Рабочая программа обучения и развития детей подготовительного класса по проекту «Предшкольная пора»


Введение
На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение. Её появление и функционирование - результат социального заказа общества. Он определяется, с одной стороны, сохраняющимися высокими потребностями родителей, желающих подготовить детей к обучению в школе, поднять общий уровень их развития и уровень коммуникативных способностей, с другой стороны – необходимостью обеспечения МБОУ НОШ с.Дурген контингентом учащихся, которые смогут успешно обучаться в ней.
Программа разработана на основе комплексной программы «Предшкольная пора» ( руководитель проекта – член корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Н.Ф. Виноградова) и является модифицированной.
Цель проекта
Социальная цель:
обеспечить возможность единого старта для детей 6-6,5 лет.
Педагогическая цель:
развивать личность ребёнка старшего дошкольного возраста;
формировать готовность ребёнка к систематическому обучению в начальной школе.
Задачи проекта:
Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей 6-6,5 лет;
Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;
Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Организация учебных занятий
Продолжительность обучения по программе занимает 33 недель (с сентября по май с учётом недельных весенних каникул).
Развитие речи – 66ч;
Математика – 66ч;
Предметы художественно-эстетического цикла ИЗО, труд, музыка – 132ч;
Развитие мелкой моторики – 165ч;
Развивающие игры – 165ч.
Расписание занятий:
Понедельник Вторник Среда Четверг
Развитие речи Математика Развитие речи Математика
Рисование Развивающие игры Музыка Развивающие игры
Труд Рисование
Педагогические требования к проведению занятий
1.Учёт возрастных и физиологических особенностей детей шестилетнего возраста.
2.Чередование видов деятельности.
3.Наличие физминуток и динамических пауз.
4.Выполнение гигиенических требований к помещению и материалам.
5.Обеспечение временного режима.
Работа с родителями
1.Консультации с родителями по итогам диагностики уровня готовности детей к школе.
2.Проведение родительских собраний.
3.Проведение дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников.
4.Привлечение родителей как социальных партнёров.
Режим дня
Режим занятий: 5 раз в неделю по 2 занятия в день. Длительность занятий - 30 мин. Перерыв между занятиями - 10 мин.
Этапы и сроки
I этап (подготовительный) (январь-август 2013 года)
1.Определение списочного состава детей, не посещающих дошкольного учреждение и нуждающихся в подготовке к школе.2.Подготовка учителя для работы в классе.
3.Определение программы обучения и организацию обучения на этапе предшкольного образования.
4.Создание учебно-материальной базы дошкольного образования.
5.Подготовка нормативных документов.
6.Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями. Вопросы в дальнейшем могут служить основой для выстраивания тематических лекториев для родителей.
II этап. Реализация проекта (сентябрь 2013 года)
Открытие подготовительного класса (подготовка к школе)
Проведение подготовительных занятий с детьми. Занятия проводятся в классе 5 раз в неделю, всего 10 занятий в неделю. Длительность занятия не более 30 минут, которые включают в себя использование 2-х динамических пауз. Несмотря на то, что у детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности – игра, занятия включали в себя не только игровые упражнения, но и задания на выработку у ребёнка произвольности, сосредоточенности, самостоятельности.
Проведение родительского собрания «Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста».
Организация посещений родителями подготовительных занятий.
Организация и проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Проведение итогового родительского собрания (сообщение учителя о проекте «Предшкольная пора», рекомендации родителям на летний период и т.д.). На собрании необходимо подвести итоги работы проекта, рассказать родителям, какой путь к школе был проделан их детьми, каких успехов они добились, какие трудности возникли (в индивидуальной беседе с родителями).
В программе содержание занятий распределено по блокам, их содержание направлено на выявление стартовых возможностей детей (портрет класса).
Учебная программа подготовительных занятий включает:
Развитие речи;
Математика;
Предметы художественно-эстетического цикла ИЗО, труд, музыка;
Развитие мелкой моторики;
Развивающие игры.
