Обучение грамоте Чтение.Тема урока:Гласный звук [ы], буква ы.


Тема урока: Гласный звук [ы], буква ы.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
УМК: «Начальная школа XXI века»
Цель: Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы.
Задачи:
Обучающая:
- познакомить с новым звуком;
- учить дифференцировать заданный звук на слух;
- учить соединять звуки в слоги;
- усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных слов;
- познакомить с буквой Ы;
- закрепить умение составлять предложения по сюжетным картинкам.
Развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое представление;
- развивать общую моторику, мелкую моторику, артикуляционную моторику;
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
-воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга;
-воспитывать чувство импатии (сопереживания) воспитывать интерес к учению;
-воспитывать настойчивость.
Планируемые результаты:
Предметные:
-знают особенности произнесения звука [ы], его характеристику;
-различают букву ы как знак звука [ы], определяют особенности буквы ы;
-осуществляют наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число), за смыслоразличительной ролью звуков;
-сопоставляют слова, различающиеся одним звуком;
-видят единство звукового состава слова и его значения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
-выделять существенную информацию из небольших иллюстраций, текстов.
Регулятивные УУД:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном.
Коммуникативные УУД:
-умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;
-обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
Личностные УУД:
-осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств.
Литература: учебник для 1 класса: Букварь Журова Л.Е., Евдокимова А.О.
Оборудование:
для учителя: букварь, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, демонстрационные модели звуков;
для учащихся: букварь, индивидуальные модели звуков.
План урока
1. Орг.момент (1 мин)
2. Актуализация опорных знаний (3 мин)
3. Формулирование проблемы (10 мин)
4. Открытие новых знаний (14 мин)
5. Физминутка (1 мин)
6. Первичное закрепление (4 мин)
7. Рефлексия (3 мин)

Ход урока
Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы, методы и средства Формируемые УУД
1.Орг.момент Эмоциональный настрой учащихся на урок Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Мы многое узнаем и многому научимся.
Меня зовут Елена Викторовна, и сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране звуков. Слушают Слово учителя КУУД:
формирование
уважительного отношения к учителю и одноклассникам
2.Актуализация опорных знаний Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания – Как пыхтит тесто?  Читаю стихотворение В. Татаринова.На самом темном чердаке живет косматый Пых. На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг. Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне. Глазенки у него горят, как угольки в кострах,На воробьев и на мышат он нагоняет страх. Он прибыл к нам из дальних мест, Он дождик пьет и ветер ест. Он не боится высоты, не птица он, не зверь... – Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.– Найдите и раскрасьте рыбку, которой сегодня удалось не попасть акуле на ужин. (Золотая рыбка.) Пых-пых

