Конспект по русскому языку «Урок развития речи «Сочинение по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды». (с применением технологии развития критического мышления)»

МОБУ «Красногвардейская СОШ имени Марченко А.А.»
Бузулукский район
Оренбургская область






Урок развития речи
«Сочинение по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды».
(с применением технологии развития критического мышления)








Подготовила: учитель русского языка
и литературы
Танеева Ирина Викторовна






Цели урока:
подготовить учащихся к сочинению по воображению на основе описания натюрморта;
ввести в активный словарь учащихся слово «натюрморт», а также имена прилагательные, обозначающие цвет, форму и выражающие оценку;
воспитывать любовь к искусству.


Оборудование:
1.репродукция картины И.Хруцкого «Цветы и плоды»;
2. презентация к уроку
3.карточки с искусствоведческим текстом.
4.рисунки учащихся.


















Ход урока.
1.Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
(прием «Ассоциация» ТРКМЧП)
- Ребята, на уроках изобразительного искусства вы наверняка рисовали цветы, фрукты, овощи, ягоды, различные предметы обихода. Как же называются картины, на которых всё это изображено? (Подобные картины носят название «натюрморт». Это слово пришло к нам из французского языка и переводится как «мертвая природа»).
-Давайте составим СИНКВЕЙН.
Натюрморт
Неживое, мёртвое
Изображает, вдохновляет, привлекает
Наслаждение нашей жизни!
Изобилие.

- Мастером этого жанра живописи является художник Иван Хруцкий. (Сообщение об этом художнике подготовил)
Иван Хруцкий родился 8 февраля 1810 года в небольшом городе Витебской губернии в семье священника. Большая семья церковнослужителя жила скромно, но всё же родителям удалось послать своего первенца на учебу в лицей. В этом лицее был музей с картинной галереей и зал, великолепно приспособленный для занятий рисованием и живописью. Должно быть, природное дарование мальчика обнаружилось вскоре, иначе трудно объяснить поступление провинциального юноши в Петербургскую Академию художеств в 1827 году и его успехи в дальнейшем. Жажда знаний и необычайная энергия Хруцкого были столь велики, что он одновременно брал уроки у известного английского портретиста. Подлинные успехи были достигнуты художником в создании натюрмортов.

- Самые ранние из сохранившихся натюрмортов Хруцкого относятся к началу 1830-х годов («Натюрморт со стаканом», «Натюрморт с птичкой», «Натюрморт с вазой»). Натюрморт Ивана Хруцкого, с которым мы с вами познакомимся сегодня, удостоен Большой серебряной медали «за написание с натуры плодов и цветов». Эта картина называется «Цветы и плоды».


2. Групповая дискуссия по картине.

- Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?

- Всем понятно, почему в названии картины звучит слово «цветы» - букет цветов занимает центральную часть картины. Но почему дальше в названии стоит слово «плоды»? Почему не «фрукты» или «овощи»?

-Посмотрите, ребята, сколько плодов на столе- вот как щедра наша природа! В центре картины красивый букет цветов. Не правда ли, он сразу бросается в глаза. Какие же цветы его составляют? Какие из них вам знакомы? Опишите их.

- С чем можно сравнить эти цветы? Какое бы сравнение вы подобрали, чтобы как можно лучше рассказать слушателю о цветах, чтобы создать представление о пионах.

- Посмотрите, с другой стороны букета художник изобразил розу. Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета у неё лепестки? Одноцветны ли они?

- Цветок розу любят многие. Даже в литературных произведениях часто пишут: «расцвела как роза», подчеркивая этим красоту, преображение человека. Как вы думаете, если бы это растение ожило, то какими человеческими чертами оно бы обладало?

- Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь сказки или легенды про него?

- А каким изображает этот себялюбивый цветок художник И. Хруцкий?

- Посмотрите, прямо над нарциссами художник изобразил совершенно другие цветы. Это гиацинты, которые уже сами по себе составляют отдельный букет. Как выглядят эти цветы? С чем можно их сравнить?

- А если бы эти цветы стали людьми, то какие черты характера были бы им свойственны?

Найдите на картине цветы, тоже выполненные в синих или голубых оттенках.


- Попробуйте описать этот необычайный цветок.

-Какие слова можно подобрать для сравнения с этим необычным цветком?

- Посмотрите, на самом верху букета- ярко- синие васильки. Как выглядят эти цветочки? Охарактеризуйте их.

- А отличаются ли васильки от других цветов, изображенных художником?

- Вы правильно подметили на картине колосья. Какое бы слово вы употребили, чтобы охарактеризовать их? На что они похожи?

- Скажите, а какими человеческими чертами, по вашему мнению, могли бы обладать васильки?

- Какие ещё цветочки мы с вами не заметили?

- Что вы можете сказать про вазу, в которой стоят цветы? Что на ней изображено?

- Ребята, что означает слово «орнамент»? Подберите к нему синоним.
(Узор)

- Правильно, ребята! Орнамент – это узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких- либо предметов и архитектурных сооружений. Попробуйте подобрать прилагательные к слову «орнамент».

(Необычный, оригинальный, красивый.)

- А ещё мы можем сказать «незатейливый орнамент», имея ввиду простой, незамысловатый, но выполненный со вкусом узор. Посмотрите внимательно на слово «незатейливый», ведь оно является однокоренным к слову «затея, выдумка».

- Ну что ж, мы с вами рассмотрели каждый цветочек на картине и вазу, но ведь работа И.Хруцкого называется «Цветы и плоды». А какие же плоды здесь изображены? Давайте начнём с тех, которые вам больше всего хочется попробовать.

- Действительно, персики выглядят очень аппетитно, сразу хочется их попробовать. А посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета использует при этом И.Хруцкий?

- А не напоминают ли вам маленькие ягодки смородины бусы? Каждая бусинка заканчивается маленьким черным вздернутым носиком. С другой стороны букета лежит желтая тыква с зеленым хвостиком, приподнятым кверху.

- Что изобразил рядом с тыквой художник?

- Каким внимательным к любым движениям природы был художник Иван Хруцкий! Он даже заметил мушку, которая совершает своё путешествие по сочной груше. Ребята, а ведь для мухи это настоящее путешествие. Тем более обратите внимание на то, какая маленькая мушка и какими большими должны казаться ей фрукты! А уж про тыкву и говорить нечего! Для насекомого тыква- просто другая планета. Давайте подумаем, куда дальше совершит своё путешествие муха?

- Какие ещё фрукты изображены на картине?

- Все эти фрукты мы с вами очень любим и все их можем есть чуть ли не килограммами. А какие же плоды, изображенные на картине, мы уже не сможем съесть в большом количестве?

(Это лимоны.)

-Как изобразил художник лимоны? Какие он при этом использовал цвета?

- Молодцы, вы даже смогли заметить, что лимон уже не свежий. Обратите внимание и на дольку лимона в стакане с водой. Мы с вами сказали и о цветах, и о плодах, изображенных на картине. А какие ещё предметы здесь изображены?

- Что вам напоминает графин по своей форме?

(Он похож на фигуру человека.)

- Действительно, графин словно человек, который присутствует среди этого великолепия цветов и плодов. Если уж мы с вами заговорили о человеке, тогда давайте подумаем, что же говорит в этом натюрморте о присутствии человека?

- Молодцы, ребята! Итак, мы с вами описали каждый предмет, изображенный на натюрморте И.Хруцкого.
А вот как описывает эту картину искусствовед Д.Н.Лебедева.

Искусствоведческий текст.

Сочные, аппетитные, нежные плоды Душистые, хрупкие, благоухающие цветы Всё это великолепно удавалось художнику И.Хруцкому. На необычайно яркой картине «Цветы и плоды» как раз и изображаются любимые нами плоды и цветы.
В композиции картины выделяется роскошный букет цветов, составленный из крупнолепестковых пионов, роз, гиацинтов, нарциссов, ирисов, стеблей и колосков злаков. Вместе с вазой цветы заполняют всю центральную часть холста, почти достигая его верхнего края. Художник заботливо объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды и плоды, наполняя ими корзину. Искусные изделия человеческих рук: корзины и короба- переходят из картины в картину как их непременные «персонажи». Столь же любимым «героем» с конца 1830-х годов становится великолепный кувшин с рельефным изображением собак и изящной ручкой в виде лисицы, в котором стоят цветы. Стакан, наполненный до половины водой с опущенным в него ломтиком лимона, подчеркивает своей прозрачностью мясистую плотность керамического изделия. Долька лимона у края столешницы вносит необходимое оживление и усиливает ощущение присутствия человека. Подобные натюрморты должны были составить «усладу для глаз», но художник не мог не заметить тронутый увяданием цветок, заветревшиеся края разделённого на половинки персика, засохшей лимонной кожуры.

Групповая дискуссия по искусствоведческому тексту.

- О чём говорится в этом тексте?

(Здесь говорится о картине И.Хруцкого «Цветы и плоды» и о других картинах этого художника, на которых тоже изображены букет цветов, корзинка с фруктами, кувшин, стакан, наполненный до половины водой.)

- Как вы думаете, зачем был написан этот текст, с какой целью?

- Что вы можете сказать о композиции текста, то есть о его построении? На сколько частей распадается этот текст? О чем говорится в каждой из частей?

(Текст распадается на две части. Этому способствуют два абзаца. В первой речь идёт о том, что натюрморты хорошо удаются художнику И.Хруцкому. Приводится в пример картина «Цветы и плоды», на которой изображаются различные цветы и плоды. Во второй части текста непосредственно описывается картина.)

-Обратите внимание, что во второй части текста описание начинается с центрального предмета в композиции картины- это букет цветов. И только после этого искусствовед описывает плоды. Давайте обратимся к тем словам, из которых состоит этот текст. Какая часть речи преобладает в тексте? Для этого попробуйте подсчитать, сколько имён существительных, прилагательных, глаголов.
(Сущ.- 76; прил.- 26, глаг.- 14.)В тексте преобладают существительные и прилагательные.

- Как вы думаете, зачем автор текста использует столько существительных и прилагательных?

1.- К какому же типу речи мы можем отнести этот текст? Почему?

( Это описание, поскольку в тексте даётся описание картины Ивана Хруцкого «Цветы и плоды». При этом преобладают имена существительные и прилагательные.)

2.- В тексте встретилось незнакомое слово «столешница»- это верхняя поверхность стола.
- Как вы понимаете выражение «услада для глаз»?

(То, на что приятно смотреть)
3.-Подберите однокоренные слова к слову «услада» (Сладкий, сладость)
Значит, «УСЛАДА»- это то, что «сладко» для глаз.

4.Найдите в тексте синоним к слову персонаж (ГЕРОЙ)

5.-Найдите орфограммы в выписанных словах:
РОСКОШНЫЙ (безударные гласные в корне слова)
КЕРАМИЧЕСКОГО ( непроверяемые гласные в корне слова; безударные гласные в корне слова, ОГО-/-ЕГО в окончании прилагательного)
ОЖИВЛЕНИЕ (приставка –О-; безударная гласная в корне слова)

6. Рефлексия
- Мы начинаем писать сочинение по картине И.Хруцкого «Цветы и плоды».
- Открыли тетради по Р\Р, записываем число, тему.
- Вам необходимо описать картину Хруцкого «Цветы и плоды».

6. Итог урока
- Чтение трех сочинений в классе (образец)










Рисунок 115