Каждое занятие включает в себя задания из всех блоков, тем самым осуществляется интеграция, так необходимая, на наш взгляд, детям дошкольного возраста, обусловленная развитием психических пр оцессов детей этого возраста.
За счёт интеграции в обучении решаются вопросы активизации детей на занятии, снижения утомляемости, продуктивности развития детей.
Основу всех занятий составляет развитие речи.
Следует особо отметить, что развитие речи является основной, приоритетной задачей программы. Решение этой задачи осуществляется на всех занятиях и в общей сложности занимает основное время и место в обучении дошкольников. Например, при выполнении коррекционно-развивающих упражнений каждое мыслительное действие дети сопровождают речевыми комментариями: пояснением, доказательством, рассуждением, умозаключением. Занятия штриховкой должны обязательно завершаться изложением или созданием какого-либо текста о выполненном предмете (пересказ сказки об этом предмете, чтение наизусть стихотворения, придумывание сказочной истории, стихотворения и т.п.). Представленная ниже пояснительная записка касается только специальных занятий по развитию связной устной речи детей.
Пояснительная записка.
В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например: бежать - мчаться - идти; хохотать – смеяться ,улыбаться; грустно - весело; легко - тяжело и др.).
При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).
Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).
Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта - игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.
Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах. Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны). Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу. Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам «Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»). Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного «Я - бабочка», «Я - муравей», «Я - лисичка» и т. п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.
В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.
Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.
Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).
Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п. Читать слоги, структур но несложные слова и предложения. Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом
Развитие мелкой моторики.
Пояснительная записка.
Письмо в первом классе вызывает значительные затруднения учащихся. Причиной тому – неподготовленность детского сознания и детской руки к процессу письма. Поэтому необходима определенная подготовка к письму букв, основная идея которой – подготовить к письму без письма системой специальных упражнений. Они снижают психологическую нагрузку ребенка в процессе обучения письму в первом классе.
Дети дошкольного возраста реагируют на разные виды свободной деятельности, которые развивают их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками. Дети с удовольствием играют, музицируют, рисуют, слушают сказки. Учитывая это, на занятиях по развитию мелкой моторики мы ненавязчиво, в игре, прививаем малышам новые формы деятельности.
Одним из признаков готовности ребенка к обучению в школе является готовность его руки к письму (развитие мелкой моторики).
Целью занятий по письму является всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи курса:
- развитие мелкой моторики руки;
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- Развитие наглядно-образного мышления, умения делать выводы;
- развитие внимания, памяти, внимания, творческих способностей, воображения;
- развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
- развитие умения говорить и слушать;
- обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь, развитие речи;
- расширение представлений об окружающем мире.
Для развития мелкой моторики руки предлагаются следующие упражнения:
- штриховка;
- раскрашивание;
- обведение рисунков по контуру;
- дорисовывание изображений;
- рисование по клеточкам;
- рисование по точкам;
-вырезание ножницами;
- наклеивание;
- составление рисунков из спичек,
-пальчиковая гимнастика.
Упражнения в штриховке способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам, развитие внимания, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца.
При выполнении заданий малыши учатся правильно держать карандаш, а позднее ручку; видеть границы штриховки, проводить различные фигурные и непрерывные линии ровно и красиво, стараться не отрывать карандаш от бумаги. Задания предполагают придумывание самим штриховых линий, что способствует развитию творческого воображения.
Преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: во-первых, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем проекте развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание.
Развивающие игры.
Пояснительная записка.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка тех умений и навыков, которые необходимы ему в процессе учебной деятельности. Современное обучение, в том числе и в дошкольный период, должно целенаправленно развивать у детей интеллектуальные способности. Такое обучение расширяет познавательные ресурсы ребенка и способствует комфортности процесса учения. Значит нужно вести целенаправленную работу по развитию познавательных (мыслительных) процессов. Ученые-психологи выделяют следующие виды мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация. Все эти шесть операций находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, переходя одна в другую. Так понятие формируется на основе обобщения существенных признаков. Для выделения существенных признаков нужно абстрагироваться от несущественных. Для выделения признаков нужно провести анализ, сравнить или сопоставить выделенные свойства или признаки, затем осуществить обратную операцию – синтез и, если возможно, классифицировать, то есть отнести предмет или явление к определенной группе таких же предметов и явлений. Умение моделировать развивается на игре «Сложи квадрат» (далее СК). В игре используются до 20 упражнений, расположенных в порядке повышения степени трудности. Для целенаправленного интеллектуального развития дошкольников в программе организуются специальные занятия - развивающие игры (на развитие мыслительных операций).
