Урок литературы в 6 классе по рассказу Екатерины Бибчук «Снежный Лис» «Свободен, но совершенно беззащитен…»


Урок литературы в 6 классе
по рассказу Екатерины Бибчук
«Снежный Лис»
«Свободен, но совершенно беззащитен…»
(По следам Снежного Лиса)
Разве он обязан рисковать своей шкурой,
чтобы попытаться помочь им?
Е. Бибчук
Цель – развивать творческое воображение обучающихся.
Задачи:
Образовательная
- знакомство с рассказом Е. Бибчук «Снежный Лис».
Развивающая
- развитие творческого воображения обучающихся на основе текста рассказа Е. Бибчук «Снежный Лис» с применением стратегий чтения.
Воспитательная
- воспитание личностных качеств: доброты, смелости, решительности, умения прощать, находить выход из сложной ситуации.

Ход урока.

Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. 1-2 мин.
- Сегодня наш урок литературы посвящен книге Екатерины Бибчук «Снежный Лис». Мы вместе отправимся по следам героя. «Свободен, но совершенно беззащитен…» - такова тема урока. В качестве эпиграфа возьмем фразу из текста. Вспомните, чем думал обиженный Лис, когда увидел своих сородичей в клетке?
Слайд 1
- На предыдущем уроке, перед чтением, мы рассмотрели иллюстрации к книге Дианы Лапшиной. Давайте познакомимся с творчеством художницы.
Презентация. Диана Лапшина. 3 мин.
- Диана Лапшина создала свой художественный мир с помощью иллюстраций. А теперь послушаем ваши варианты сюжета на эту тему. Слайды 2-4
«Соревнуемся с писателем». 3-4 мин.
На экране перелистываются страницы книги, 1-2 ученика зачитывают свои тексты.
Слайд 5
- Какой из предложенных вариантов ближе к авторскому?
- Давайте познакомимся с Е. Бибчук. Она приготовила для вас видеообращение.

Видеобращение Екатерины Бибчук к ученикам. 3 мин.
Видеоролик
«Ориентиры предвосхищения». 3-4 мин.
Вернемся к таблице, с которой мы начали работать на прошлом уроке. До чтения книги вы отметили суждения, с которыми вы согласны. Теперь, после прочтения, найдите суждения, которые совпадают с позицией автора.
До чтения Суждение Автор После чтения
1. Уникальным артистом может стать только уникальное животное с уникальными способностями. 2. Животное, воспитанное в неволе, не может выжить в естественных условиях. 3. Приспособиться к новым условиям жизни может только сильный и смелый. 4. Необычные особи не принимаются сородичами. 5. Завоевать уважение окружающих можно лишь совершив подвиг. - Изменилось ли ваша точка зрения после прочтения книги? Почему? Сравните первую и последнюю графы таблицы.
Слайд 6
«Мозговой штурм». 3-5 мин.
- Как вы думаете, что помогло Снежному Лису спастись от неминуемой гибели?
Что помогло Снежному Лису спастись от неминуемой гибели?

Смелость

Терпение Доброта

Ум Находчивость
Сила Ловкость

Мужество Искренность


Решительность Рассудительность
- Подтвердите свое мнение эпизодом из книги.
Слайд 7
«Экскурсия по книге». 4-5 мин.
-Соберите лото, восстановив порядок событий книги.
Кто быстрее? Работа в парах.
Жизнь в цирке.
Один на дороге.
Новая жизнь в лесу.
Одиночество.
Охота на лис.
Освобождение лисиц.
Признание сородичей.
- Какой эпизод, по вашему мнению, главный в книге? Почему?
- Какие эпизоды вы считаете нужным обсудить?
- Опишите состояние героя в этот момент.
- Возьмите карандаши и раскрасьте лото. Обоснуйте свой выбор.
Самопроверка.(«5» -7 правильных ответов, «4» - 5-6 правильных ответов)
Слайд 8
«По следам главного героя». Самостоятельная работа. 5 мин.
- А теперь отправимся по следам Снежного Лиса. Заполните таблицу, отвечая на вопросы, используя ключевые слова.
Слайд 9
Вопросы Ответы
1. В чем заключалась уникальность Снежного Лиса?
2. В чем состояла главная трудность «смертельного номера», исполняемого им?
3. Как дрессировщик относился к Лису?
4. Как герой оказался один на дороге?
5. Кто спас его от шакалов?
6. Где стал жить Лис?
7. Чему научился он в лесу?
8. Что больше всего беспокоило героя в новой жизни?
9. Сколько времени шел Лис, желая найти сородичей?
10. Как лисы отнеслись к незнакомцу?
11. О чем думал герой, убегая с лесной опушки?
12. Что напоминала Лису рокочущая река?
13. Какое цирковое умение помогло герою освободить лисиц из клетки?
14. Как бурая лисица помогла Лису?
15. Что случилось с ней?
16. Сколько раз в тексте Лис демонстрировал «смертельный номер»?
17. Какие цветы белели у лап лисиц, признавших Снежного Лиса?
Шерсть
Вода
Хвалил, кормил, заботился
Фургон, клетка
Бурая лисица
Нора у корней дуба
Охотиться, ловить рыбу
Одиночество
Целый день
Удивлялись, презрительно водили носами
«Раз я им не нужен, то они мне и подавно»
Аплодисменты
Открывать щеколды
Отвлекла внимание собак
Попала в полынью
Два раза
Подснежники
– Как меняется главный герой рассказа? (Становится сильнее, добрее, мудрее, обретает друзей). Что вы думаете о нем?
- Автор назвала своего героя Снежным Лисом. Замените этот метафорический эпитет любым другим. Что изменится? В чем, на ваш взгляд, заключается «сила» этого слова?
(Снежный – уникальный, необычный, удивительный, особенный, неповторимый, единственный в своем роде. В нем чувствуется авторская симпатия).
Слайд 10
Словесное рисование. Защита «обложек» к книге. 5-7 мин.
- А теперь отправимся на вернисаж. Дома вы рисовали обложки к книге про Снежного Лиса. Представьте свои работы.
Слайд 11
Алфавит за «круглым столом». 3 мин.
Давайте поиграем. У вас на столах игровое поле с буквами русского алфавита. Вспомните и запишите названия произведений о животных: книги, художественные, мультипликационные фильмы, которые вы читали или смотрели. Какие из них вы рекомендовали бы прочитать своим друзьям?
Слайд 12

Презентация книги «Коты-воители». Ученица 11класса. 1-2 мин.
Слайд 13
Рефлексия: «Чему научил меня Снежный Лис» . 1 -2 мин.
Слайд 14