Рабочая программа по программе Предшкольная пора


Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена для воспитанников подготовительной группы Казановской ООШ на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
В основу программы положена основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Предшкольная пора». Авторский коллектив: Н.Ф.Виноградова, Л.Е.Журова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Н.Г. Салмина. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Программа предназначена для деятельности образовательного учреждения по подготовке детей шестого года жизни к обучению в школе в условиях подготовительной группы крактовременного пребывания в образовательном учреждении. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее развитие, формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для привыкания к школьной жизни и успешного обучения в начальных классах.
Назначение программы и актуальность ее использования в современных условиях дошкольного образования определяется особым вниманием государства и общественности к улучшению подготовки детей к обучению в школе, успешной адаптации первоклассников к новым социальным условиям.
Программа предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение. В этих условиях возможно реализовать две цели дошкольного образования: социальную -обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников и педагогическую- развитие личности будущего школьника, формирование его готовности к систематическому обучению.
Данная программа–возможность реализации государственных требований в условиях краткосрочного пребывания детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение.
Общая характеристика учебного курса
Программа реализует следующие требования:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей контингента детей, воспитывающихся в условиях краткосрочных групп пребывания; соответствие всего режима дня возможностям детей этого возраста.
2. Обеспечение приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3. Соответствие целям и задачам этапа подготовки ребенка-дошкольника к обучению в школе.
4. Опора на ведущую деятельность этого этапа развития (игровую).
5. Учет конкретных условий осуществления образовательного процесса.
6. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических новообразований и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром.
7. Развитие индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его эрудиции, ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).
Цели и задачи, принципы построения Программы
Цели Программы :-эффективная качественная подготовка ребенка 5-6 лет к школе в условиях кратковременного пребывания в образовательном учреждении;
- обеспечение условий для достижения единого старта детей в первом классе;
- оказание педагогической помощи по коррекции трудностей социального и интеллектуального развития.
Задачи Программы:
развитие качеств личности, особенностей психических процессов и видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Принципы построения Программы:
-Природосообразность обучения – реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания.
-Гуманный характер взаимодействия педагога и детей – эмоционально-положительный фон работы с детьми, оптимистическая гипотеза взрослого по отношению к недостаткам ребенка, терпеливость и сдержанность.
-Деятельностный подход – опора на ведущую деятельность данного периода (игровую), создание условий для разнообразных игр и игровых упражнений; обеспечение поступательности в развитии актуальных деятельностей, развитие предпосылок учебной деятельности; становление различных форм взаимодействия, сотрудничества и общения.
-Индивидуализация обучения – сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка, учет особенностей темперамента, темпа деятельности, сформированности умений взаимодействовать; обеспечение условий для проявления интересов, желаний, творческих порывов ребенка.
-Культуросообразность обучения – создание условий для ознакомления с доступными областями культуры (искусство, литература), возможность развития индивидуальной культуры, эрудиции ребенка, создание условий для ознакомления с доступными областями культуры (искусством, литературой).
Описание места учебного курса
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении. При организации режима пребывания детей в образовательном учреждении при реализации Программы необходимо учитывать следующее:
1. Основной структурной единицей образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.
2. Продолжительность функционирования группы: 33 недель ( с сентября по май) с учетом каникул в январе и марте (по одной неделе). Общее число занятий образовательной деятельностью при пятидневной неделе – 425.
Режим пребывания детей: неполный день пребывания.
В условиях неполного дня пребывания режим включает: три занятия образовательной деятельностью по 25 минут и игровой час. Промежуток между первым и вторым занятием может быть 10 минут, а между вторым и третьим – 20-25 минут. В это время планируются подвижные игры, гигиенические процедуры, свободные игры детей.
Режим группы предшкольной подготовки:
08.30. – 08.45.- приём детей
08.45. – 09.15. - организация непосредственно образовательной деятельности
(первое занятие)
09.15 - 09.25 . – динамическая пауза
09.35. – 10.05. – организация непосредственно образовательной деятельности
(второе занятие)
10.05. – 10.30- завтрак, свободное время для игр
10.30. – 11.00. -организация непосредственно образовательной деятельности
(третье занятие)
11.00. – 11.30. – игровой час
11.30 – уход детей домой
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Отбор содержания воспитательно-образовательной работы по каждой из образовательных областей подчиняется следующим принципам:
обеспечить развивающий характер процесса обучения, единство воспитательных и образовательных задач;
иметь практическую направленность, создавать возможности для организации разнообразной деятельности детей, способствовать формированию умений играть, познавать, общаться, трудиться, творить;
удовлетворять потребности ребенка данного возрастного этапа развития и учитывать его возможности;
обеспечивать интеграцию содержания разных образовательных областей в целях решения поставленных задач;
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму».