Программа.
Совершенствование восприятия и наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, элементы словесно-логического мышления.
Формирование алгоритма анализа. Алгоритм сравнения на основе зрительного восприятия объекта. Приемы классификации. Анализ на основе слухового восприятия объектов. Операции анализа и сравнения на уровне представлений. Установление причинно-следственных связей.
Понятие закономерности. Приемы нахождения и продолжения закономерностей с одним изменяющимся признаком, с двумя меняющимися признаками. Составление закономерностей различного вида.
Обучение приемам объединения предметов и явлений в группы по существенному признаку (элементы обобщения).
Понятие признака, существенного признака.
Обучение элементам моделирования. Составление моделей звуковых явлений. Приемы работы с моделями различного вида.
Пространственные и порядковые отношения.
Способы учебной деятельности: принятие и удержание учебной задачи, элементы саморегуляции, алгоритм выполнения словесных инструкций взрослого.
Математика.
Пояснительная записка
Важнейшими общими целями при подготовке к обучению математике является создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребенка.
Конкретное предметное содержания отобрано таким образом, чтобы подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями: устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах; выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих или не обладающих заданным свойством; давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос; подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).Формирование математических представлений производится на основе широкого использования дошкольного опыта ребенка. В связи с этим, например, порядок ознакомления с натуральными числами, несколько отличается от традиционного. Так, сначала дети учатся называть числа по порядку от 1 до 10, узнавать знакомые цифры, пересчитывать предметы.
Проводится подготовка к усвоению в дальнейшем понятия величины: дошкольники знакомятся с примерами наиболее распространенных в практике величин - длина, масса, время.
Линия логического развития детей начинается уже на самых первых занятиях математикой, когда они выполняют простейшие действие классификации (например, раскладывает предметы или фигуры по цвету, по размерам, по форме). На доступных примерах им разъясняется смысл таких «логических» слов, как «любой», «каждый», «все», «какой-нибудь) и т.д. Большое значение для математического развития ребенка имеет линия геометрической пропедевтики. На занятиях дети познакомятся с некоторыми геометрическими фигурами, их названиями и изображениями.
Цели: создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребёнка;
Задачи:
- подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями;
- устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах;
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
- давать точный ответ на поставленный вопрос;
- подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).
Планируемые результаты:
- выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;
- показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами;
- сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя практические способы;
- определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или в множествах элементов поровну;
- называть числа в пpямом и в обратном порядке от 1 до 10;
- сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», «меньше»;
- пересчитывать элементы данного конечного множества;
- читать любое число от 1 до 10;
- называть и различать геометрические фигуpы: шар, куб, круг, квадрат, треугольник.
ПРЕДМЕТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
ИЗО, ТРУД, МУЗЫКА
Цель:
*формировать изобразительные навыки и развитие мелкой моторики;
*слушать и выполнять указания взрослого;
*контролировать свои действия, уметь увидеть и поправить допущенные ошибки;
Задачи:
*развитие творческой активности детей;
*приобщать детей к народной культуре, классическому искусству разных
видов (изобразительное, музыкальное)
*формирование умений создавать прекрасное в разных видах художественной деятельности.
Ожидаемые результаты.
Старший дошкольник подготовлен к дальнейшему развитию:
- социальному,
- личностному,
- познавательному (когнитивному),
- речевому

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Организация учебно-воспитательного процесса в проекте « Предшкольная пора»

Цель программы «Предшкольная пора» детей 5-7 летнего возраста обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение
к школе. I
в работе с детьми педагогами используется учебно-методический комплект «Предшкольная пора».
