Технологическая карта урока музыки 2 класса Играй, свирель!


КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
Учитель музыки МБОУ гимназии г. Советский ХМАО Тюменской обл. Пелагеина Елена Владимировна Класс: 2
Тема урока: «Играй, свирель!»
Тема раздела: Музыкальные инструменты. Тембры – краски.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Приобщение детей к музыке и инструментальному, вокальному исполнительству. Совершенствовать технику игры на свирели.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить со звучанием музыкальных инструментов: жалейки, дудочки;
2. Повторить комплекс дыхательных упражнений;
3. Продолжить работу по технике игры на свирелях;
4. Совершенствовать умение анализировать музыкальный материал;
5. Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся в рамках темы.
Развивающие:
1.Развивать музыкальный уровень учащихся, способность чувствовать, понимать, любить
явления искусства.
2. Развивать память и речь, музыкальный слух, ритм.
Воспитывающие:
1.Воспитывать умение работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу.
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, компьютер, музыкальные композиции, музыкальные инструменты свирели.
Подходы: дифференцированный, личностно-ориентированный.
Методы:
метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа);
метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация, видеосюжеты игры на музыкальных инструментах);
метод стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха);
практический (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах);
систематизирующий.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты:
Личностные:
участие в музыкальной жизни класса;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные:
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
формирование умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки.
Предметные:
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение воплощать музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.
знать понятие духовые народные музыкальные инструменты, уметь определять на слух звучание свирели, рожка, жалейки, дудочки.
уметь сравнивать, находить сходство и различие народных духовых музыкальных инструментов. Уметь петь легато, связно. Развивать технику игры на свирели
Основное содержание темы, понятия и термины: Духовые деревянные музыкальные инструменты (свирель, рожок, дудочка, жалейка)
Образовательные ресурсы: Звучание свирели, жалейки, дудочки. Песни: «Как под горкой под горой», «Василек», «Камышинка – дудочка», «У каждого свой музыкальный инструмент» эстонская народная песня, «Моя Россия» Г. Струве.
Ход урока
Этап урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
осуществляемые действия формируемые умения 1.Организационный момент. Психологический настрой.
Эмоциональный настрой на урок. Учитель приглашает детей в класс под музыку («Камышинка дудочка», русская народный песня)
Здравствуйте, ученики!
-Здравствуйте, учитель! Учащиеся входят в класс под музыку
Музыкальное приветствие Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку.
Фронтальный. Наблюдение учителя.
Обеспечение мотивации.
Слайд 1
-Ребята, какой сегодня день?
-Первый день весны. Я вас всех поздравляю с этим днем.
-Посмотрите на нашу фотографию, какое яркое весеннее солнце нас приветствует. Я хочу, чтобы каждый из вас улыбнулся. Подарите свои улыбки мне, соседу слева, соседу справа. Вот с таким хорошим настроением мы начинаем наше занятие. -1 марта
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли.
Фронтальный. Устные ответы
2. Исполнение песни
Повторение пройденногоСлайд2Исполнение песни Г. Струве «Моя Россия»
Артикуляционная гимнастика
- Есть немало композиторов, воспевающих красоту природы нашей России.
Перед тем, как мы исполним песню «Моя Россия» Георгия Струве, предлагаю провести музыкальную разминку
Артикуляционная гимнастика: упражнение «Щеточка» языком чистим зубки, «Укольчики» языком вправо, влево
Покусали язычок
Упражнение на дыхание: вдох, выдох с поворотом головы.
-С кем сравнивает композитор Россию?
-С какой интонацией будем исполнять песню?
(исполнение песни)
Слова песни звучат неторопливо, широко, распевно, протяжно.
С девочкой
-С мамой
- Нежно, задумчиво, ласково,
Умение плавно исполнять песню, с интонацией Фронтальный. Исполнение песни
3. Актуализация опорных знаний. Слайд 3
Слушание песни Камышинка – дудочка
Слайд4-Ребята, когда вы входили в класс, звучала песенка. О каком инструменте шла речь в песне?
-К какой группе музыкальных инструментов относится дудочка?
-Почему?
Какие еще духовые музыкальные инструменты вы знаете? - О дудочке.
- Камышинка – дудочка
- Духовым
-Чтобы инструмент зазвучал, нужно подуть
- Свирель, рожок, флейта, жалейка Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли.
Фронтальный. Устные ответы
4. Постановка цели урока.
Принятие целей учебно- познавательной деятельности. Сегодня мы поговорим о духовых музыкальных инструментах. Сравним их звучание, что у них общего и в чем различие. Вспомним музыкальные песенки и исполним их на свирелях. Слушают объяснение учителя и формулируют учебную задачу. Принимать и выполнять учебную задачу. Фронтальный. Наблюдение учителя.
5. Освоение новых знаний и способов деятельности.
