Открытый урок в 6 классе «Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».



Районный семинар
учителей русского языка и литературы по теме
«Преподавание русского языка и литературы в сельской школе на этапе перехода к ФГОС ООО».
8 апреля 2016 года.
Открытый урок в 6 классе
Тема «Подготовка к написанию сочинения по картине
Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».
учитель Спиридонова Лариса Васильевна


Цель урока:
Подготовить учащихся к написанию сочинения
Задачи:
Образовательная
Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.
Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.
Развивающая
Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.
Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.
Воспитательная
Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В.Сыромятниковой.
Запись на доске:
а) число, тема урока;
б) домашняя работа.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня, ребята на нашем уроке присутствуют уважаемые гости, учителя русского языка и литературы нашего района.
- Ребята, сегодня на нашем уроке мы с вами посетим картинную галерею. Предлагаю вашему вниманию вот эти картины, они вам знакомы? А напомните мне авторов и название этих картин.
(Александр Михайлович Герасимов «После дождя» фрагмент картины Мокрая терраса; Татьяна Ниловна Яблонская «Утро» девочка делает утреннюю гимнастику; Николай Петрович Крымов «Зимний вечер»)
- Сегодня мы продолжим экскурсию по нашей картинной галерее и познакомимся с новой картиной.
- Давайте подойдем поближе к этой картине.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Это все верно. Но картина эта не совсем обычная, а вот в чем ее необычность, нам и предстоит выяснить.
- Следовательно, тема нашего сегодняшнего урока звучит так, «Подготовка к написанию сочинения по картине Екатерины Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители».
- Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнаем как можно больше об авторе, к сожалению портрета Екатерины Васильевны мне найти не удалось.
- По сложившейся традиции познакомимся с самим автором.
Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась 24 ноября 1914 года в г.Харькове, который находится в Украине, второй город после Киева, граничит с Донецкой и Луганской областями.
Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. Василия Ивановича Сурикова до 1948 года.
Она изображала на своих картинах русскую природу, картины русской жизни, любила писать портреты детей.
Это жизнелюбивый, яркий человек, умеющий находить необычное в самом обычном.
После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась
выставка целой серии ее работ. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.
Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма.
- Ребята, а вы знаете, что такое реализм?
- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка Ожегова. (Галиябану зачитывает)
Реализм – это течение в искусстве, которое, прежде всего, относится к литературе и живописи.  Представители данного направления старались максимально точно и правдиво передать окружающую действительность. Реализм в живописи предполагает наиболее реалистичное изображение окружающего мира. Среди крупнейших представителей стиля реализма в искустве19-20 вв. были Илья Ефимович Репин «Бурлаки на Волге» В.И. Суриков «Боярыня Морозова», И.И. Шишкин «Утро в сосновом бору», Василий Григорьевич Перов «Плач Ярославны».
Работа над репродукцией картины «Первые зрители».
Составление примерного плана сочинения.
- Глядя на картину « Первые зрители», мы видим, что она полна света, ярких красок, свежести и тепла летнего дня.
- Но, самое интересное, что здесь, ребята – то, что это картина в картине.
Мы с вами смотрим на картину художника Сыромятниковой , а ребята – герои этого полотна – смотрят на картину неизвестного нам художника.
Причём, мы этой картины не видим. Мы можем только догадываться, что же изобразил на ней художник.
- Вспомните, как называется первая часть сочинения?
(I. Вступление).- Ребята, как вы думаете, что мы будем писать в первом пункте плана?
- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения, т.е. Екатерина Васильевна Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»).- А сейчас откроем наши рабочие тетради, запишем число, классная работа, и в процессе работы над картиной будем записывать опорные слова к нашему сочинению к каждому абзацу, т.е слова-помощники.
(Многогранная личность, Сыромятникова Екатерина Васильевна, художник, живописец, автор картины, мастер кисти)
- Ребята, внимательно рассмотрите картину и перечислите всё, что на ней изображено.