Организация работы проекта строится с учетом ряда условий: учет индивидуальности каждого ребенка, его эмоционального благополучия, поддержания интереса к занятиям, систематического посещения дошкольного учреждения, а в будущем и школы, получение реального результата обучения, определенного программой.
Педагогами учитываются психологические особенности и возможности детей старшего дошкольного возраста, физическое и психическое состояние каждого ребенка. Это проявляется в следующем:
1. Нельзя предъявлять детям требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка - отношения к учебной деятельности и, как следствие этого, успешности обучения.
2. Нельзя «забегать вперед» и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут формироваться в школе. Педагог должен понимать, что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смысла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут положительно повлиять на развитие мыслительных операций, речи, воображения и др. Недопустимо применение типичных для школы форм и методов обучения (отметки, домашние задания, контрольные работы и пр.).
3. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому именно игра должна стать приоритетной формой организации и методом обучения.
4. Следует создать условия для возможно более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.
5. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т. п.). Проведение занятий с использованием разноуровневых заданий предусмотрено во всех книгах и рабочих тетрадях УМК «Предшкольная пора».
Большое участие в педагогическом процессе подготовки к школе должны принять родители обучающихся дошкольников. Их помощь связана прежде всего с физическим и эстетическим воспитанием детей. В семье должны быть созданы условия для развития основных движений, для спортивных упражнений и закаливания ребенка. Проведение прогулок, посещение музеев и театров, слушание музыки и семейные праздники - все это дополнит программу обучения и обеспечит всестороннее развитие ребенка. Вместе с тем образовательное учреждение не может перекладывать на родителей ответственность за изучение про граммы - за результаты обучения отвечает педагог.
При подготовке конкретного занятия педагог должен:
оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;
предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;
учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;
предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
При организации дидактических и сюжетно-ролевых игр педагог в доступной форме озвучивает её дидактическую цель, формулирует игровое правило. В ходе игры педагог воспитывает в детях желание победить, честно выполняя игровое правило, умение проигрывать, элементарную оценку того, почему в данной игре кто-то из них не одержал победу.
При использовании ролевой игры как метода обучения на занятии педагог в косвенной форме участвует в распределении ролей, помогает каждому исполнителю понять особенности его роли, дает образец того, как можно вступить во взаимодействие с другими участниками игры, развивать её сюжет, способствуя тому, чтобы каждый играющий получил удовольствие от совместной игровой деятельности. Эффективной работе группы способствует создание образовательной среды, в которой происходит обучение и развитие детей: наличие дидактических пособий, набора детских книг, настольно-печатных игр, разнообразных материалов для рисования аппликации, конструирования и т.п.
Организация игрового часа
Игра выступает не только как метод обучения, но и как свободная самостоятельная деятельность детей. Значение организации такого игрового часа состоит в том, что свободная игровая деятельность требует от каждого ребенка импровизации и творчества, что способствует развитию творческих качеств личности, способности решать инициативно и творчески любую задачу. Эта способность очень важна для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится в школе.
Педагогу следует помнить, что игровая деятельность может изобретаться ребенком, если к этому есть определенные предпосылки, - разнообразные умения играть, знания, которые становятся основой ее результативности (как использовать игрушки или предметы-заместители, как разыгрывать роль, изображать придуманного персонажа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам, вступать во взаимодействие и т. д.).
Всему этому детей нужно учить. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так игра при обретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, что обусловливает ее развивающие эффекты. Для этого педагог должен влиять на содержание игры, учить детей способам взаимодействия, помогать согласовать замыслы, распределить роли, договориться о правилах, совместно решить, что потребуется для игры, и т. Д.
Игровой час - время для возникновения и развития разных видов игр.
Дадим кратко характеристику тех игр, которые воспитатель (учитель) может рекомендовать детям во время игрового часа.
Режиссерские игры детей 5-6 лет - это игры с замыслом, включающие несколько персонажей, связанных определенными отношениями. На что должен обратить внимание педагог при руководстве этими играми?
Во-первых, необходимо учить ребенка видеть общую картину игры, элементарно планировать ее, исходя из замысла, который рождается в его голове раньше, чем он начинает выполнять игровые действия.