Рассказ
ПУУД:
выделять существенную информацию из небольших иллюстраций, текстов.
3. Формулирование проблемы Постановка учебной задачи Пых предлагает сыграть в игру « Доскажи словечко» (Учитель бросает мяч, говорит начало слова – дети ловят, продолжают).
лы (жи)
мы (ло)
сы (рок)
тык (ва)
малы (ши)
- Какой звук вы слышали во всех этих словах?
Буква «ы» - тема сегодняшнего урока. Откроем «Буквари» страница 54.
- Посмотрите на иллюстрацию.
1. Звуковой анализ слова «рыба».– «Прочитайте» первый звук в слове «рыба».  – Какой это звук?
– Какой фишкой обозначим звук?  – Назовите мягкую пару.
– «Прочитайте» второй звук в слове «рыба».  – Что вы знаете об этом звуке?
– «Прочитайте» третий звук в слове «рыба».  – Какой это звук?
– Обозначьте соответствующей фишкой.  – Назовите его мягкую пару. – «Прочитайте» последний звук в слове «рыба».  – Что знаете об этом звуке?
– Звук [ы] обозначается буквой ы.2. Знакомство с новой буквой.– Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?А бедняжка буква ыБродит с палочкой, увы.А. Шибаев
Бывает эта букваВ конце и в середине.В конце капусты, брюквы,А в середине дыни.Е. Григорьев Вот топор, полено рядом –Получилось то, что надо.Получилась буква ы,Все мы знать ее должны.В. Степанов
– Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?– Где в словах встретился звук [ы]?
– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Какой вывод можно сделать?  Вот что совершенно верно:Ы не нравится быть первой,ы не начинает слов –Видно, нрав ее таков.Т. Синицына3. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.Для читающих детей:– Прочитайте стихотворение С. Маршака.Вывод: Она никогда не бывает в начале слова. (Следовательно, не бывает заглавной буквой).
4. Игра «Будь внимателен».Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?».
У кого растут усы?У моржа и у лисы,У бобра и у крота,У кота и у кита. Есть усы у мотыльков,У тюленей, у жуков.Есть у зайца и сверчка,У сома и хомячка.
Есть у тигров и мышей,Есть у львов и у ежей...Даже папа для красыОтрастил себе усы!– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)– Кого еще вы знаете с усами?  5. Звукобуквенный анализ слова «усы».– Обозначьте звуки фишками и буквами.
(звук «ы»)
(Рыба)
Рррыба.)(Твердый согласный звук.)
(Синей.)
(Звук [р’].)(Рыыыба.)
(Гласный, обозначим красной фишкой.)(Рыб-б-ба.)
(Твердый согласный звук.)
(Синяя фишка.)
 ([б’].)
(Рыбаааа.)
(Гласный, обозначим красной фишкой.)
Выполняют задания учителя
(В середине и на конце слов.)
(В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)
(Белка, рысь и др.)
Беседа
Слайд(1,2,3)
Обсуждение
Работа с учебником
ПУУД:
-Умение анализировать слово, дифференцировать звуки.
РУУД:
-Умение контролировать свою деятельность.
КУУД:
-Умение строить речевые высказывания;
-Умение объяснять и доказывать;
-Формирование уважительного отношения к чужому мнению.
4. Открытие новых знаний Изучение нового материла Звукобуквенный анализ слова «дым».– Обозначьте звуки фишками и буквами.– Пых любит играть в игру «Один – много». Вам нужно образовать множественное число.– Попробуйте объяснить, почему Пых любит эту игру.У буквы ы обычай есть,За него хвала и честь:Буква ы спокойно может,Встав в конце, предметы множить:Стол – столы, забор – заборы,Пол – полы, узор – узоры.– Пых любит разные превращения. Вот и сейчас он превращает людоеда в мышь. Хотите ему помочь? (Дикобраз, зебра, аист, тигр, рак, кенгу- ру, уж, жираф, филин, носорог, гиппопотам, мышь.)Работа по учебнику.– Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)Звукобуквенный анализ слова «мышка».– Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы.– Пых очень любит сказки. Отгадайте, из каких сказок эти герои.

Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).– Что  HYPERLINK "http://asyan.org/potra/%C2%AB%D0%9D%D0%B0%D0%BC+%D0%BD%D0%B5+%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE+%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE+%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2+%D0%B8+%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9%2C+%D0%BD%D0%BE+%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE+%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B5+%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D0%98%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B5+%D0%B2+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC+%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BC+%D0%B4%D0%BD%D0%B5%C2%BB+%E2%88%B4+%D0%B0%D1%83%D0%BC+%E2%88%B4a/main.html" нужно поменять, кроме буквы? Делаю звукобуквенный анализ слова
Играют в игру
Выполняют задания учителя Работа с учебником
(Слайд 4,5,6,7)
Словесный метод(упражнения)
Обсуждение
Фронтальная работа ПУУД:
-Умение дифференцировать звуки;
-Умение обобщать.
РУУД
-Умение контролировать свою деятельность.
КУУД
-Умение взаимодействовать с учителем и с одноклассниками;
-Умение точно выражать свои мысли.
5.Физминутка Восстановление работоспособности Делаю упражнения вместе с учениками Выполнение упражнений, повторение за героем в видео Демонстрация 6. Закрепление изученного материала Первичное закрепление материала В копилке Пыха осталось только одно задание – кроссворд. Решите его. Разгадывают кроссворд Индивидуальная работа РУУД:
-Умение контролировать свою деятельность.
КУУД:
-Умение строить речевые высказывания
7.Рефлексия Подведение итогов урока – С какой буквой-труженицей познакомились?
– Чем она отличается от всех остальных?
– Какой звук обозначает буква ы?
Ы живет в семействе гласных –
Звуков чистых, четких, ясных,
И, как гласная любая, –
Мы теперь о том уж знаем, –
Любит Ы к согласной встать,
Чтобы слог образовать:
Выход, мыло, тыква, пыль,
Мыши, мысли, сыр и быль.
В алфавите Ы важна,
Словно в пище соль нужна.
Попробуйте продолжить предложение
"Сегодня я на уроке узнал ..."
А теперь интересно узнать, чему вы учились. Предложение начинаем со слов
"Сегодня я учился ..."
А что вам на уроке было интересно?
"Мне было интересно ..."
Может быть, у кого-то были трудности?
"Мне было трудно ..."
Все сегодня большие молодцы! (Слайд 8,9,10)
Беседа РУУД:
-Умение оценивать свою деятельность.
КУУД:
-Умение строить речевые высказывания, выражать свои мысли, делать выводы.
ЛУУД:
-Формирование осознания личного успеха в деятельности