Урок о лесе (5-6 классы)


Урок биологии в 6 классе.
Тема урока: Особо охраняемые природные территории Белгородской области. (Раздел «Биологическое краеведение»)
Цель урока: систематизировать и расширить знания учащихся, полученные при изучении биологии, экологии, географии своего региона.
Задачи:
Способствовать формированию представлений о территориальных особенностях растительности Белгородской области.
Продолжить формирование умений обучающихся работать самостоятельно и в группах с понятиями «заповедник», «заказник», «памятник природы», различными источниками информации.
Формировать чувство сопричастности к решению экологических проблем, патриотизма, гордости за страну и малую родину.
Развивать познавательный интерес к изучению родного края.
Форма проведения: урок- викторина, урок – КВН.
Форма организации учебной деятельности: групповая (командная), индивидуальная.
Межпредметная связь: биология, география, экология, литература.
Оборудование: Красная книга Белгородской области, гербы, фотографии, рисунки Белгородской области и Ивнянского района, гербарий растений, сообщения учащихся, презентация, карта Белгородской области, таблицы «Охраняемые растения Белгородской области», «Охраняемые животные Белгородской области», справочники.
Ход урока.
Эпиграф:
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Но из всей большой России
Ближе к сердцу Белгородчина моя.


Ход урока.
I.Организационный момент. Класс делится на две группы (команды). Каждая группа (команда) придумывает название и назначает капитана.
II.Актуализация знаний.
На предыдущих уроках биологии, географии, мы познакомились с растениями и животными природных зон расположеных на территории Белгородской области. Выяснили, что большая территория занята типичной лесостепью, в том числе и наш Ивнянский район, на юго-востоке располагаются степи.
Задание №1. Каждой группе раздаются карточки с фотографиями и вопросами.
1 группа. Используя карту «Белгородская область» и записи в тетрадях, определите:
Где в Белгородской области располагаются дубово-широколиственные леса? Почему именно в этих местах?

(Они располагаются по правым берегам рек Ворскла, Оскол и других. Правые берега оказываются под большим воздействием влажного воздуха с Атлантического океана, а дубы как раз влаголюбивые деревья…)
Где в Белгородской области располагаются сосновые леса? Почему именно в этих местах?

(Чисто сосновых лесов в области мало, в основном это левые берега Ворсклы, Северского Донца, Оскола. Они более сухие, а сосны как раз не любят много влаги…)
2 группа. Используя карту «Белгородская область» и записи в тетрадях, определите:
Где в Белгородской области располагаются дубовые леса?

( Дубовые леса занимают гораздо большие площади, чем дубово-широколиственные, но преимущественно по правым берегам рек…)
Где в Белгородской области располагаются степные растения? Какие они и почему именно здесь?

(Разнотравно-злаковые и злаково-разнотравные на юго-востоке области, в Валуйском, Алексеевском и Ровеньковском районах. Эта территория с количеством осадков меньше 600 мм…)
Как вы уже знаете, лесов на территории области немного, и расположены они неравномерно; большей частью лесные участки представлены небольшими урочищами по оврагам, балкам, водоразделам или прибрежными лентами вдоль возвышенных правобережий рек. Общая площадь земель лесного фонда, всего 236,9 тыс. га; лесистость - 8,5%. Преобладающие породы: дуб высокоствольный, сосна, ясень, осина. Остальные породы занимают значительно меньшую площадь это ольха черная, клена и др. Возрастная структура лесов очень неравномерная. Значительно преобладают средневозрастные (74%) древостои, а спелые и перестойные занимают около 3% площади. Леса области с 1992 г. переведены из второй группы в первую.
III. Основной этап урока
Здравствуй, лес, дремучий лес,Полный сказок и чудес!Ты о чем шумишь листвоюНочью темной, грозовою?Что там шепчешь на заре,Весь в росе, как в серебре?Кто в глуши твоей томится?Что за зверь?Какая птица?Все открой, не утаи:Ты же видишь – мы свои!

1. Конкурс «ООПТ».
Команды должны будут ответить на вопросы по очереди.
Назовите формы особо охраняемых природных территорий. (Государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы и др.)
Что такое заповедник? (Заповедник – это охраняемая территория, на которой запрещена любая производственная деятельность, в том числе охота, рыбная ловля, туризм.)
Что такое заказник? (Заказник – участок суши или моря, в которых постоянно или в течение ряда лет в определенные сезоны года охраняются отдельные виды растений или животных).
Что такое памятник природы? (Памятник природы - отдельные охраняемые природные объекты, имеющие большое научное историческое и культурное наследие).
(показываем слайды природных памятников, сообщаем некоторые данные)Например:

Донскoе Белогорье, это хорошо всем известный белый писчий мел. Меловые столбы, высотою 5-7 м на крутых долинных и балочных склонах Белогорья. Классическим местом их проявления являются окрестности хутора Дивногорья, где выделяются две группы – Малые Дивы и Большие Дивы. Первые расположились на крутом склоне балки, открывающемся своим устьем в сторону Дона, а второе – на долинном склоне неподалеку от впадения в Дон реки Тихая Сосна.