Во-вторых, игра обогащается, если педагог вместе с ребенком мастерит те предметы, которые необходимы для развития ее содержания. Много полезного можно сделать из бумаги, различных коробок, другого подсобного материала. Например, из обувной коробки получается целая квартира для маленьких кукол, из различных картонных футляров можно сделать трейлеры, автобусы, прицепы.
В-третьих, нужно использовать приемы обогащения содержания игры:
обращаться к знакомым литературным произведениям, мультфильмам; вовлекать ребенка в сотворчество с педагогом (предложить сочинить вместе сказку и показать ее; разыграть историю, рассказанную педагогом).
В центре сюжетно-ролевых игр детей 5-6 лет - отражение взаимоотношений людей, при этом предметы легко заменяются или мысленно представляются (скак будто мы на Луне», «путешествуем на батискафе», «в театре» и пр.). В основе руководства этим видом игр стоит решение задачи развития условных и символических действий, расширение возможностей использовать речевые комментарии в качестве словесных замещений каких-либо событий. Опираясь на эту особенность сюжетноролевых игр, педагог побуждает детей использовать в игре разнообразные предметы-заместители, символические действия, ненавязчиво предлагает свои образцы замещений. Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.
Особое внимание следует уделять обогащению содержания игр. Для этого педагог использует следующие приемы:
участие в деятельности детей по развитию сюжета: придумывание игровых событий, последовательно связанных между собой;
анализ реальной ситуации, в которой находится игра (игра хорошо развивается или она «выдохлась», остановилась в развитии, т. е. дети повторяют однообразные действия, ролевые диалоги, события и ситуации);
непосредственное включение педагога в игру, если есть в этом необходимость, либо небольшая косвенная помощь всем участникам игры (или отдельным детям) в развитии сюжета, ролевых действий.
Одним из видов игр, организация которых весьма желательна в период подготовки к школе, являются театрализованные игры. Они представляют богатейшие возможности для развития творчества детей, их самовыражения. Важной предпосылкой развития театрализованных игр является тяга ребенка-дошкольника к импровизации, его интерес к драматизации и театральной деятельности, к движениям под музыку, поэтому предложение воспитателя (учителя) участвовать в спектакле почти всегда вызывает положительную ответную реакцию детей.
Руководство этими играми требует особого методического решения. Во-первых, педагогу необходимо развивать у детей способность к эстетическому восприятию искусства художественного слова и музыкального сопровождения - умение вслушиваться в текст (мелодию), улавливать интонации, особенности языка персонажей, понимать использованные в тексте речевые обороты, передавать в движении характер музыки и т. п.
Во-вторых, нужно учить ребят мыслить образами, представлять себя на месте персонажа игры, предвидеть действия, которые он может совершить в ее рамках.
В-третьих, особое внимание уделяется выразительному, художественному преподнесению текста, вовлечению детей в его несложный анализ с целью осознания мотивов поступков персонажей.
Важным приемом развития театрализованной игры является
разыгрывание детьми этюдов, в процессе которого дети овладевают разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями, выразительной по лексике и интонации речью). Здесь весьма существенную помощь может оказать музыкальное сопровождение, так как хорошо подобранная музыка помогает ребенку лучше понять характер изображаемого персонажа.
Педагог должен обратить особое внимание на использование музыки во время игрового часа. С этой целью организуются подвижные музыкальные игры, свободные импровизированные движения под музыку. Кроме этого детям нужно предоставить возможность слушать музыкальные произведения, которые могут оказывать релаксационное влияние на эмоциональное состояние человека. Воспитатель (учитель), заметив, что дети возбуждены или устали, хотят спокойно посидеть, устроившись на ковре, может предложить им послушать музыкальные произведения, соответствующие по темпу и ритму настроению детей.
Знакомить детей с различными музыкальными произведениями могут и родители. Педагогу следует обратить их внимание на то, какие произведения должны нравиться детям, соответствовать уровню их восприятия.
