Методический семинар Практико-ориентированное обучение на уроках математики


Практико-ориентированное обучение на уроках математики как один из способов мотивации в обучении
преподаватель математики Кабакова С.А.
В настоящее время актуальным является внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания. Одной из такой технологией является технология практико-ориентированного обучения, которая, по моему мнению, способствует повышению мотивации к обучению, а значит и эффективности образовательного процесса.
Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса. Практико-ориентированное обучения заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.
Практико-ориентированные задача – это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования.
Целью моей деятельности по данной теме  является формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в следующем:
- мотивационное обеспечение учебного процесса;
- связь обучения с практикой;
- сознательность и активность обучающихся в обучении,
В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средство познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода способствует созданию такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей.
Практико-ориентированное обучение способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества.
Поэтому, если при обучении математике обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений систематически и целенаправленно использовать практико-ориентированные задачи, то повысится:
-качество математической подготовки учащихся,
-интерес к предмету, поскольку для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях.
Не правда ли, нам почти каждый день в жизни приходиться считать, мы постоянно используем знания о величинах, характеризующих протяженности, площади, объемы, промежутки времени и многое другое.
Рассмотрим некоторые примеры математических задач, решаемых в школьном курсе математики.
Обучая математике студентов специальности «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», на этапе актуализации знаний предлагаю решить задачи с практическим содержанием.
Задача 1. В колхозе «Ленинцы» общая площадь полей составляет 3000 га. На этих полях засеяно три вида культуры: овёс, ячмень, пшеница. Овса засеяно 100 га земли, ячменя – в два раза больше овса, а пшеницей вся оставшаяся площадь. Узнайте сколько гектаров засеяно пшеницей.
Задача 2. 3 литра молока стоят 75 рублей. За 1 месяц маленький телёнок выпивает в среднем 12 литров молока. Сколько нужно затратить денег, чтобы дорастить телёнка до 3-х лет.
Задача 3. Сахарная свекла содержит 15% сахара. Хозяйство в этом году вырастило 600 тонн свеклы. Сколько сахара получит хозяйство?
Задача 4. Фермер сдал на мельницу 50 ц зерна. Выход муки при размоле пшеницы составляет 80%.Сколько муки получит фермер?
Задача 5. Чтобы приготовить 4 порции картофельной запеканки, нужно взять 400 грамм картофеля. Сколько картофеля потребуется для 12 порций запеканки?
Задача 6. В 7,5 кг свинины содержится 3 кг жиров. Сколько жиров содержится в 100 кг свинины?
Задача 7. Одной корове в сутки в зимний период требуется 12 кг сена. В хозяйстве 3 головы крупнорогатого скота. Сколько центнеров сена потребуется на зимний период, считая с 1 ноября по 1 мая?
Задача 8. Чтобы вырастить свинью до 1 центнера, надо на корм 10 ц зерна и 180 литров молока. Какой доход получится при продаже мяса по 95 рублей за 1 кг, если стоимость 1 центнера зерна 600 рублей, 1 литра молока - 25 рублей?
Задача 9.Надо проложить водопровод к животноводческой ферме длиной 191м. Для этой цели имеются трубы в 5м и 7 м. Сколько труб той и другой длины понадобится для прокладки водопровода?
На одном из практических занятий по теме: «Описание с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков» решали задачу по определению живой массы коровы по промерам (косая длина туловища и обхват груди за лопатками), используя формулу, изучаемую на занятиях по дисциплине «Основы зоотехнии». Для наглядного описания зависимости величин, полученных в результате выполненных замеров, построили график зависимости живой массы от косой длины туловища животного, при фиксированном значении обхвата груди.
Студентам, обучающим по профессии «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка», для активизации мыслительной деятельности и с целью мотивации к обучению математики предлагаю следующие задачи:
Задача 1. За один рабочий день в уборочную комбайнёр должен убрать озимой пшеницы с 15 га. С 1 га набирается примерно 1,5 тонны пшеницы, так как год 2010 засушливый. 1 тонна стоит в среднем 6000 руб. Сколько может заработать денег фермерское хозяйство благодаря работе одного комбайнера в течение месяца?
Задача 2. План тракториста составляет 4.3 га вспаханной земли. Тракторист перевыполнил план на 5%. Сколько гектаров земли вспахал тракторист?
Задача 3. Тракторист вспахал в первый час поля, во второй час поля и в третий час поля. Какую часть вспахал тракторист за эти 3 ч?
Задача 4. Из пункта А в пункт В навстречу друг другу выехали два автомобиля. Скорость автомобилей 55км/ч и 60км/ч. Через какое время автомобили встретятся, если расстояние между пунктами составляет 460 км?
Практико-ориентированные задачи позволяют применять логическое мышление, создают условия для того, чтобы обучающиеся оценили смысл и значение приобретённых знаний.
При изучении понятии производной из раздела математического анализа решаем задачи на практическое применение понятия производной.
Задача1. Для машины, движущейся со скоростью 30 км/ч, тормозной путь определяется по формуле s=30t-16t2. В течении какого времени осуществляется торможение до полной остановки? Какой путь пройдет машина от момента начала торможения до полной остановки?
Задача 2. Требуется вырыть яму обьемом 32 куб. м, имеющую квадратное дно, так чтобы на облицовку ее дна и стен пошло наименьшее количество материала. Каковы должны быть размеры ямы?
На уроках математики особую трудность для обучающихся представляют текстовые задачи. Обучающимся нелегко ориентироваться в задаче, в её условиях и требовании. Поэтому подробно отрабатываю анализ текста задачи, ее данных, которые мы наглядно представляем в виде модели. При работе с математической моделью задачи обучающиеся легче понимают смысл, графически показывают зависимость числовых данных, определяют известное и неизвестное, находят способ решения задачи. В процессе моделирования активизируется творческая деятельность  обучающихся, отражается предметная сторона учебной деятельности. Основные виды моделей к задачам, применяемых мною на уроках - схема, чертёж, таблица, предметный рисунок, краткая запись, диаграмма. 
Внеаудиторная самостоятельная работа со студентами включает в себя написание учебных проектов, имеющих практическую направленность в область их будущей профессии.
Примерная тематика тем индивидуальных проектов:
1.Моделирование математических задач. «Задачи от тракториста»
2. Математика в сельском хозяйстве.
3. Прямая и обратная пропорциональные зависимости в задачах моей будущей профессии
4. Задачи расчета нормируемого расхода топлива
5. Описание зависимости скорости движения и тормозного пути
6. Геометрические задачи с практическим содержанием
7. Зависимость расхода топлива от скорости движения.
8.Математические расчеты при установки сеялки на норму высева
9. Математические расчеты при установки маркеров и следоуказателей.
В своей работе при практико-ориентированном обучении стараюсь применять  активные и интерактивные методы на уроках, веду работу в парах, индивидуально, коллективно, использую раздаточный материал и электронные носители. Обязательно демонстрирую иллюстрации, таблицы, рисунки, содержащие данные с помощью интерактивной доски и нетбуков учащихся. Это делает обучение более результативным, позволяет достигать поставленных целей, развивает у обучающихся интерес к математике как к предмету, имеющему большое применение на практике в жизни.