Шатрища – второй после див по значению гнолого-геоморфологический памятник природы донского Белогорья. Они представляют собой крупные меловые останцы шатрообразной формы.
Как называется государственный природный заповедник на территории Белгородской области? (Белогорье)
Что такое природный парк? (Охраняемый обширный участок природного или культурного ландшафта; используется главным образом для рекреационных целей)
(Показываем слайды сообщаем некоторые данные. Учащиеся дополняют о растительном и животном мире (домашнее задание) ) Например:
Природный парк «Ровенский».
Дата образования: 1998 год
Природный парк включен в ведение заповедника "Белогорье" в 1999 году.
Общая площадь: 1388.06 га.Площадь заповедного участка: 50 га.Площадь комплексных заказников: 1288.06 га.
Местоположение: Ровеньский район, окрестности п. Ровеньки.



 


В каком году был создан заповедник «Белогорье»? (1999г.)
Назовите пять участков, входящих в состав заповедника «Белогорье». («Лес на Ворскле», «Ямская степь», «Лысые горы», «Стенки Изгорья», «Острасьевы яры»).
(Показываем слайды сообщаем некоторые данные. Учащиеся дополняют о растительном и животном мире (домашнее задание) ) Например:
Участок «Лес на Ворскле».
Дата образования: 1924 год.
Общая площадь: 1038 га.Охранная зона: 488 га.
Местоположение:Окрестности п. Борисовка, на правом берегу верховий р. Ворсклы.
 


Участок «Острасьевы Яры».
Дата образования: 1995 год.
Общая площадь: 90 га.Местоположение: в 8 км южнее п. Борисовка.




Участок «Стенки-Изгорья»
Дата образования: 1995 год
Участок передан заповеднику «Белогорье» от Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина в 1999 году.
Общая площадь: 267 га
Местоположение:В 9 км к юго-западу от г. Новый Оскол, на левом берегу р. Оскол


 


Участок «Ямская степь».
Дата образования: 1935 год
Участок передан заповеднику «Белогорье» от Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина в 1999 году.
Общая площадь: 566 гаОхранная зона: 1400 га (ширина 1 км)
Местоположение: в 12 км к юго-западу от г. Губкина




Участок «Лысые горы».
Дата образования: 1993 год
Участок передан заповеднику «Белогорье» от Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина в 1999 году.
Общая площадь: 170 гаОхранная зона: 860 га (ширина 1 км)
Местоположение: в 3 км юго-западнее г. Губкина, в верховьях одного из правых притоков р. Оскол



 
Какого числа отмечается день заповедников и национальных парков? (11 января. Впервые отмечался в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы).
Что такое «Красная книга»? (Красная книга – это документ, содержащий описание современного состояния редкого вида, причин его бедственного положения и основные меры по спасению).

В каком году создана первая Красная книга? (В 1966г. Международным союзом охраны природы).

В каком году создана Красная книга Белгородской области? (Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. научн. ред. А.В. Присный : Белгород - 2004 г.)

2. Конкурс «Роль леса в природе и жизни людей».
Используя схему «Значение леса», раскройте роль леса в природе и жизни людей (работает каждая группа).
Значение леса (на доске или слайде)
место отдыха
аптека
источник чистой воды и пищи
источник древесины
источник топлива
дом для растений, животных, грибов
защитник воздуха, водоемов, почв
Приблизительные ответы.
Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений.
В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа.
В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.
Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.
Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.
В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.
Лес – защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.
Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.
Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.
3. Конкурс «Экология».
А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте стихотворение Н. Некрасова и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной.
(Вырубка леса.)

Раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора. А сейчас после работы лесорубов птицы и звери остаются без дома. Гибель растений ведет к разрыву цепей питания. В результате вырубки лесов гибнут насекомые, птицы, звери.
Другая экологическая проблема раскрывается в стихотворении
«Берегите природу!».
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди.
(Незаконная охота – браконьерстве.)

Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Потом люди стали убивать больше, чем могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. Многие виды редких животных взяты под охрану. В Красную книгу занесены: растения, насекомые, птицы, звери т. д.
4. Конкурс «Красная книга».
Каждый обучающийся заранее получил задание подготовить
репортаж на тему: «Редкие и исчезающие растения и животные Белгородской области».

Каждый (по желанию) учащийся рассказывает, демонстрируя рисунки, фотографии с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два– изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.