Доля игр со строительным материалом в игровом часе невелика, так как для них нужно создавать особые условия (иметь разнообразный строительный материал, специальное свободное пространство, достаточное для этого время и др.). Вместе с тем воспитатель (учитель) при наличии этих условий может предложить детям строительные игры как с природными материалами, так и с различными конструкторами. Это важно потому, что в процессе строительной игры у детей развивается творчество, мышление, пространственное воображение, инициатива. Педагогу следует организовывать разные типы строительных игр: конструирование по образцу, по заданной теме, по условиям, по собственному замыслу ребенка. Проводя работу с родителями, педагог обращает внимание на организацию в условиях семьи игр с различными конструкторами, подчеркивает их положительное влияние на развитие конструктивных умений детей, их логического мышления и творчества.
Интересны и полезны народные игры, отличительными особенностями которых являются выдумка, юмор, оптимизм. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Например, игра «Барыня» имеет много «запретных» правил: «да» и «нет» не говорить, не смеяться, не улыбаться, черное с белым не выбирать. Она исподволь учит детей выдержке, умению подчинять чувства рассудку, приучает преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неуспех.
Если позволяют условия, дети могут самостоятельно играть в различные настольно-печатные игры. Это могут быть игры, в основе которых лежит
парность картинок, подбираемых по сходству, в том числе разнообразные по содержанию игры-лото: «Кем быть?», «Зоологическое лото», «Мы считаем», «Сказки», «Расскажи сказку», «В гостях у сказки», «Соберем грибы», «Дорожные знаки» и др. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Животный мир», «Веселый зоопарк», «Зверята» и др.). Современным детям интересно играть в домино, созданное по мотивам знакомых мультфильмов: «Простоквашино», «Ну, погоди!», «Приключения кота Леопольда» и др. Можно использовать и игры типа «Лабиринт» (гусек), а также пазлы разного вида.
Еще раз обратим внимание на то, что во время игрового часа приоритет должен быть отдан играм свободным, творческим (режиссерским, сюжетноролевым). Это очень важно для обеспечения развития воображения будущих школьников, их умения решать творческие задачи. Игры справилами, безусловно, могут использоваться во время игрового часа, но их доля должна быть меньше.
При планировании игрового часа очень важно предусмотреть следующее: 1. Педагог должен не только наблюдать за игровой деятельностью детей, но и анализировать ее: определить этап развития, отобрать приемы, которые обеспечат дальнейшее развитие игры, оценить уровень интереса детей к ней и целесообразность продолжения этой игровой деятельности.
2. Очень важно установить связь между занятиями и игровым часом.
Тема и содержание занятия могут стать предпосылками развития той или иной сюжетно-ролевой, театрализованной или режиссерской игры. Анализируя содержание занятия, целесообразно предвидеть его перенос в игровую деятельность, обратить на это внимание детей. Например, на занятии, где дети узнали о своей стране, ее природе, разных городах и селах, можно предложить во время игрового часа совершить путешествие на Север или Дальний Восток, принять гостей, которые живут на Урале или в Поволжье.
3. Игровой час может быть организован различными способами.
Например, одновременно в разные игры могут играть несколько групп. Создать эти игровые сообщества помогает педагог: одной группе предлагает игрушки для ролевой игры, другая группа занимается настольно-печатными играми, а третья готовится к театрализованному представлению. Очень важно учитывать индивидуальный интерес каждого ребенка к конкретному виду игры и на этой основе организовывать играющие коллективы. На следующий день игровой час может проходить по-другому: он начинается с общей сюжетно-ролевой игры на тему, предложенную педагогом или самими детьми.
Во время одного игрового часа могут быть предусмотрены разные виды игр. При этом воспитатель (учитель) должен быть весьма внимателен к настроениям детей: непедагогично прерывать игру, если дети активны и их интерес весьма глубок. В то же время не нужно искусственно продолжать игру, если она не вызывает интереса у играющих.
Таким образом, заинтересованность педагога, его желание и умение педагогически целесообразно организовать игровую деятельность детей в игровой час, необходимы для того, чтобы эффективно использовать этот час для развития детей и подготовки их к школе.