Программа предполагает использование разных форм организации образовательной деятельности (занятие, экскурсия, художественный труд и др.), а также самостоятельную деятельность детей и воспитательные мероприятия с использованием режимных процессов.
Образовательная область «Физическая культура»
Цель реализации данной образовательной области – воспитание у старших дошкольников интереса к физической культуре, развитие и совершенствование физических качеств, особенно важных для обучения в школе.
Содержание данной образовательной области реализуется в следующих формах: специальные занятия физической культурой; организация игр разной степени подвижности в процессе игрового часа; проведение динамических во время занятий.
Образовательная область «Здоровье»
Цель реализации данной образовательной области – охрана здоровья (физического и психического), воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Здоровье» реализуется следующими формами:
а) выделение соответствующего содержания в разделах Программы «Познаем мир», «Познаем других людей и себя»;
б) правильная организация режимных и гигиенических процессов;
в) организация игр разной подвижности во время игрового часа, дидактических игр
по формированию культурно-гигиенических навыков.
Образовательная область «Безопасность»
Цель реализации данной образовательной области – формирование первоначальных представлений о безопасности своей жизнедеятельности, подведение к пониманию отдельных экологических связей в природе, взаимодействия человека и среды обитания и формирование умений применять элементарные правила безопасности при нахождении в ней; воспитание предпосылок экологического мышления. Содержание данной образовательной области реализуется в следующих формах: наполнение соответствующим содержанием разделов Программы «Учимся быть здоровыми», «Познаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать и рассуждать»; проведение тематических наблюдений в природной и социальной среде; организация игр с правилами в рамках занятий физической культурой, игрового часа.
Образовательная область «Социализация»
Цель реализации данной образовательной области – обеспечение благополучного вхождения ребенка в детское общество, в коллектив сверстников; формирование способности к интеграции в национальную, российскую (мировую) культуру. Содержание данной образовательной области реализуется в следующих формах: представленность соответствующего содержания в разделах программы «Познаем других людей и себя», «Учимся думать и рассуждать», «Учимся рисовать»; организация игровой деятельности в рамках занятий и свободного времени.
Образовательная область Труд»
Цель реализации данной образовательной области – трудовое воспитание старшего дошкольника, формирование трудовых умений, интереса к труду и желания трудиться, качеств, необходимых для его успешности (целеустремленность, волевые усилия, старание и др.); расширение представлений об учебном труде и его характеристиках. Содержание данной образовательной области реализуется в следующих формах: представленность соответствующего содержания во всех разделах программы; организация разных видов труда в рамках самостоятельной деятельности.
Образовательная область «Познание»
Цель реализации данной образовательной области – расширение и углубление знаний об окружающем мире, которые определяют информационную готовность дошкольника к обучению в школе; освоение доступных детям методов познания природы и общества, развитие и совершенствование сенсорного опыта, умений устанавливать элементарные связи и зависимости в природе и обществе.
Содержание образовательной области «Познание» обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, формирование умственных процессов (мышление разных видов, внимания, памяти и др.) и умственных операций (сравнение, анализ, группировка, обобщение и др.). Содержание данной образовательной области реализуется в следующих формах: представленность содержания в разделах программы «Познаем мир», «Познаем других людей и себя», «Учимся думать и рассуждать»; организация наблюдений в процессе прогулок и самостоятельной деятельности, экскурсий и простейшей опытной деятельности; проведение дидактических игр в рамках свободной деятельности и игрового часа.
Образовательная область «Коммуникация»
Цель реализации данной образовательной области – развитие коммуникативных умений, правил общения с разными людьми (взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми); формирование различных сторон речевой деятельности (лексика, грамматика, звуковая культура), развитие разных видов связной речи (диалогической и монологической); формирование умений рассказывать (составлять описания, повествования, рассуждения). Особое внимание уделяется подготовке к овладению грамотой: развитию звуковой культуры, умений звукового анализа. Содержание данной образовательной области реализуется следующими формами: соответствующим содержанием, представленным в разделе Программы «Учимся родному языку»; решение задач развития речи в рамках изучения других разделов программы; организация свободного общения в рамках игрового часа и прогулок.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Цель реализации данной образовательной области – воспитание интереса к слушанию и чтению, развитие восприятия и художественного вкуса; расширение представлений об окружающем мире средствами художественной литературы; развитие речи и воображения; приобщение к словесному творчеству.
