки, просматривает записи.
VI.-Домашнее задание: параграфы 20-21,до конца заполнить таблицу;