( Картина многоплановая. Мы видим мастерскую художницы с мольбертом, палитрой и яркими красками на табурете, разными кистями, старинным красивым креслом и папкой с эскизами у окна.
На заднем плане из широкого открытого окна видна лесная опушка в лучах летнего тёплого солнышка. А в центре - мальчики – герои картины.)- Вы в ответе услышали новые слова. Обратимся к нашему рабочему словарику, чтобы объяснить лексическое значение слов, которые мы будем использовать в сочинении.
- Что такое мольберт?
(Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.)
- Что такое палитра?
(Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца. А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.)- Как вы понимаете значение слова подрамник?
(Подрамник – рамка, на которую натягивается холст для живописной работы.)
- Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.
(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)- Что такое этюдник?
(Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.
Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры. Этюд – это подготовка к большому произведению.)- Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?
(- Может быть, это пейзаж, который виден из окна – белоствольные берёзки и тёмный лес вдали? - Может, это натюрморт ( картина, на которой изображены фрукты, цветы, н-р ваза с полевыми цветами) – букет полевых ромашек, который стоит на полу?
- А может, художник нарисовал их самих – непоседливых мальчишек?)- Что мог наблюдать художник из своего окна? Что изображено за окном?
(Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые берёзки, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.)Возникает ощущение тёплого солнца, ласкового ветерка.) - В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.
Что так заинтересовало ребят в комнате художника?
(Мальчики заглядывают в раскрытое окно мастерской. На лицах их написаны любопытство и живой интерес.
Старший мальчик больше смотрит на картину, а младшего больше привлекает сама обстановка мастерской.
Мальчики рады и горды, что приобщились к тайне. Ведь настоящее мастерство – это всегда тайна.)- Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?
(Основная часть).
- Что запишем во второй части?
( II. Описание картины:
а) обстановка комнаты художницы;
б) картина на морльберте;
в) вид за окном;
г) первые зрители.)- Мы должны отразить в сочинении, то есть сделать его идеей.
- Что пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и каждая из его работ будет живой и завораживающей.)- Запишем в рабочую тетрадь слова-помощники для написания основной части
(Редкий, необычный сюжет; просторная светлая комната; старинное кресло, деревянные подлокотники, гнутые ножки; распахнутое настежь окно; тонкая светлая занавеска; мольберт, повёрнутый к окну; керамическая ваза, букет полевых ромашек; белоствольные берёзы, свежая зелень; изумрудная трава; неподдельный интерес) - Попытайтесь передать общее настроение картины.
(Общее настроение картины можно сравнить только с пейзажем за окном – яркое, красочное, летнее, приподнятое, жизнерадостное. Когда мы смотрим на картину, то мне хочется попасть туда и взглянуть вместе с этими мальчишками на то самое полотно, которое художница только что создала, ведь это так интересно.)- Как называется третий пункт плана?
(Заключение).
- Как мы его назовём?
- Слова-помощники
(Яркое, красочное, летнее, приподнятое, жизнерадостное настроение)
( III. Общее настроение картины и её идея.)- Помните, ребята, в начале нашего урока мы обратили внимание на то, что картина не совсем обычная.
- Вот сейчас мы с вами и выясним, в чем ее необычность.
- В этом нам помогут рамочки.
- Прикладываем к верхней части, что мы видим (пейзаж)
- Опускаем (портрет)
- Интерьер
- Натюрморт
-Какой можно сделать вывод? Что картина Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.
Звучит спокойная музыка. Дети рисуют элементы картины.
- А вот что, ребята, увидел на этой картине поэт Игорь БрумерЗвучит спокойная музыка. Дети рисуют элементы картины.
Картина. Комната. Мальчишки,  почти залезшие в окно. И не читают они книжки, и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски, и кресло мягкое в углу, но взгляд не оторвать от сказки, от той прекраснейшей завязки, что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо, и звука не произнести. Мы затаим дыханье, - слышишь, чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла, ещё таких сырых, живых. Чтоб нам чудес открылась дверка, чтоб любоваться нам на них.
7. Оценивание.
8. Домашнее задание. Написать сочинение на черновике.