5. Конкурс. «Угадай по описанию».
Каждой команде предлагается прослушать описание растения или животного, охраняемого на территории Белгородской области и назвать его.(Если не смогут по описанию, показать слайд с фотографией)
Крупная хищная птица, обитающая по побережьям крупных водоемов. У взрослых птиц голова и шея светлые, хвост белый, остальное оперение серо-бурое.
(Орлан - белохвост).
Это животное относится к отряду грызунов и является прекрасным строителем плотин. Их жилище называется хатка.
(Бобр).
Это растение имеет одиночные ярко окрашенные цветки из-за чего его чаще можно встретить на приусадебных участках чем в дикой природе. Произрастает на степных участках. В народе его называют воронок.
(Пион тонколистный).
Древнее сказание поясняет, что этот цветок ни что иное, как проросшие золотые монеты жадного купца. Их в отчаянии разбросала его дочь, когда отец отказался выдать ее замуж за бедного рыбака.
(Купальница).
Полночная фея по лесу прошла,
Под кустиком сонным фиалку нашла,
Она подарила цветку аромат.
«Ночница» с тех пор про цветок говорят.
(Любка двулистная).
Шла по поляне богиня и случайно потеряла туфельку, которая превратилась в этот прекрасный цветок.
(Венерин башмачок).
6. Конкурс «Правила поведения в лесу».
 Сейчас мы подумаем, что зависит от каждого из нас. Как мы должны вести себя в лесу?
Ученик из 1 команды читает стихотворение «Экология»
Вот экология — модное слово,Раньше природа не знала такого,Банки, бутылки в кусты не бросали,В реку отходы и нефть не сливали.Крысы и мыши теперь процветают,Ценные виды, увы, исчезают,Кто сигаретой себя отравляет,Кто-то наркотики употребляет.Те, кто на свалках сжигают отходы,Все отравляют, и воздух, и воду!Наша планета пока что жива,Но без защиты погибнет она!Если хотите, чтоб мир был зеленым,Не вырубайте березы и клены!


Ученик читает рассказ В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида седели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
Вопросы команде-сопернице:
-Чье поведение в лесу вы считаете правильным?
-Правильно поступила Лида, собрав весь мусор.

Если все будут поступать, как Оля, то лес превратится в свалку. Вы знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
Ученик из 2 команды читает стихотворение Вадима Шефнера «Пожар
Забывчивый охотник на привалеНе разметал, не растоптал костра,Он в лес ушёл, а ветки догоралиИ нехотя чадили до утра.А утром ветер разогнал туманы,И ожил потухающий костёр.И, сыпля искры, впереди поляныБагровые лохмотья распростёр.Он всю траву с цветами вместе выжег,Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,Как вспугнутая стая белок рыжих,Он заметался со ствола на ствол.И лес гудел от огненной метели,С морозным треском падали стволы,И, как снежинки, искры с них летелиНад серыми сугробами золы


Ученик читает рассказ «Воскресенье в лесу»
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! День стоял жаркий, сухой, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Ягоды вырывали с корневищами.

- Какие ошибки совершили дети?
– Какой вред может нанести человек лесу?
Чтобы этого не случилось, нужно не только знать правила поведения в лесу, но и соблюдать их.
7. Конкурс «Символ Ивнянского района»
Каждой команде выдается набор пазлов, из которых необходимо сложить картинку и ответить на вопрос: Какое дерево является символом Ивнянского района? (Ива)


Планета наша огромна. И за целую жизнь, человек не может обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.

VII. Домашнее задание – творческое:
Разработать проект природовосстановительных мероприятий, направленных на охрану и восстановление редких и исчезающих растений и животных. (Вспомнить, чем проект отличается от обычной презентации.)
Разработать серию предупреждающих знаков «Правила поведения в лесу»
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Литература.
Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение», Ярославль, «Академия развития», 1997г.
Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», Москва, «Педагогика- Пресс»,1994г.
«Тайны живой природы». Энциклопедия, Москва, «РОСМЭН»,1998г.
Т.М. Бондаренко «Экологические занятия», Воронеж, ТЦ «Учитель»,2004г.
Л.М.Потапова «Детям о природе»-экология в играх, Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.
И.Н. Горенко «Экологическое воспитание в школе», Волгоград, «Учитель», 2007 г.
Г.Н. Решетникова, Н.И. Стрельникова «Окружающий мир» (занимательные материалы), Волгоград, «Учитель», 2007 г.
eco.nw.ru
Orlenok-KMV.ru
festival.1september.ru
images.yandex.ru
http://images.yandex.ru
intall.ru›social/red-book Белгород
zapovednik-belogorye.ru
mnr.gov.ru›maps/?region=31