Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности Летняя женская одежда (1 класс)


Технологическая карта занятия
Ф.И.О. учителя: Серасхова Э.П.
Класс/год обучения:1 класс/ 1 год обучения
Дата: 18. 11. 2015 год
Занятие кружка «Северный край»
Тема урока/занятия/: " Работа в парах. Аппликация «Летняя женская одежда». Работа по шаблону ".
Цель: Формирование представления об орнаментах, об их видах, о назначении и применении их в быту.
Задачи
Образовательные:
1.Учить украшать модель летней ягушки 2.Закреплять навыки работы с картоном.
Развивающие:
1.Развивать навыки мелкой моторики рук;
2.Развивать речь обучающихся
Воспитательные:
Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к культуре народов Ямала.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
знать значение растений и животных в жизни человека,
узнавать животных на картинках, по описанию;
применять знания в практической деятельности при работе с режущимися предметами, при работе с шаблоном, при работе с клеем;
оформлять результаты работы в виде аппликации.
Личностные результаты:
уметь правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;
формирование чувства гордости за свою малую родину
Формирование установки на безопасный труд, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составления плана и последовательности, учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
общеучебные универсальные действия (находить ответы на вопросы в иллюстрациях);
логические универсальные действия (делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других (на уровне предложения);
планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися

Оборудование: тематические слайды – презентация, мультимедийный проектор, компьютер, экран, образецы изделия, клей, ножницы, простой карандашМатериалы: 2 листа цветного картона разных цветов, шаблоны летней ягушки, узоров из картона). Расход материалов на группу 10 человек (+ учитель и образец)
№ п/п Наименование материала Характеристика материала Количество
1. Лист цветного картона - 12 шт.
2. Полоска цветного картона 12 шт.
3. Белый картон для шаблонов - 12 шт.
Этап урока
Время, мин Деятельность учителя
Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент
1 Включение в деловой ритм урока
-Здравствуйте, ребята. Повернулись друг другу, улыбнулись и сели.
Давайте проверим вашу готовность к занятию. Подготовка класса к уроку
Дети проверяют свои инструменты и принадлежности, находящие у каждого на их рабочем месте (клей, ножницы, простой карандаш, лист цветного картона одного цвета, полоска цветного картона другого цвета, шаблон летней ягушки, шаблоны узоров из картона).
Личностные: самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
(проверка усвоения знаний прошлого урока) 3 Выявляет уровень знаний обучающихся. Определяет типичные недостатки
Скажите, какая была тема прошлого занятия? (Слайд №1)
-Сегодня также мы продолжаем работать над орнаментами.
-Вспомним что такое орнамент?
- Вспомним названия орнаментов.
-Какие названия орнаментов вы помните? («Чумики», «Уши зайца», «Головки», «Рога оленя», «Локоть лисы»). (Слайд №2)
При работе вам понадобятся приёмы работы по шаблону, применённые на прошлых уроках.
- Как будете работать по шаблону?
-Вспомним геометрические фигуры (Слайд №3)
- Молодцы! Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Обучающие отвечают, что орнамент - это узор из одинаковых повторяющихся фигур, называют приёмы работы по шаблону уже изученные на прошлых уроках, называют геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат и т.п.) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися; познавательные:анализ объектов с целью выделения ведущих признаков
3.Постановка учебной цели и задач
(подготовка к восприятию нового) 3 Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию
-Сейчас отгадайте загадку и вы узнаете, что мы будем делать на занятии.
-(В одно отверстие войдёшь, из трёх отверстий появишься)
-Молодцы, конечно, это малица.
-А что носят девочки, мамы?
-Да, совершенно верно, женщины носят ягушки.
Как вы думаете, что мы будем делать на занятии?
(Будем делать ягушку)
Мы будем делать аппликацию летней ягушки.
-Давайте хором произнесём слово аппликация
Чему вы научитесь? (Мы научимся делать аппликацию летней ягушки). (Слайд №4)
Ставят учебные цели, формулируют (уточняют) тему урока и определяют задачи, ставят проблему
Обучающиеся по словам-подсказкам отгадывают одежду, о которой идет речь в загадке.
-Малица.
Затем отгадывают женскую ягушку.
Отвечают на вопросы учителя.
Хором произносят слово аппликация
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные – формулирование познавательной цели и задач, темы урока;
логические: формулирование проблемы
4. Построение проекта выхода из затруднения 3 Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации
-Ребята, что это?
-Вы можете отличить женские кисы от мужских? (Слайд № 5)
-Что нарисовано на женских кисах?