Слайд 4
Слайд 5
Слушание:
Звучание жалейки
Свирели
Слайд 6
Слайд7Слайд8
Слайд9Слайд 10
Слайд 11 -Перед вами три инструмента. Что вы видите общего и чем они отличаются внешне?
Назовите отличия.
А кто знает, почему такое название у жалейки?
-Что услышали в звучании жалейки? Какой голос, тембр у этого инструмента?
- Вспомните, что такое тембр?
-О каком музыкальном инструменте пойдет речь?
Приложил к губам я трубку, Полилась по лесу трель. Инструмент тот очень хрупкий, Называется …
Послушаем, как звучит свирель и сравним со звучанием жалейки
- Как звучал голос у свирели?
- Выше или ниже тембра у жалейки?
Как же появилась свирель?
- (рассказ учителя о времени появления )Легенда появления свирели
Действительно веселиться и радоваться плакать и петь может свирель.
- Из чего же изготавливали свирели? Слушают музыку, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы:
- Дудочка, рожок и жалейка сделаны из дерева.- Их называют духовые, деревянные
-У них по 6 отверстий
- У жалейки насадка в виде рога
- У рожка внизу расширен раструб и загнут к верху.
Слушают объяснение учителя и отвечают на вопросы:
- Голос густой, низкий
- Жалостливый
-Окраска голоса или звука музыкального инструмента.
- Свирель
- Ярко, звонко, задорно
-У жалейки голос ниже, а у свирели выше
-Из дерева
- Из бамбука
- Из других деревьев, самодельныеОсознанно строить речевое высказывание, формулировать своё мнение.
Уметь сравнивать, анализировать
Знакомятся с духовыми музыкальными инструментами (рожок, свирель, дудочка)
Слушают, сравнивают, анализируют.
Умение слушать и вступать в диалог.
Умение слушать и вступать в диалог. Устные ответы
Наблюдение учителя.
Фронтальный.
.
Групповой
6. Игра на свирели Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Исполнение:
русской народной песни «Как под горкой под горой»
Игра на свирели «Веселые гуси» Свирель запела на мосту,
И яблони в цвету.
И ангел поднял в высоту
Звезду зеленую одну,
И стало дивно на мосту
Смотреть в такую глубину,
В такую высоту. . .
- Взяли свирели в руки
Выполняем упражнение лестница (вверх, вниз) покрутили между ладонями свирели. 9упражнения для мелкой моторики рук)-Я называю цифру, вы показываете сколько отверстий на свирели закрыли
-Молодцы, справились
-Вспоминаем схему песни «Василек»
Молодцы
Русская народная песня
- «Как под горкой под горой»
- А сейчас сыграют мальчики, а девочки послушают
-Некоторые ребята уже выучили песенку «Веселые гуси». Кто хотел бы сыграть, выходите?
- Как называется группа из 4 исполнителей?
Молодцы
-Кто желает сыграть песенку «Андрей – воробей», выходим. У нас вышли 5 человек. Как называется группа из 5 человек? Дети достают свирели проводится разминка для пальчиков.
Умение правильно пользоваться дыханием Выполняя движения, имитирующие игру на свирели, показывают цифровые обозначения
-1.2.3.4.5.6
- 3.6.2.1.4.5
Исполнение в ансамбле с учителем
Исполнение по рядам
-Правильно направляем струю воздуха
- Квартет
Квинтет Осуществлять профилактику утомления.
Игра на свирели по рядам
По группам исполняют отдельно девочки
- Отдельно мальчики
Игра в группе 4 исполнителя Коллективный. Наблюдение учителя.
7 Исполнение песни Исполнение песни «У каждого свой музыкальный инструмент» эстонская народная песня
- Сложено много песен про музыкальные инструменты.
- На каких инструментах играли ребята в песне «У каждого свой музыкальный инструмент»?- Это тоже духовые инструменты
- работаем по рядам 1 ряд -1 куплет в припеве поете «Тиль, тиль, ти-ри-риль»
2 рад дудочка ваши слова «Туту ту туру-ру»
3 ряд рожок ваши слова «Ду-ду дуду-ду»
Таким образом у нас получится трехголосие-Молодцы Слова песни звучат весело, звонко.
Имитация игры на инструменте.
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Фронтальный. Исполнение песни
8. Рефлексивно-оценочный. Обобщение и оценка.
Выставка и анализ работ.
- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали.
- Что узнали нового?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
- Почему эти инструменты называют духовые?
-Из чего изготавливаются свирели?
У каждого из вас на столе солнышко, чего не хватает на солнышке?
Я предлагаю дорисовать улыбки, показать ваше настроение и принести на следующий урок свои солнышки
Прозвенел звонок, закончился урок.
- Спасибо за работу. До новых встреч. Учащиеся отвечают на вопросы.
Оценивают с помощью Улыбки Уметь выражать свои мысли.
Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
Наблюдение учителя Оценивание учащихся Самоконтроль и самооценка