Содержание данной образовательной области реализуется следующими формами: представленность соответствующего содержания в разделах- «Познаем мир», «Познаем других людей и себя», «Учимся родному языку»; организация слушания чтения педагога в свободное время .

Образовательная область «Художественное творчество»
Цель реализации данной образовательной области – воспитание интереса к эстетической стороне действительности, способности воспринимать художественные образы природы, предметного мира, социальной жизни, выраженные в произведениях искусства (архитектура, живопись, театр, кино); развитие детского творчества, способности выражать в рисунке, аппликации, лепке, художественном чтении свой творческий потенциал. Содержание данной образовательной области реализуется следующими формами: специальные темы творческого характера, отраженные в содержании разделов «Учимся рисовать», «Учимся родному языку»; организация творческой досуговой деятельности (развлечения, праздники, художественный труд).
Образовательная область «Музыка»
Цель реализации данной образовательной области – воспитание интереса к музыкальному искусству, развитие восприятия, способности к музыкальному творчеству (импровизации под музыку, хоровому пению, танцам).
Содержание данной образовательной области реализуется следующими формами: организация музыкальной деятельности в рамках занятий образовательной деятельностью и в свободное время.
Описанные образовательные области представлены в Программе следующими разделами: «Познаем себя и других людей», «Познаем мир», «Учимся думать и рассуждать», «Учимся родному языку», Учимся рисовать».
Планируемые результаты:
В области физического развития:
Знать:
– почему нужно заниматься физическими упражнениями и закаливать свой организм;
– правила личной гигиены и последовательность проведения режимных процессов;
– дорожные знаки, раскрывающие правила перехода улицы, поведения в опасных дорожных ситуациях (проход запрещен, велосипедное движение, стройка и др.).
Уметь:
– соблюдать правила гигиены, самостоятельно выполнять режимные процессы;
– проявлять интерес к занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, играм спортивного характера;
– выполнять основные движения и различные физические упражнения;
– выполнять основные правила движения по улицам, на перекрестках;
– выполнять правила подвижных игр и взаимодействия в групповых физкультурных занятиях.
В области социального развития:
Знать:
– свое полное имя (и его разновидности), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона;
– название родного города, страны, столицы.
– правила поведения в природе; правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми, правила поведения в общественных местах.
Уметь: – проявлять внимание, желание порадовать, помочь младшим, пожилым;
посочувствовать;
– выполнять требования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе);
– выполнять трудовые поручения, владеть элементарными умениями уборки,
– применять правила совместной деятельности (в парах, группах);
– оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо-плохо);
– справедливо оценивать успехи других.
В области умственного развития:
Знать:
– обобщающие слова, характеризующие ряд предметов (мебель, одежда,овощи и др.);
– основные геометрические фигуры и их элементы;
– числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10.
Уметь:
– принимать и точно выполнять инструкцию к работе;
– определять направление своего движения (ходьбы и бега) и движения другого объекта (отвечать на вопрос «куда, в какую сторону…»);
– кратко описывать основные свойства и назначение предметов быта, объектов природы;
– измерять величину с помощью других предметов – мерки;
– ориентироваться в пространстве (вверх-вниз, вправо-влево и др.), определять нахождение предмета в пространстве (сзади, впереди, сбоку и др.)
– объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине,материалу и др.); находить основания для объединения предметов в группы;
– образовывать из одних и тех же предметов разные группы;
– находить предмет по простому плану-описанию;
– сравнивать множества, формулируя результаты сравнения ("столько же (поровну)", "больше-меньше", "больше-меньше на столько-то");
– узнавать и называть цифры, (0, 1-9) и пользоваться ими для определения числа;
– выстраивать ряд предметов по заданному изменяющемуся признаку.
В области развития речи и подготовки к обучению грамоте:
Уметь:
– адекватно отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы собеседнику (вести диалог);
– применять правила ведения культурного диалога (разговора);
– составлять небольшие описательные рассказы о предметах (игрушках), объектах природы;
– составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности);
– различать слово и предложение; составлять предложения;
– строить модели предложений;
– выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем;
– интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно;
– называть пары звуков по твердости-мягкости;
– проводить звуковой анализ 3-5-звуковых слов (в процессе моделирования);
– читать слоги, структурно несложные слова и предложения на материале всего алфавита;
– писать печатными буквами.