-На женских кисах можно увидеть чум, как вы думаете, почему нарисован чум?
-Потому, что хозяйка, она следит, чтобы в чуме всегда было тепло, чтобы все члены семьи были обогреты и накормлены.
- А что нарисовано на мужских кисах?
-На них нарисована нарта, вид сверху.
-Почему нарисована нарта?
- Потому, что мужчина добытчик, он ездит на охоту, на рыбалку, он пасёт оленей. А ещё можно увидеть мужскую колотушку (сонхеп), которой он проверяет ягель, разгребая колотушкой снег.
-А сейчас увидим отличия женской и мужской одежды? (Слайд № 6)
- Почему ягушка с разрезом спереди, а малица цельная, без разреза?
- Потому, что женщина может покормить ребёнка в любой момент и даже в дороге.
У женской ягушки, где располагаются узоры?
- Спереди, по подолу, по рукавам, а у сорочки по подолу и по рукавам, по вороту. Значит, орнаменты мы будем располагать спереди у ягушки, по подолу и по рукавам.
-А какие цвета орнамента подойдут к красной ягушке? (Зелёный, синий, жёлтый)
- Правильно, красный сочетается с зелёным, с синим, с жёлтым цветом. (Показать контрастные цвета картона) Обучающиеся при помощи педагога выясняют различия рисунков на женских и мужских кисах
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель, действие и т.д.)
Дети, опираясь на свой жизненный опыт, вспоминают, что у женской ягушки орнаменты располагаются по бокам, по подолу, по рукавам. Женщина может покормить ребёнка в пути. У сорочки орнаменты располагаются по подолу и по рукавам.
Обучающиеся отвечают на вопросы педагога. Говорят, какие цвета контрастные
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5. Первичное закрепление, (подготовка к самостоятельной работе)
5 Устанавливает осознанность восприятия, присвоения. Первичное обобщение
- Как легче работать, по одному или вдвоём?
-Вы будете работать в паре, с соседом.
(Слайд №7)
- Сначала каждый обводит шаблон орнамента карандашом на полоске, затем вырезает орнамент. У вас на парте должно получиться четыре орнамента. Тот, кто раньше закончит вырезать узор, обводит шаблон ягушки на картоне, а другой вырезает ягушку, затем обдумываете, как оформить ягушку орнаментом и потом приклейте орнамент на модель, один намазывает клеем, а другой приклеивает орнамент на модель ягушки, всё лишнее отрезать.
Учитель направляет их рассуждения в нужное русло.
Физминутка: «Ма луиилам» (мои пальчики).Решают (выполняют) типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (можно в парах)
Обучающие рассказывают, какие названия орнаментов бывают, рассматривают предлагаемый план выполнения работы, после этого выбирают шаблон орнамента
Варианты ответов детей:
- Орнамент «Чумики», «Головки», «Уши зайца»
- Взять шаблон, положить на картон, обвести карандашом, вырезать орнамент
- Приклеить на ягушку и т.д.
Обучающиеся с опорой на слайд изготавливают и приклеивают к модели ягушки орнаменты.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения (выполнения) задания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону 15 Организует деятельность по применению новых знаний
Приступаем к работе
(Учитель помогает, направляет, указывает, оказывает всяческую помощь). (Слайд №7) Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
Дети выполняют задание учителя, сравнивая с образцом, данным на слайде.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
личностные: смыслообразование;
Коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
Познавательные: логические: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
7. Подведение итогов, выставка работ 3 -Ребята, у вас получилась аппликация ягушки. Можно ли такую красивую поделку подарить маме?
-Чему научились? (Мы научились украшать ягушку орнаментом)
-Вы очень хорошо потрудились. Вам удалось выполнить аппликацию женской летней одежды.
- Вот какие красивые модели ягушек у нас получились. Давайте мы их прикрепим на доску, выберите самые красивые поделки пар. Обучающиеся отвечают на вопросы педагога.- Да, можно подарить маме.
Научились украшать орнаментом модель ягушки.
Обучающиеся выбирают наиболее красивые модели ягушек, крепят на доске. Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные:
смыслообразование8. Рефлексивная деятельность 2 Оцените свою работу, своё настроение, покажите смайликом.
Приберите своё рабочее место, благодарю вас за работу, до свидания! (Слайд №8) Обучающиеся отмечают свое настроение от проделанной работы. РЕФЛЕКСИЯ на смайликах - солнышко Коммуникативные – контроль, коррекция, оценка действий партнёров;
Познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование