Урока Мужества Живая память — сценарий классного часа


Урока мужества "Живая память"
Цели:
воспитывать чувство патриотизма, гордости за Отчизну,
сформировать образ истинного патриота и защитника Родины,
познакомить учащихся с историей страны и края;
способствовать формированию активной жизненной позиции. Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств; способствовать моральному развитию учащихся и их творческих способностей.
Чтец:
 Всякому хочется жить. Но бывает, поверь, – Жизнь отдают, изумиться, забыв дешевизне. В безднах души просыпается зверь. Темный убийца. И помысла нету о жизни. Гибель стояла в бою у тебя за плечом… Ты не боялся ее. И судьбу не просил ни о чем. Что нам до жизни, коль служит расплатою Честь, Та, что рубиться заставит и мертвые руки. Что нам до смерти и мук, если есть Ради кого принимать даже смертные муки? Тех, кто в жестоком бою не гадал, что почем, Боги, бывает, хранят и своим ограждают мечом.Кончится бой, и тогда только время найдешьКаждому голосу жизни как чуду дивиться.Тихо баюкает дерево дождь.Звонко поет, окликая подругу, синица.Вешнее солнце капель пробудило лучом… Павших друзей помяни.И живи. И не плачь ни о чем… ( Песня « От героев былых времен…» Презентация о Великой Отечественной войне)
1-й ведущий: Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже 71год всё ждут и ждут запоздавшие письма с войны, и матери не верят похоронкам, и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И тела погибших давно стали землёй, и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!2-й ведущий: Достоверно подсчитано, что в каждую минуту войны погибло 10 человек. Из каждой сотни юношей 1923 г. рождения, 18-летних, с войны вернулся только один.1-й ведущий: Было убито 16 747 чел., ранено 33 782, от голода умерли 641 803 человек, осталось без крова 716 000 мирных жителей
Я зарастаю памятью,Как лесом зарастает пустошь.И птицы – память по утрам поют,И ветер – память по ночам гудит.Деревья – память целый день лепечут.Но в памяти моей такая скрыта мощь,Что возвращает образы и множит...Шумит, не умолкая, память – дождь,И память – снег летит, и пасть не может.(Д.Самойлов – “Я зарастаю памятью”)
2-й ведущий: Течёт река времени. Минуло уже много десятков лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Я помню страны позывные,Они раздавались везде –На пункты идти призывные,Отечество наше в беде.Живыми вернуться просили,Живыми вернуться не все.Вагоны идут по России,По травам её, по росе.И брат расставался с сестрою,Покинув детей и жену.Я юностью связан с войною,И я ненавижу войну.Я знаю, я понял, как важноВеслом на закате грести,Сирени душистой и влажнойНевесте своей принести.Я видел и радость и горе,И я расскажу молодым,Как дым от пожарища горекИ сладок Отечества дым. (Г.Шпаликов “Я жизнью своею рискую”)
1-й ведущий: Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мёрз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.
2-й ведущий: Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: “Нам достаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ”.
Я недавно смотрел старый фильм о войнеИ не знаю, кого спросить,Почему нашим людям и нашей странеСтолько горя пришлось пережить?Почему сыновья не вернулись домой,Сколько жен потеряли мужей?Отчего красны девицы ранней веснойШли гулять без любимых парней?Дети детство узнали в руинах домов,Эту память вовек не убить,Лебеда – их еда и землянка – их кров,А мечта – до Победы дожить. (С.Самушенков “Старый фильм”)
Песня “Ты же выжил солдат”.
1 ведущий: Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей. Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
2 ведущий: В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство великое и необходимое, чувство долга.
Получают мальчики повестки.И уходят мальчики служить.Есть обязанность у них такая:От врага Отчизну защитить.Матери сынов провожаютИ наказы им дают,Расцелуют крепко, перекрестятИ по-бабьи жалобно всплакнут. А отцы, махнув по рюмке “горькой”,Зная, как тяжел солдата путь,Говорят, сжимая крепко руки:“Ты, сынок, писать не позабудь”.Юноши России присягают,Клятву перед знаменем дают.Юноши пока еще не знают,Что домой они не все придут.Поседевших мам и пап все меньше.Все они уходят в мир иной...А сынок в граните остается, Остается вечно молодой!
1-й ведущий. Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.
2-й ведущий. Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться.
Песня “Кукушка” Презентация “Афганистан”.
1-й ведущий. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось “выполнением интернационального долга”. С чего все началось? Прежде всего, русские пошли помогать строить счастливую жизнь вглубь Азии. Впрочем, не все хотели укрепления позиций России. Заокеанские стратеги в борьбе за влияние в этом взрывоопасном peгионе не жалели средств. Афганистан! Ты весь во мне:
Разрывами гранат, осколками свинца,Ты заревом окутан, весь в огне,Страданиям и болям нет конца.Афганистан! Ты наша боль и горе,Крик матерей доносится сюда,Горючих слез уж выплакано море,Пожалуй, хватит их на все года.И снова поднимаюсь я в атаку,И снова пули поднимают пыль.Афган! Зачем же раньше срокуСуровую всем открываешь быль.Историю не повернуть вспять,Сполна мы за Россию заплатили,Но память возвращает нас опятьВ Афганистан – туда, где мы служили.
2-й ведущий. Наконец наших солдат вывели из Афгана. Армия свой долг выполнила с честью, а вот выполнили ли свой долг те, кто посылал ребят на войну? И как больно сейчас читать и слышать им, прошедшим огонь и воду и оставшимся в живых:, что тa война была ошибкой... Значит, все было зря?
Мы шли пружинисто и дружно:Две сотни ног в единый шаг,И слава русского оружьяЗвенела в нервах и ушах.Туда, где полковое знамя Цепляло верхние слои.Взмывали соколы орламиИ соловьями – воробьи.Земля сама под шаг просилась –Десантный шаг, и потомуОт грома небо покосилось,Берету вторя моему. И окна радостно сверкалиСквозь вишен розовый туман...И мы тогда еще не зналиСловца мудреного “душман”.
1-й ведущий. Ребята, прошедшие испытание Афганом, наверное, что-то же получили взамен? Человек, заглянувший в лицо смерти и, не дай бог, измене, лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любви к Отчизне.
2-й ведущий. Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде. Мы узнаем их по спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Мы нередко слышим их песни, привезенные оттуда. В них нет места тщеславию, кровожадности или мести. Они поют о родине, долге, о любви и о боевом товариществе.
1-й ведущий. Пройдут годы. Многое со временем, возможно, забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии об “афганцах” и “чеченцах”, и попреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе ничем неизгладимой трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывая о силе духа и мужестве солдат.
Давно ушли мы из Афгана, Почти забыли запах дыма и огня,Но помню: было там все без обмана,А здесь все фальшь преследует меня.А здесь повсюду мелочность, нечестность,Которую встречаю я в штыки,И вспоминается в песке и пыли местностьУ той далекой и чужой реки.Не каждый ведь сейчас поймет, А кто поймет, не испытать ему,Как наши парни шли вперед Земля горела вся в дыму.От жажды трескалися губы,Горело горло, как в огне,Но парни стискивали зубы,Глоток воды свой отдавали мнеСейчас мне стыдно, что я раненыйПросил и бредил о воде,Глоток, которой там был равенПорою жизни всей цене.Как братья были люди там,Ценой безмерной за все платили.
2-й ведущий. Жизнь, как спираль, уходящая вверх. Крепче ступай по земле, солдат, путь еще неблизкий. Крепче ступай, потому что врагам твоим хочется, чтобы испытания чаще сбивали тебя с ног. Их еще немало будет на твоем пути, тех испытаний, и надо учиться преодолевать их.
1-й ведущий. Шаг за шагом, и бегут назад километры. Сколько пройдено этих километров, солдат не считает. Сколько надо столько и пройдет.
2-й ведущий. Очень верно кем – то подмечено, что человеческая жизнь измеряется не продолжительностью ее, а тем, что ее наполняет. Чечня…
Песня “Русский парень” , Презентация “Чечня”
1-й ведущий. Все новые и новые “горячие точки” вспыхивают на карте… и среди них боль России – Чечня.
2-й ведущий. Давно закончилась та война. Так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?
1-й ведущий. Судьбы, судьбы... Гришко Андрей, наш земляк, наш ученик призван на действительную военную службу. Участвовали в боевых действиях на территории Чеченской республики. Но ему не суждено было вернуться домой.
Чтец:
Не был я на чеченской проклятой войне.Понимаете, не был, ребята.Пока вас снайпера прибивали к броне,Я сидел в нашей школе за партой.Пока нас распинали живых на крестахБородатые чёрные звериИ потом предавали на самых верхах,Всё молча о реальных потерях...И терялся в ночи скорбный плач матерейПод гудёж бесноватой столицы,И смотрели на нас в глубине алтарейУбиенных парней наших лица.Страшен взгляд сих оболганных, преданных душ,В этом мире проклятом забытых.О, какая ж в сердцах наших чёрная глушь,Если мы предадим их, убитых!Предадим их, не взяв в руки праведный меч,Ложь срубающий истины словом!
Тот, кто душу свою здесь захочет сберечь,Потеряет её перед Богом
(Минута молчания.). Метроном
1-й ведущий. Наш урок сегодня мы назвали “Живая память”. Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других “горячих точках”. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним.
2-й ведущий. Российский офицер! Это гордое звание, героическая профессия. Профессия – родину защищать. И выпускники нашей школы с честью продолжают эту эстафету самоотверженного служения Родине.
1-й ведущий. Будущие воины наших дней. Вам занимать место в боевом строю и значит становиться преемниками и продолжателями славы нашей Армии, ее замечательных боевых традиций.
Чтец
Я хочу, чтобы гордость была за страну,Чтоб красивым был прожитый день,Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену, Вспоминая хороших людей.Я гордиться хочу! Я для этого росИ готовил себя для побед,Потому что изведал до счастья, до слез:Выше славы Отечества – нет.
2-й ведущий. Я считаю, у каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью…
1-й ведущий.
Нам не страшны любые непогоды:Есть у родной страны надежный щит.На страже мира, счастья и свободыСолдат Российской армии стоит.
2-й ведущий.
Друг! Современник. В молодые годыПреодолеешь ты наук гранит,Пока на страже мира и свободыСолдат Российской армии стоит.
Песня “Служить России”