В области художественного развития:
Знать:
– названия прослушанных фольклорных и художественных произведений; имена героев сказок, рассказов; авторов известных детских книг;
– названия исполняемых песен;
– названия цветов спектра (радуга).
Уметь:
– узнавать и называть прослушанные произведения фольклора (потешка, загадка, сказка);
– приводить примеры художественных и фольклорных произведений на определенную тему (о дружбе, о трудолюбии);
– читать наизусть небольшие стихотворения;
– определять настроение прослушанного музыкального произведения
– выполнять разученные танцевальные движения;
– сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме;
– использовать цвет, форму для передачи настроения в рисунке, аппликации;
– различать цвета и отдельные оттенки цвета;
– ориентироваться в пространстве листа.
Содержание учебного курса
Раздел «Познаём других людей и себя»
Знать особенности строения организма человека: скелет, кости, части тела, отдельные органы (сердце, легкие, печень). Описывать значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира ("глаза нужны, чтобы видеть…", "уши нужны, чтобы слышать различные звуки…", "запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус – с помощью языка"). Знать и выполнять правила охраны органов чувств: правила просмотра книг, телевидения, работы на компьютере, рисования и др.Соблюдать правила гигиены, самостоятельно выполнять режимные процессы, ухаживать за своим телом, волосами. В случае необходимости обращаться к взрослым за помощью при проведении гигиенических процедур.
Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, в окружающей обстановке, организовывать место для занятий, труда, игр.
Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену при занятиях рисованием, работе с книгой, письме.
Проявлять осторожность при пользовании горячими или холодными предметами, остерегаться электрических и газовых приборов, не пользоваться ими самостоятельно.
Понимать значение правильного режима дня, движений для сохранения и поддержания здоровья. Проявлять желание самостоятельно, (вместе с родителями, сверстниками, взрослыми) заниматься физической культурой: делать зарядку, проводить закаливающие процедуры, двигаться на воздухе, участвовать в подвижных играх и играх спортивного характера.
Выполнять основные движения (ходьба, бег, лазание, равновесие) овладеть физическими упражнениями, характерными для разных групп мышц.
Принимать участие в подвижных играх, выполнять правила игр и взаимодействия в групповых физкультурных занятиях.
Ориентироваться на улице: знать дорогу в школу). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах. Знать правила перехода улицы на не регулируемом перекрестке; знать дорожные знаки: пешеходный переход; движение пешеходов запрещено; улица с односторонним движением; стройка.
Различать цвета-«команды» светофора. В целях безопасности уметь вести себя в транспорте: держать за руку взрослого, спокойно сидеть, не кричать и т.д.
Обращать внимание на свое и чужое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей (взрослых и детей): пожалеть, развеселить и др.
Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего времени.

Знать свое полное имя и его разновидности (например, Дмитрий, Вадим, Дима, Митя,), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона; свое положение (роли) в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и положение -роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, внучка и др.).
Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик-девочка, взрослый-ребенок, молодой – старый). Проявлять внимание, желание порадовать, помочь младшим, пожилым; посочувствовать сверстникам. Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить...).
Осознавать: "я – человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать".
То же умеют делать все люди, но я многому еще должен научиться". Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что – нет.
Кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: называть, что находится слева, справа (правая рука, левый глаз и т.д.). Определять направление своего движения (ходьбы и бега) – вперед, назад, влево, вправо, вверх и др. Использовать в речи слова, характеризующие пространственные отношения предметов, основные направления (от себя и других предметов): близко-ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, рядом, вертикально, горизонтально.Знать и выполнять требования воспитателя (учителя), правила поведения в группе. Правильно выполнять инструкцию (требование) педагога.
Проявлять желание узнавать новое, заниматься вместе со сверстниками; самостоятельно находить себе интересные занятия.
В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Находить и исправлять ошибки в собственной работе.
Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо-плохо), понимать слова, определяющие чувство вины ("стыдно"), обиды ("обидно"), жалости ("жалко"). Различать некоторые чувства и состояния других людей: радуется, опечален, доволен.
Справедливо оценивать успехи сверстников. Находить решения простых этических ситуаций (правильно -неправильно, хорошо-плохо); не мешать другим, не вмешиваться в их занятия без приглашения. Находить ошибки в работе сверстников.
Раздел «Познаём мир»
Предметный мир
На основе наблюдений выделять основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. Кратко описывать назначение предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).
Узнавать предмет по запаху, вкусу и на ощупь; определять основные цвета спектра (радуга) и дополнительные. Соотносить цвет разных предметов.
