Презентация исследовательского проекта Активизация словаря через ознакомление в животным миром


Белова Татьяна Александровна,воспитатель МБДОУ – детский сад №52 «Росинка»Развитие словаря младших дошкольников в процессе ознакомления с животным миром Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребёнка. Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Для развития словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. Словарь ребенка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и всецело зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов. Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка Цель работы – выявить возможность формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами ознакомления с животным миром. Объект исследования – формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста.Предмет исследования – ознакомление с животным миром как средство формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста Гипотеза исследования - система педагогической деятельности по ознакомлению младших дошкольников с животным миром эффективно влияет на процесс формирования словаря детей при соблюдении следующих условий:- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;- будут организованы специальные мероприятия по формированию словаря детей не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;- дидактические игры будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи Задачи работы:- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста,- провести обследование уровня сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста,- разработать систему мероприятий педагогической деятельности, направленной на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ознакомления с животным миром, реализовать данные мероприятия в практической деятельности;- оценить эффективность разработанной системы мероприятий педагогической деятельности, направленной на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ознакомления с животным миром. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-практической литературы, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта); эмпирические (наблюдение за детьми младшего дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности, опрос); статистические (анализ средних значений, частотный, сравнительный и корреляционный анализ, оценка достоверности обнаруженных различий). Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении - детский сад комбинированного вида №52 г.Димитровграда Ульяновской области. Во время констатирующего эксперимента дети были в возрасте трех лет, а во время контрольного обследования им стало около четырех лет. В исследовании приняли участие 20 воспитанников второй младшей группы, которые для получения достоверных результатов были разбиты на две исследовательские группы – контрольную (занимающиеся по общей программе обучения и воспитания) и экспериментальную (дополнительно к общей программе обучения и воспитания проходила обучение по специально разработанной системе развития словаря в процессе ознакомления с животным миром). В ходе теоретического анализа литературных источников выявлено, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и. во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Исследование проводилось в рамках трех последовательных и взаимосвязанных этапов, обеспечивающих преемственность в планировании, получении, обработке, интерпретации и представлении теоретического и экспериментального материала. Результаты констатирующей диагностики Уровень развития словаря младших дошкольников экспериментальной группы Результат исследования уровня развития словаря детей контрольной группы на уровне констатирующей диагностикя Среднее значение уровня развития словаря по группам При ознакомлении детей с животным миром в рамках формирующего этапа исследования мы решали в единстве три педагогические задачи:- формирование представлений о животных;- развитие эмоционально-положительного отношения к животным;- развитие словаря младших дошкольников.Осуществляя работу в указанных направлениях мы понимали, что важным условием её эффективности является связь детского сада и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.Основными методами, которые используются в формирующей работе, являются:- наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций и картин на темы природы.- беседы и рассказы о природе, экологические сказки, речевые логические задачи.- труд в природе Результаты контрольной диагностики Результат диагностики словаря детей экспериментальной группы на контрольном этапе исследования Результат диагностики словаря детей контрольной группы на контрольном этапе исследования Среднее значение уровня развития словаря по группам Результаты выполненного исследования позволяют считать, что основные положения выдвинутой гипотезы подтвердились - система педагогической деятельности по ознакомлению младших дошкольников с животным миром эффективно влияет на процесс формирования словаря детей при соблюдении следующих условий:- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;- будут организованы специальные мероприятия по формированию словаря детей не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;- занятия и дидактические игры будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.