Определять (на основе наблюдений) форму предметов (круглый, квадратный,треугольный, похожий на шар), использовать с этой целью геометрические фигуры как эталон (например, арбуз - шар; окно - прямоугольник). Называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).Измерять величину с помощью других предметов – мерки. Ориентироваться в понятиях: "время", "давно", "недавно", "долго – не долго", "еще будет и др. Знать значение слов вчера, сегодня, завтра.Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше-меньше, один - много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по 1 предмету.
Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине,материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос "что изменилось?").
Ориентироваться в пространстве в своей квартире, помещении детского сада . Знать расположение некоторых кабинетов (музыкальный, спортивный зал, медицинский кабинет и др.). В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо-налево, сзади-впереди, за, под, вперед, в центр, с краю и др.), определением пространственных отношений между предметами (расположение мебели, окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).
Природа.
Наблюдать явления природы и деятельность людей, выделять и называть характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, работы в огороде, в поле и др.). Знать название и последовательность времен года. Соотносить природные явления с погодными условиями (град, снег, иней, гололед и др.).
С помощью простейших опытов определять основные свойства песка, глины, воды (например, вода течет, прозрачна, не имеет цвета, легко окрашивается, занимает любую форму). Использовать свойства различных веществ (воды, песка, глины и др.) для игры, конструктивной деятельности, труда.
Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных).
Показывать части растения (стебель, корень, лис т, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.
Узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы. Описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, покров тела), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (ест, отдыхает, играет, охотиться). Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит).
Называть некоторые защитные свойства (покров тела, особенности окраски); особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).
Знать и применять правила поведения в природе: не трогать незнакомые
растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям.
Общество
Знать название родного города, страны, столицы. На основе наблюдений называть, кратко описывать отдельные достопримечательности своего города (села): парк, музей, памятник, площадь, мес та труда и отдыха людей родного города (села).
На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) иметь общие представления о природе и жизни людей разных регионов родной страны; достопримечательностях столицы, узнавать их (Кремль, Красная площадь).
В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия и трудовые действия некоторых профессий людей.
Участвовать в разных видах отдыха и свободного времяпровождения (экскурсии, спортивные мероприятия, праздники, субботники, театр, коллекционирование и др.). Принимать участие в национальных играх, обрядах и праздниках.
Проявлять интерес к слушанию книг и рассматриванию иллюстраций,
ориентироваться в фольклоре разных народов России (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы).
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Устанавливать (в процессе практической деятельности с предметами) соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: "столько же (поровну)","больше-меньше", "больше-меньше на столько-то", уравнивать множества (удалить или добавить элементы). Измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием.
Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+ 1, - 1).
Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. Узнавать и называть цифры, (0, 1-9) и пользоваться ими для определения числа. Определять отношения между числами в натуральном ряду (3 больше 2 на 1), состав числа (3 – это 2 и 1 или 1 и 1 и 1); определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах "предыдущий", "последующий".
Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.
Находить основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку. Например, мебель; кожаная мебель; мягкая мебель; мебель красного цвета). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов (например, обувь, одежда, посуда, рыбы, деревья и др.).Определять опытным путем, что число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений, направления счета (слева –направо, справа–налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной мерки. Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.
Элементарно планировать предстоящую деятельность: обдумывать действия в начале своей работы, отвечать на вопросы: "что я должен сделать", "что сначала, что потом". Спокойно реагировать на возникшие трудности и ошибки; быть готовым переделать свою работу, исправить ошибки.
Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур.
Узнавать образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах; узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.
Раздел «Учимся родному языку»
Иметь в активном словаре слова, характеризующие качества и свойства предметов ("какой, из чего сделан", "для чего нужен"), обобщающие слова (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например, бежать-идти; смеяться-улыбаться; грустно-весело; легко-тяжело и др.). Пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например, широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).
Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и разные черты (например, два разных яблока; яблоко и банан и др.). В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам ("нравится - не нравится"), элементарно обосновывать свое мнение ("почему нравится -не нравится").
Участвовать в разговоре, беседе, совместных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помогать. Слушать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отношение и отношение других к одним и тем же объектам ("мне нравится, а Оле нет..."). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей.
Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении характеристики любого объекта – игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства – (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления и результаты наблюдений.
Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники), небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах. Составлять описательные и повествовательные рассказы по графическим схемам – плану на доступные детям темы (например, "Что случилось в лесу", "Зимние забавы", "Весна пришла" и др.).
Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам ("Кто спряталсяв чернильных пятнах", "О чем рассказывают эти знаки").
Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошка, утенок, муравей, лягушка, ворона). Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного ("Я – бабочка", "Я – муравей", "Я – лисичка" и т.п.). Придумывать фантастические ис тории по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого).
Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.
Различать (в процессе моделирования) слово и предложение, составлять по образцу и самостоятельно предложения. Строить модели предложений (в игре).
Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ 3-5-звуковых слов (в процессе моделирования).
Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т.п.
Читать слоги, структурно несложные слова и предложения на материале всего алфавита.
Писать печатными буквами.
Сравнивать результаты своей работы с образцом.
Раздел «Учимся рисовать»
Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета, расположения в пространстве предметов и объектов.
Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа.
Копировать и создавать различные контуры и изображения (с помощью рисования и лепки), выполнять разнообразные виды штриховки. Ориентироваться в графических и живописных средствах художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветовые сочетания).
Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты наблюдений в природе. Изображать человека и животных в статике и динамике.
Иметь общие представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, скульптура; пейзаж, портрет).
«Играем и фантазируем» (игровой час)
Участвовать в разных видах дидактических игр (с предметами, словесные, настольно-печатные), выполнять поставленную игровую задачу, не нарушать правила и действия игры.
Участвовать в имитационных играх ("превращение предмета", "подражание кому-то", "изображение профессии или действия" и др.). Разыгрывать простые сценки: приглашение в гости, знакомство, поздравление, диалог по те лефону, встреча друзей, разговор животных и др. Быть внимательным при повторении движений за другими ("Тень", "Повтори движение","Эхо").
Принимать участие в сюжетно-ролевых играх (например,"Гости""Путешественники","Космонавты" и др.)*. Вносить свой вклад в умение самостоятельно придумывать элементы сюжета, его продолжение, новые роли. Осваивать способы взаимодействия в игре, на основе правил, очередности действий и
др. Придумывать новые варианты дидактических игр.
Принимать участие в театрализованных играх: выбирать роль, передавать особенности образа речевыми средствами, движениями, мимикой, пластикой. Участвовать оформлении театрализованной игры: подготовка декораций элементов костюма, музыкальном сопровождении.
Планируемые результаты освоения детьми программы предшкольной подготовки.
Тематическое планирование
1. Учебный план составлен в соответствии с программой «Предшкольная пора» (под. Ред. Н.Ф. Виниградовой), и учебно-методическим комплектом к ней.2. В ходе выполнения учебного плана реализуются следующие задачи:
-организация процесса обучения, воспитания и развития с учетом потребностей и возможностей детей дошкольного возраста;
-отбор содержания образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться;
-формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
3. Учебный план построен не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности данных процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе.
4. Учебный план построен на основе следующих принципов:
-реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребёнка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
-учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
-сохранение и развитие индивидуальности каждого ребёнка;
-обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребёнка, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
-обеспечение поступательности в развитии ребёнка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности.
6. Учебный план представлен следующими разделами:
«Познаём других людей и себя» - 56 час
«Познаём мир» - 84 час
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» -56 час
«Учимся родному языку» - 140 час
«Учимся рисовать» - 56 час
Учебный план группы предшкольной подготовки
№ Название раздела Количество часов Недель Всего
1 «Познаём других людей и себя» 2 28 56
2 «Познаём мир» 3 28 84
3 «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» 2 28 56
4 «Учимся родному языку» 5 28 140
5 «Учимся родному языку» (РР по хак яз.) 1 33 33
6 «Учимся рисовать» 2 28 56
Итого: 15 425
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Экран.
Проектор.
Телевизор.
Магнитная доска
СД-диск: Коммуникация (мультимедийное сопровождение НОД).
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
Златопольский Д.С. «Удивительные превращения», «Вентана-Граф», 2007г
Программа обучения и развития детей 5-6 лет «пришкольная пора» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, «Вентана-Граф», 2005 г.
Проект программы Предшкольная пора. 2012. Вентана-граф.
С.А.Козлова "Я хочу в школу", "Я и мои друзья"; Т.А.Куликова "Я и моя семья".
Азбука для дошкольников "Играем в звуки и слова", "Играем и читаем вместе" (авторы Л.Е.Журова", М.И.Кузнецова).
Салмина, А.О.Глебова "Учимся рисовать".
Динамические пособия: цифровой веер, веер гласных и согласных букв.
Динамические пособия по окружающему миру и математике.
Настольно-печатные игры.